Считается, что самый обделенный вниманием архитектурный стиль времен СССР – советский модернизм – зародился после принятия 4 ноября 1955-го года одиозного постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Эпоха пролетарского неоклассицизма с ордерной системой, торжественным классической декором и монументальными барельефами ушла в прошлое, и поставленным в жесткие условия архитекторам пришлось искать другие средства образной выразительности.
Нередким стало обращение к эстетике послевоенного брутализма с массивностью форм и подчеркнутой грубостью внешней отделки , возврат к идеям конструктивизма и даже его предшественника – «буржуазного» модерна.
Что касается Самары – одним из ярких образцов архитектуры советского модернизма можно считать комплекс Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги па адресу ул. Полевая, 5, больше знакомый горожанам под названием Летающей Тарелки и действительно напоминающее космический корабль с круглой рубкой на волжском склоне.
Здание для серьезной структуры, управляющей девятью энергосистемами Поволжья с территорией, где проживает 19 миллионов человек, спроектировал архитектор Алексей Герасимов – автор стоящего через дорогу и тоже модернистского Дворца Бракосочетаний – «Теремка»
По рассказам автора, на первых эскизах будущее здание ОДУ структурой и обликом перекликалось с образцом «международного стиля» - программной функционалистской работой Ле Корбюзье «Вилла «Савой».
В процессе дальнейшей разработки проект приобрел сходство с другим шедевром – конструктивистским Домом Культуры имени Сергея Зуева на Лесной улице в Москве по проекту Ильи Голосова. Как и в работе Голосова, прямоугольный параллелепипед с ритмичным рядом одинаковых небольших окон в угловой части пронизывался цилиндрическим объемом.
В окончательном же варианте на сложном рельефе Полевого спуска появилось совершенно уникальное здание, не только отвечающее функциональным запросам ОДУ, но и ставшее яркой архитектурной доминантой с космическим акцентом.
Как писал тезка и соавтор Алексея Герасимова Алексей Моргун, "Динамичные архитектурные формы, вызванные технологией и подсказанные стесненными условиями участка для застройки, оказались настолько оригинальными, что позволили зачислить здание в ряд наиболее примечательных городских сооружений"
Асимметричная объёмно-пространственная композиция состояла из двух поставленных перпендикулярно параллелепипедов, на пересечении которых возвышалась та самая «летающая тарелка» диспетчерской. Использование в операционном зале цилиндрической формы было функциональным, поскольку диктовалось округлой формой щита управления.
По словам авторов книги «Космический Куйбышев» Виталия Самогорова и Валентина Пастушенко, «Дом на опорах, ленточное остекление, большие консольные выносы объёмов, гладкие поверхности стен отвечают основным заповедям модернизма и функционализма».
Сам Алексей Герасимов, кстати, позже говорил, что был против ленточного остекления, а форма и ритм окон навеяны образом перфокарт, которые в 1970-е использовались для хранения данных.
В 1993-м комплекс дополнился зданием филиала федеральной сетевой компании на Чкаловском спуске. Новый объект должен был стать завершающей частью единого архитектурного ансамбля ОДУ.
К сожалению, отчасти сработало правило «хотели как лучше, а получилось, как всегда»: оригинальную матовую отделку стен диспетчерского управления заменили обычным керамогранитом.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете