Город Иваново (до 1932 года Иваново- Вознесенск) был основан в 1871 году. Все знают этот город как текстильную столицу страны, Родину Первого Совета, город невест, но это еще город архитектурного авангарда.
В середине 1920-х гг. в стране обосновываются принципы нового архитектурного стиля - конструктивизм. Здание как бы конструировалось из простейших геометрических объемов, лишенных всякого декора. Это архитектура соответствовала эстетическим идеалам пролетариата. Роскоши буржуазной культуры противостояли простота и утилитарность новых форм, произведениям искусства - полезные вещи.
Новые формы заимствовались из мира техники. Выразительность достигалась за счет сдвинутых относительно друг друга объемов, разной этажности, угловых башен и балконов. Окна объединялись в горизонтальные и вертикальные полосы остекления. Здания построенные в этом стиле просторные, с обилием света и удобной планировкой. В качестве материалов использовались бетон, металл, стекло, но в Иваново это в основном красный кирпич и теперь это стало местной особенностью стиля.
Иваново стал крупнейшей экспериментальной площадкой для авангардной советской архитектуры. В Иваново-Вознесенске проводились представительные всесоюзные архитектурные конкурсы, в которых участвовали лучшие архитекторы страны. В центре города планировалось строительство Дворца труда, Дома Советов, Театра "массового действа", которые должны были стать символами новой эпохи. Одна из наиболее хорошо сохранившихся построек той эпохи является железнодорожный вокзал. Автором проекта стал московский архитектор - Владимир Михайлович Каверинский.
Это единственный крупный вокзал России, построенный в стиле конструктивизма. Торжественное открытие вокзала состоялось 15 января 1933 года. В те годы вокзал был 7-м по величине в стране. Здание вокзала играет роль "ворот города", своим обликом он напоминает производственное сооружение. В. М. Каверский делает фасад из множества разнообразных окон - горизонтальных, вертикальных, круглых, угловых. Вход между 2-х полукруглых эркеров со сплошным остеклением; важным акцентом выступают 2 больших иллюминатора. В эркерах расположены лестницы, ведущие к техническим помещениям. Вокзал почти не перестраивался, а композиция сохранилась почти полностью. В 50-е гг. прошлого столетия поменяли часть крыши, из плоской она стала двускатной.
Вокзал по меркам 30-х гг. был просто огромный, он не был разделен на секции для разных классов пассажиров в зависимости от их доходов и социального статуса, а был единым залом с мягкими кушетками для пассажиров дальнего следования. На фасаде были красивые витражи, которые создавали космический вид вокзала, но к сожалению, они не выдерживали ветровой нагрузки и иногда вылетали в зал.
Вокзал подвергался реконструкциям несколько раз, в 50-х, 80-х гг. прошлого столетия. В 50-е гг. огромный зал ожидания разделили на 2 части, появились колонны, в левом зале - 2 ряда квадратных колонн, в правом - 4 ряда круглых. Сплошное остекление фасада убрали, последняя реконструкция вокзала - 2018-2020 гг. Авторами проекта реконструкции выступила Faber Group.
Вокзал состоит из "синего зала" общей площадью 2200 м² и "красного" - общей площадью 1300 м². Интерьер "синего зала" сформировался при реконструкции 1950-х гг. Поверхность пола выполнена из разноцветной метлахской плитки с сохранением образа первого проектного интерьера. Декоративный образ "красного зала" был создан в самом конце 1970-х гг. и хранит признаки позднего соцмодернизма. Пол выполнен из полнотелого терраццо, был сохранен участок старого тераццо с символикой Олимпиады 80, сейчас он размещен в современном полу под стеклом.
Переходы между двумя залами, которые украшены полукруглыми мозаичными панно, с характерной символикой СССР тоже были отреставрированы. Интересное решение с колоннами, которые покрыты орнаментом. Этот орнамент называется агиттекстиль. На основе сохранившихся образцов был разработан непериодический орнамент. Входные двери - новодел, стилизация, но выглядят они очень гармонично. Жителям города вокзал понравился, но исчезли часы с фасада, вопрос об их установки рассмотрят в ближайшее время.
Мебель была разработана заново, т.к не осталось оригинальных чертежей. Железные скамьи в зале ожидания заменили на удобные дубовые лавки со встроенным светом. Вся мебель эргономична; сделаны полки для багажа, розетки.
В центре зала ожидания находится ткацкий станок - символ города. Станок изготовлен в октябре 1991 года на Климовском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина. Предназначен для выработки тканей из хлопчатобумажной пряжи и смесок. Ширина вырабатываемой ткани 100 см.
Вокзал в г. Иваново - это настоящее арт-пространство, здесь проходят различные культурные мероприятия.
В мае 2022 года, когда мы были в Иваново, здесь проходила военно-историческая выставка "Подвиг русского духа". Идея выставки показать силу духа и подвиг защитников Отечества во все времена, начиная с событий Смутного времени и заканчивая специальной военной операции в ДНР И ЛНР. Связующий элемент - щит Дмитрия Пожарского (символ защиты, чести и верности). Особое внимание уделяется значениям букв "Z" и "V". Если соединить образы "Z" и "V" - это носители жизни, защиты территории, милосердия и взращивания новой жизни.
Cтавьте лайки, оставляйте комментарии, делайте репосты.
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте статьи о путешествиях на моем канале.
Дмитров. Железнодорожный вокзал и его история
Удивительное паровозное депо "Подмосковная"