О контактах между Александром Невским и Иннокентием IV, занимавшем папский престол в 1243-1254 гг., до нас дошли аж целых три известных историкам источника - две буллы Иннокентия IV и Житие Александра Невского. Обе папские буллы относятся не к 1248 году и датируются 22 января и 15 сентября соответственно. В то время как Житие, а если быть точнее "Повесть о житии..." появилась уже в конце XIII века, а потому образ Александра там изрядно оброс местячковыми мифами.
В первом послании (22.01.1248) Папа предлагал Александру, прежде всего, последовать примеру своего отца Ярослава, умершего в Каракоруме в 1246 году, и принять католичество. Однако подтверждений тому, что Ярослав Всеволодович принял католичество на смертном одре нет - эту версию активно тиражировал папский легат Плано Карпини, что как бы намекает. Далее Папа просил в случае начала татарского наступления на Европу известить Тевтонский и Ливонский ордена:
"дабы... мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией сим татарам мужественное сопротивление оказать".
Практическая польза от такого содействия для Невского тоже расписывается в послании. Принятие католичества отвратит его от "вечного проклятия" и приведет к спасению, а извещение орденов о монгольском походе поможет в борьбе против "жестокого ига татарского", с которым Невский так и так захочет бороться.
Во втором послании (15.09.1248) сразу бросается в глаза обращение Папы к Александру Ярославичу как к "Alexandro, illustri regi Nougardiae" - светлейшему королю Новгородскому. Подобное обращение - "rex"- имело место только в отношении католических правителей. А сам восторженный ответ римского понтифика и вовсе кажется странным, ведь по его словам Александр согласился перейти в католичество и предложил построить в Пскове католический собор. Новая просьба Папы в этом послании - принять в качестве своего посла в Новгороде архиепископа Прусского (на тот момент это был Альберт фон Зуербеер).
В Житии Александра Невского, кстати, упоминается папское посольство аж с двумя кардиналами, которые пытались убедить князя принять католическую веру. Но тот стойко отказался. А теперь длинный постскриптум о том, почему Иннокентий IV вообще написал Александру Невскому и почему тот прервал с ним переписку.
В 1240-х годах Папа, на фоне монгольского нашествия на Русь, начинает устанавливать связи с разными князьями с заделом на расширение католической сферы влияния. С Даниилом Галицким и его братом Василько это принесло плоды - право семьи Романовичей на Галицкие земли были подтверждено папской буллой, а Галицкое княжество вошло "под руку" Святого Престола, пусть и формально. И это ещё мы не упомянули официальную коронацию Даниила, которая случится позже и официальное именование князя "rex" в документах Священной Римской империи.
В 1246 году в сношения с Папой вошёл и Ярослав Всеволодович, который действительно встречался с Плано Карпини в Каракоруме. Его вероятное отравление великой ханшей Туракиной стало поводом для отправки первого послания Иннокентия к Александру, который в Каракорум ехать отказался, на чём и рассчитывал сыграть Папа. Однако когда послание дошло до князя, он со своим младшим братом Андреем уже успел съездить "на поклон" к Батыю, а потому ничего конкретного, судя по всему, не ответил. Хотя А.А. Горский полагает, что Александр в качестве знака доброй воли действительно мог предложить построить католическую церковь в Пскове, что не было чем-то из ряда вон выходящим. В Новгороде такие церкви, например, были.
Почему тогда второе послание Иннокентия оказалось таким восторженным? Известно, что он получил ответ Александра не из первых рук, а через архиепископа Прусского, а потому дружеско-нейтральный тон князя мог превратиться для Папы в восхищенно-одобрительный аж с согласием на переход в католичество. Вторая папская булла, написанная осенью 1248 года, добралась до Александра лишь спустя два года, поскольку князь таки отъехал в Каракорум, где и пробыл полтора года. Вернувшись, Александр порвал связи с Римом и никаких более подвижек для установки новых контактов не предпринимал.
Почему? Точно неясно. Есть версия, что Александр предпочел монголов крестоносцам из-за их большей веротерпимости, отсутствия у них намерений осуществлять прямой захват русских земель и абсолютное равнодушие к северным территориальным расширениям Новгорода. Негативно могло повлиять на решение Александра и то, что сотрудничество с Римом на тот момент не очень-то и помогло в борьбе с монголами Даниилу Галицкому (и не поможет в будущем). Также вносили свою толику сомнений экспансионистские настроения католических орденов и Швеции - церковные и земельные соответственно.
В итоге Александр решил, что сближаться с Римом ему просто невыгодно, учитывая то, что с Ордой выстраивать прочные связи оказалось вполне возможно. И его ставка сыграла.
***
За текстом посланий и чуть более подробно о папской политике 1240-х годовот сылаю к соответствующей статье Г. Рошко.
Исторический лекторий "Бои за Историю" в ВК
Исторический лекторий "Бои за Историю" в ТГ