Найти тему

КРОВЬ И ВЕРА

Кадр из фильма "Лоуренс Аравийский" (1962). Слева - Омар Шариф, в центре - Питер О'Тул, справа - Энтони Куинн
Кадр из фильма "Лоуренс Аравийский" (1962). Слева - Омар Шариф, в центре - Питер О'Тул, справа - Энтони Куинн

Легендарный эпический кинофильм 1962 года режиссёра Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» о событиях Первой мировой войны на Ближнем Востоке.
Молодого офицера британской разведки
Томаса Лоуренса (актёр Питер О’Тул), по просьбе Арабского бюро отправляют в пустыню, чтобы установить связь с принцем Фейсалом (актёр Алек Гинесс), сыном шерифа Мекки. Англичанам нужно во чтобы то ни стало уговорить арабов поднять восстание против Османской империи. Лоуренс и 50 бедуинов Фейсала идут в порт на Красном море Акабу, чтобы внезапно атаковать турецкий гарнизон, и по дороге в пустыне встречаются с шейхом одного из родов бедуинского племени Ховейтат Ауда ибу Тайи (актёр Энтони Куинн).
Тот проявляет гостеприимство и за ужином интересуется, зачем им это всё нужно:
- То, что Вы замышляете против Акабы, какую выгоду Вы надеетесь получить от этого?
Шериф Али-ибн-эль-Хариш (актёр Омар Шариф) отвечает:
- Мы действуем для Фейсала из Мекки. Хариты не работают ради выгоды.
Ауда ибу Тайи парирует, какая ему разница, кто будет новым владельцем:
- Что ж, шериф Али, если человек рождён быть слугой, ему может достаться хозяин и похуже, чем Фейсал. Но я … я не могу служить…
Лоуренс интересуется у шейха:
- Ты позволяешь туркам оставаться в Акабе?
- Да, для своего удовольствия.
Возникает пауза, после чего Лоуренс пытается вновь уговорить своего собеседника:
- Мы делаем это не ради Фейсала.
- Не для него? – недоумевает ибу Тайи. – Значит ради англичан?
- Ради арабов.
- Ради арабов? – переспрашивает ибу Тайи. – Ховейтат, Адж-Ийу, Руала, Эни-Шахру… Я их знаю. Даже слыхал о харитах… Но арабы! Что это за племя?
Лоуренс засмеялся.
- Это племя рабов… Они служат туркам…

.Э. Лоуренс и арабское восстание 1916–1918 гг. Знаменосец на верблюде возглавляет триумфальный въезд в Акабу
.Э. Лоуренс и арабское восстание 1916–1918 гг. Знаменосец на верблюде возглавляет триумфальный въезд в Акабу

В словах Ауда ибу Тайи скрывался ответ на главный вопрос – никто из населявших Аравийскую пустыню не считал себя арабом, здесь жили разрозненные кланы, которых объединяла лишь религия (ислам) и разъединяла кровная вражда. В задачу же Лоуренса входило объединить эти разрозненные племена на время боевых действий, чтобы нанести османам смертельный удар в самое подбрюшье.
Именно по этой причине и возникла необходимость в таком цементирующем термине, как «арабы». Иными словами, термин «национальность» породили военные и война.

В конце XIX века специалисты Военного Ведомства всё чаще стали употреблять термин «национальность» вместо привычного термина «вероисповедание». Нет, конечно, он не заменил полностью ранее применявшийся, однако у военных наметилась тенденция именно к выделению в своих всевозможных отчётах отдельных наций (поляков, евреев, литовцев, кавказцев и т.п.).
Одной из причин этого явления было введение в 1874 году всеобщей воинской повинности. К моменту Первой мировой войны русская армия перестала быть по-настоящему русской! Если в 1871 году в ней служили представители 19-ти национальностей, то спустя 39 лет – уже более 30!
Но, самое главное, что доля великороссов (основного костяка армии) уменьшилась с 62,6% до 44,13%, т.е. почти на двадцать процентов!
Это не могло не беспокоить генералов Главного Штаба и строевых командиров, привыкших видеть у себя в части «под ружьём» послушных и исполнительных солдат из Центральных губерний России. Вместо вопросов боевой подготовки командирам приходилось уделять массу времени на обучение инородцев русскому языку, а также заниматься вопросами политической благонадёжности солдат из фабричных районов Империи после революционных событий 1905 – 1907 годов.
Однако даже не это было главным.
Вероисповедание не могло больше вычленить «внутренних врагов» - среди революционеров всё больше находилось людей православных, а не только иудеев или католиков. Самыми опасными районами страны стали считаться западные окраины (Царство Польское и Северо-Западный край), где проживало «смешанное население».
В преддверие «большой войны» требовалось не ошибиться и сделать ставку на проверенных и лояльных граждан Империи. Именно поэтому термин «национальность» приобрёл решающее значение.
Однако степень доверия к гражданам различных районов была не одинакова. Она изменялась в зависимости от региона проживания. Именно тогда, в 1890 году, прозвучал знаменитый доклад начальника Главного Штаба Н. Н. Обручева об изменении участков комплектования армии и вычленения из прежде единого русского участка трёх обособленных (велико-, мало- и белорусского).

Генерал Н. Н. Обручев
Генерал Н. Н. Обручев

Тем не менее, несхожести между великороссами, жителями различных частей империи, были столь существенны, что в труднейшие моменты даже сказывались на общероссийском патриотизме. В книге генерала Н. Н. Головина приводится настроение русских народных масс в годы Первой мировой войны (особенно усилившихся после череды первых поражений и «Великого отступления» 1915 года).
Генерал с изумлением констатировал, что в различных частях империи прежние скрепы не работали:
«… Даже коренное русское население было лишено сознания единства. Мы вятские, тульские, пермские, до нас немец не дойдет - такими словами часто и, надо сказать, довольно правильно характеризовали у нас несознательное отношение крестьянства к вопросу об общей опасности государству…».
Армия в итоге выступала своеобразным «плавильным котлом» для населения такой огромной много-национальной и -конфессиональной страны, как Россия. Такую политику активно начал проводить еще Император Николай I в 1-й половине XIX столетия. Она продолжалась и при его преемниках.

Когда же в Европе стали уделять внимание этому термину, «национальность» и почему?
Никто толком до сих пор не объяснил, что же такое, национальность. Наиболее простое объяснение – это принадлежность к определённой нации, которая может складываться из различных племён и народностей. При этом национальность не определяется местом рождения человека.
Вероисповедание и национальность – суть две стороны одной медали, т.е. разновидности идеологии. Только в основу первой положено понятие о Боге, а в основу второй - понятие о происхождении.

Возможно, что и то и другое служат инструментом для объединения одной части людей и разъединения другой. Т.е. своеобразная защита от ассимиляции, по принципу «свой – чужой».
Единоверцы могут быть разных национальностей. Например, православие – не есть только вера русских; оно также является основной конфессией для греков, болгар, сербов, грузин, некоторой части арабов и небольшого тюркоязычного народа (гагаузов). Кроме того, православие исповедует небольшая часть эстонцев, финнов и карелов. Встречаются православные и среди англичан, французов, китайцев, японцев.
Точно также и люди одной национальности могут придерживаться разной веры. В частности, в Англии были католики, квакеры, пресвитериане. Среди арабов имеются и христиане, и друзы, и алавиты, и иудеи.
На надциональный характер веры указывал ещё апостол Павел в своём Послании к Римлянам (9:12):
«… Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его…»

Апостолл Павел
Апостолл Павел

Вероисповедание – свойство не врождённое, а приобретённое. Так, веру можно легко поменять. Например, жёны русских монархов (как правило, протестанты) переходили в православие. Евреи крестились (как добровольно, так и по принуждению) в России и Западной Европе, а армяне в Османской империи принимали ислам и турецкие имена.
Становились ли при этом принцессы Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа или Гессен-Дармштадтская Алиса русскими, хотя до конца жизни они разговаривали с сильным акцентом?

Екатерина II
Екатерина II

Жёны турецких султанов почти никогда не были турками, а, значит, сами султаны не могли считаться турками.
Если ребёнка-сироту, немца, брали на воспитание поляки, сменили ему имя, то становился ли он при этом поляком? А, если вместо поляков были китайцы?
А как быть со смешанными семьями?
Вопросов здесь очень много и почти все они – без конкретных ответов.
Американский драматург Уильям Индж, лауреат Пулитцеровской премии за многократно поставленную на Бродвее пьесу «Пикник» (1953), считает, что -
«…Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям…»
А Бернард Шоу ему оппонирует: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника».
В Древнем Риме «нациями» назывались группы варваров, поселившихся на территории Рима и имеющих общее происхождение. Иными словами, те, которые не принадлежали к populus romanus – римскому народу.
Патриции (лат. patricius, от pater — «отец») – дословно это люди, «знающие своих отцов», т.е. потомки тех, кто основал Рим.

-6

Для любого человеческого сообщества естественным является принцип кровного родства и наследования. Расширение круга лиц, имеющих определённые права, всегда давалось очень болезненно. Так, 6-й царь Древнего Рима Сервий Туллий заменил родовые трибы (племена) территориальными и ввёл плебеев в состав римской общины, что в итоге закончилось для него смертью.
В Средние века «нациями» называли большие группы людей, механически соединённые друг с другом исключительно территориальной принадлежностью. Самый яркий пример использование этого термина - знаменитый Констанцский собор (1414 – 1418 г.г.), осудивший Яна Гуса.
Собор был созван антипапой Иоанном XXIII по наущению Императора Сигизмунда I Люксембурга с целью положить Великому западному расколу, продолжавшемуся с 1378 года, и тем самым, восстановить единство церкви (causa Unionis). Иоанн, бывший пират, неаполитанец Балтазар Косса, надеялся таким образом стать единственным законным главой католического мира. 5-го ноября 1414 года он открыл собор, на котором первоначально присутствовали лишь его сторонники. Гус, хотя и имевший от Императора охранную грамоту, прибыл на собор чуть раньше, намереваясь изложить свои взгляды совету. Три недели он проповедовал в гостинице, но потом был арестован.

Заседание в кафедральном соборе Констанца. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя (1420)
Заседание в кафедральном соборе Констанца. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя (1420)

24-го декабря в Констанцу прибыл Сигизмунд. Он был рассержен нарушением охранной грамоты, но ничего не сделал для освобождения Гуса. После консультации с некоторыми влиятельными богословами, Император объявил новый регламент, согласно которого голосование епископов отныне будет производиться не индивидуально, а блоками, «по нациям».
Четыре «нации» включали Англию, Францию, Италию и Германию, а к немцам причислялись поляки, венгры, датчане и скандинавы. Голосование было в значительной степени инициативой английских, немецких и французских членов с тем, чтобы помешать итальянским епископам составлять большинство. Испанские депутаты (от Португалии, Кастилии, Наварры и Арагона), первоначально отсутствовавшие, присоединились к совету на двадцать первой сессии, составив по прибытии пятую нацию.
Появление национальных государств (а с ними и национальностей) часто связывают с окончанием Тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов и заключением Вестфальского мира, когда Священная Римская империя потеряла ряд территорий как на своих окраинах (Швейцария), так и в самой Германии.
Современное понятие «нация» оформилось в конце XVIII – начале XIX вв. и было связано с событиями Великой Французской революции.

-8

Если быть точнее, то «французская нация» появилась лишь тогда, когда возникла необходимость поставить «под ружьё», на защиту Отечества не парижан или бургундцев, не жителей Шампани или Гиени, а именно французов дабы вступиться за достижения революции.
И опять мы приходим к выводу, чем «нации» обязаны своим появлением войне.