Найти тему
"Вдовствующее царство" | Елена Глинская и институт регентства
Правление Елены Михайловны Глинской и проблемы, с которыми ей пришлось столкнуться, довольно хорошо укладываются в критерии средневекового сексизма. Смех смехом, но женщина в XVI веке уж точно не была в центре политической игры. Можно назвать это естественным, для той эпохи, порядком вещей, однако само по себе ограничение женщины в правах никуда не исчезнет. Существо с Х-хромосомой у власти – тоже довольно редкое явление для Средних веков. Статус "королевы-матери" в западноевропейских странах часто не имел ничего общего с управлением государством...
1 год назад
"Вдовствующее царство" | От боярского "триумвирата" к великой княгине
I часть об "опекунском совете Василия III. В первые дни после смерти Василия III произошла церемония передачи княжеской власти трёхлетнему Ивану IV. И даже на этом эпизоде можно споткнуться о разночтения источников, поскольку "Повесть о смерти Василия III" и Воскресенская летопись (создана в 1540-е годы) по-разному изображают этот день. По одной версии, более правдоподобной, московские бояре целовали крест новому великому князю и его матери под чутким надзором митрополита Даниила. По другой – бояре...
1 год назад
"Вдовствующее царство" | На смертном одре Василия III
В начале декабря 1533 года после продолжительной болезни скончался великий князь Московский Василий III. События, произошедшие после его смерти, остались в памяти потомков под названием "боярского правления". Период, начиная с 1533 года и вплоть до венчания Ивана IV на царство, обычно представляется как время разрухи и анархии. Недолгое правление Елены Глинской и грызня боярских кланов за свои интересы идут в комплекте. Сейчас наиболее радикальные точки зрения, развивавшие теории о феодальной реакции, массовых репрессиях и полном государственном раздрае, отошли на задний план...
1 год назад
Корона святого Стефана | Откуда взялся погнутый крест?
Причина, по которой крест, венчающий корону святого Иштвана (Стефана) несколько наклонен вбок, до сих пор остается предметом научных и не очень обсуждений. Однозначного ответа на вопрос о том, что случилось с крестом и почему его решили оставить в таком виде до сих пор нет. Однако существует несколько легенд и теорий, касающихся причин деформации короны, относящих это событие к разным знаковым событиям венгерской истории. Самая распространённая версия гласит, что крест был погнут после смерти Альбрехта Габсбурга (король Венгрии в 1437-1439 гг...
1 год назад
Александр Невский и Ватикан | О чем писал Иннокентий IV?
О контактах между Александром Невским и Иннокентием IV, занимавшем папский престол в 1243-1254 гг., до нас дошли аж целых три известных историкам источника - две буллы Иннокентия IV и Житие Александра Невского. Обе папские буллы относятся не к 1248 году и датируются 22 января и 15 сентября соответственно. В то время как Житие, а если быть точнее "Повесть о житии..." появилась уже в конце XIII века, а потому образ Александра там изрядно оброс местячковыми мифами. В первом послании (22.01.1248) Папа...
1 год назад
Падение Константинополя | Реакция на Руси и в Европе На момент падения Константинополя в Западной Европе и Московии были, конечно, и свои проблемы. Однако реакция на падение столицы христианской империи всё же была и общий фон произошедших событий оставался довольно печальным и трагичным. Иллюзии о неприступности городских стен Константинополя были разрушены в Европе ещё в 1204 году, однако образ византийской столицы как центра христианского мира и одного из крупнейших его форпостов на Востоке, все же сохранялся. А потому реакция православных стран и церквей была примерно понятной - разочарование и плачи. Другая сторона падения империи - потеря итальянскими республиками Генуи и Венеции прибыльного рынка сбыта. Последние понесли в результате падения ромейской столицы особенно большие потери - во время осады погибло около 550 венецианцев и критян, а общие убытки составили 300 000 дукатов. Поэтому вести о падении Константинополя в Венеции также были встречены плачами по погибшим, хотя судьба самих ромеев беспокоила венетов мало. Папский престол тоже не сидел на месте. Во всяком случае в течение первых нескольких лет после гибели Византии Рим пытался организовать новый крестовый поход - собирал войска и флот для захвата османских островов в Средиземном море. В этом деле особую активность проявляли кардиналы Исидор (бывший митрополит Киевский), Виссарион и Сильвио Пиколломини (будущий Пий II). В 1454 г. бургундский герцог Филипп III Добрый даже принес торжественный обет, пожелав отправиться на войну против турок. Но как-то не сложилось. В итоге общий фон европейских событий и низкий авторитет папской власти свели все начинания Ватикана на нет, Куда более явный эффект оказало падение Константинополя на литературу. Вскоре после гибели империи, появились различные сочинения бывших византийских историков, осмыслявших произошедшие события с протурецких (Михаил Критовул), национальных (Георгий Сфрандизи) и даже латинофильских (Михаил Дука) позиций. Начинаются попытки ответить на вопрос "Почему пала Византия?" и "Что она оставила после себя?" В России получила распространение эпическая "Повесть о взятии Царьграда" Нестора Искандера, который, вероятно, являлся очевидцем осады со стороны турок. А впоследствии образ крушения империи активно использовался в русских политических проектах, где нужно было изобразить ту или иную причину падения "греков", использовав последних как антигероев. Например в сочинениях 1540-х гг. за авторством Ивана Пересветова причиной падения Византии называется "потеря царской мудрости". Так что миг падения Византии в России не забывался ещё долгое время, хоть и не совсем очевидной причине. Примерно такой же подход можно заметить и в западноевропейской литературной традиции. Так немецкий поэт Михаэль Бехайм написал на падение Константинополя стихотворение "О турках и дворянстве", в котором акцент был сделан не на смерти Византии, а на турецкой угрозе. Исторический лекторий "Бои за Историю" в ВК Исторический лекторий "Бои за Историю" в ТГ
1 год назад
Загадочная "Гиберния" в посланиях Ивана IV В самом известном своем послании к английской королеве Елизавете I российский царь Иван IV, помимо разных оскорблений, называет её королевой "Хиперской". И если прочие титулы Елизаветы читаются вполне четко, то звучание этого вызывает ассоциации разве что с Гипербореей. Разбираемся. Полностью "приветственное слово" из послания 1570 года звучит так: "Милосердия ради милости Бога нашего […] мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии […] королевне Елизавети Аглинской, Францовской, Хиперской и иных..." "Хиперское королевство" здесь ничто иное, как Ирландия, покорение которой англичанами началось еще в XII веке и титул королевы которой и носила Елизавета I. Это обозначение произошло от латинского "Hibernia". Именно так назвал Ирландию (Eire) в латинской транскрипции римский историк Тацит в своей книге "О жизни и характере Юлия Агриколы". Название это по очевидным причинам прижилось и во второй половине XII века английские короли добавили к своей титулатуре прозвание "Dominus Hybernie" - "господин Гибернии". К XVI веку латинское название, судя по всему, оставалось в ходу, хотя лордов и господ сменили "короли". Как минимум известный картограф Герард Меркатор также назвал Ирландию "Гибернией" на одной из своих поздних карт. Русская же транскрипция еще больше упростила латинское название Ирландии, из-за чего получилась просто "Хиперия" и "Хиперское королевство". Кстати, небезызвестные Фоменко и Носовским "Хиперское королевство" почему-то определяли как Испанию... на которую Елизавета I не особо-то претендовала. Видимо по аналогии с "Иберией". А что, похоже ведь.
1 год назад
"Великий гамаюн" | Дипломатия Москвы и Османской Порты
"Великий гамаюн" - весьма нетипичное в дипломатической практике именование великого князя Василия III (1505-1533). И это при том, что тот в своё время удостоился титула "цесаря" от императора Священной Римской империи. Этот пышный оборот, сравнивающий Василия с мифической райской птицей, сохранился в грамоте Сулеймана Великолепного 1532 года. Помимо этого, великий князь Московский именовался в грамоте "государем государям", "великим государем началной", "царем царей" и "светлостью кралевства". Подобная пышность появлялась и в переписке с сыном Василия - Иваном IV...
1 год назад
Чудеса и страстотерпцы | За что канонизировали Бориса и Глеба?
Борис Ростовский и Глеб Муромский являются самыми известными из ряда первых русских святых. Однако вокруг времени, обстоятельств, причин их канонизации среди ученых до сих пор ведутся споры. Как, впрочем, и вокруг их смерти, поскольку не все исследователи согласны с тем, что князья пали от рук Святополка Владимировича. Но да не о том речь. Обычно Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида, представляют как страстотерпцев, принявших мученическую смерть от единоверцев. Мученический подвиг здесь состоит в непротивлении врагам, беззлобии и смирении перед своей судьбой...
1 год назад