В ноябре 2022 года я вам рассказывал о жизни Варшавского вокзала после того как он стал самым большим в Европе фуд-моллом "Vokzal 1853".
Несколько дней назад я посетил это место ещё раз, но уже в компании экскурсионного проекта "Петербург глазами инженера". Сделал я это ради того чтобы узнать что-то новое о Варшавском вокзале. И сегодня хочу поделиться с вами некоторой информацией, которая мне показалась интересной.
Гидом у нас была Александра Дадацкая. Экскурсия называлась "Пять жизней Варшавского вокзала".
Свой рассказ я построю без углубления в историю, а только на тех фактах, которые услышал на экскурсии.
Факт 1. Территория, на которой был возведён железнодорожный вокзал, изначально не входила в черту города, а являлась выгульным пастбищем, от которого отделили большой кусок для создания железнодорожной инфраструктуры.
Факт 2. Железнодорожный вокзал был построен в 1851 году по проекту архитектора К.А. Скаржинского.
Строение было отодвинутого от набережной Обводного канала. Перед зданием располагалась привокзальная площадь.
Факт 3. Александр Штиглиц был единственным русским вкладчиком, который инвестировал в строительство железной дороги. Остальной капитал был иностранным.
Факт 4. В 1858-1860 годах по проекту архитектора Петра Онуфриевича Сальмонович была выполнена перестройка здания. Фасад вокзала был изменён и приближен (вытянут) к набережной. В результате чего исчезла привокзальная площадь. На фотографии вы можете увидеть эту часть здания (второго вокзала - слева). Справа в кадре (широкая часть) - условно это первый вокзал.
Факт 5. Вместо нынешней парковки с правой стороны вокзала располагался подковообразный бассейн, который был создан для того, чтобы перегружать товары с железнодорожных составов на лодки, и далее сплавлять их в Обводный канал, а там уже грузить на баржи.
Бассейн находился здесь (на месте нынешней парковки - справа на фотографии).
Факт 6. Рядом с вокзалом располагается здание Малярной мастерской (хотя по мнению научного сотрудника Маргариты Штиглиц - это здание электростанции). Кстати, в будущем в рамках этой экскурсии его планируется посещать.
Факт 7. Поблизости находился газовый завод. Но он не сохранился.
Факт 8. Помимо всем известного поезда "Варшавский экспресс", с этого вокзала отправлялся состав "Норд Экспресс".
Норд-Экспресс (Nord-Express, Nord Express) - фирменный поезд, который в течение более 100 лет соединял Париж с Россией, позднее с Польшей и странами Скандинавии. Его расцвет пришелся на период перед Первой мировой войной.
Факт 9. На экскурсии нам показали фотографии императорских комнат в поезде. Например, опочивальни Александры Фёдоровны.
Факт 10. Варшавский мост (перед Варшавским вокзалом) - был первым, при строительстве которого использовали стальные фермы.
Факт 11. Перед зданием вокзала когда-то находилась часовня, а на вокзальном фасаде был размещён витраж. Всё это пострадало во время убийства министра МВД Вячеслава Константиновича Плеве (15 июля 1904 года). Несмотря на то, что эпицентр взрыва находился в створе Измайловского проспекта (за мостом), взрыв оказался такой силы, что пострадал и сам вокзал.
Факт 11. В третий раз здание вокзала было перестроено в 1949 году по проекту архитекторов Б.В. Муравьёва и Н.Ф. Хомутецкого. Тогда же у главного фасада был установлен памятник В.И. Ленину (скульптор Н. В. Томский).
Теперь этот памятник стоит во дворе академии Лесгафта. Ректор института спас Владимира Ильича от переплавки.
Факт 12. Последний поезд с Варшавского вокзала ушёл в 2001 году.
Факт 13. На экскурсии нам показали депо императорских вагонов (правда, издалека). После окончания мероприятия я сам прогулялся к этим зданиям.
Первое находится в очень печальном виде.
Второе тоже заброшено, но сохранило много декора.
1897 - 1898 года постройки (даты выложены кирпичом на фасаде).
Третье уже приспособили под современные нужды.
Рядом с ним находится водонапорная башня (пока что заброшена).
Ну и на удалении располагается ещё одно здание, которое некогда входило в комплекс железнодорожных построек бывшего Варшавского вокзала - круглое депо. Не было времени подойти ближе.
Но я был и внутри, потому что здесь находится офис компании, в которой я работаю - "Рив Гош". Мы находимся в центральном помещении круглого депо. Там дизайнеры соорудили красивые чугунные лестницы, но фотографию я не сделал, когда был там.
Но если вы, всё-таки, хотите увидеть как выглядит веерное депо изнутри, то ранее я написал заметку об этом на примере такого же сооружения в Малой Вишере. Примеры макетов и схемы там тоже имеются.
Какой вывод можно сделать?
Технические экскурсии или экскурсии с техническим уклоном тоже могут быть очень интересными даже для гуманитариев как я!
В будущем проект "Петербург глазами инженеров" посещу ещё раз, а может и больше... И вам обо всём расскажу!
Адрес: наб. Обводного канала, д. 118С
Координаты: 59.906681, 30.307352
Видео-прогулка по бывшему зданию вокзала.
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!