Найти тему

В Самару! От виллы "Савой" Ле Корбюзье и конструктивистского клуба Ильи Голосова к "Летающей тарелке" на Волжском склоне

Считается, что самый обделенный вниманием архитектурный стиль времен СССР – советский модернизм – зародился после принятия 4 ноября 1955-го года одиозного постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Ул. Полевая, 5
Ул. Полевая, 5

Эпоха пролетарского неоклассицизма с ордерной системой, торжественным классической декором и монументальными барельефами ушла в прошлое, и поставленным в жесткие условия архитекторам пришлось искать другие средства образной выразительности.

Авторы проекта - Алексей Герасимов, Алексей Моргун Годы постройки - 1972–1980
Авторы проекта - Алексей Герасимов, Алексей Моргун Годы постройки - 1972–1980

Нередким стало обращение к эстетике послевоенного брутализма с массивностью форм и подчеркнутой грубостью внешней отделки , возврат к идеям конструктивизма и даже его предшественника – «буржуазного» модерна.

Диспетчерский зал служит композиционным центром ансамбля
Диспетчерский зал служит композиционным центром ансамбля

Что касается Самары – одним из ярких образцов архитектуры советского модернизма можно считать комплекс Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги па адресу ул. Полевая, 5, больше знакомый горожанам под названием Летающей Тарелки и действительно напоминающее космический корабль с круглой рубкой на волжском склоне.

В управление Средней Волги входят Самарская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Нижегородская области и республики Чувашия, Марий Эл, Мордовия и Татарстан.
В управление Средней Волги входят Самарская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Нижегородская области и республики Чувашия, Марий Эл, Мордовия и Татарстан.

Здание для серьезной структуры, управляющей девятью энергосистемами Поволжья с территорией, где проживает 19 миллионов человек, спроектировал архитектор Алексей Герасимов – автор стоящего через дорогу и тоже модернистского Дворца Бракосочетаний – «Теремка»

Внутри круглой части здания. Фото 1980-х
Внутри круглой части здания. Фото 1980-х

По рассказам автора, на первых эскизах будущее здание ОДУ структурой и обликом перекликалось с образцом «международного стиля» - программной функционалистской работой Ле Корбюзье «Вилла «Савой».

Выстроенная по проекту  «главного архитектора 20-го века» Ле Корбюзье вилла отражает истоки современной архитектуры и признана одним из наиболее  узнаваемых и известных образцов «международного стиля».
Выстроенная по проекту «главного архитектора 20-го века» Ле Корбюзье вилла отражает истоки современной архитектуры и признана одним из наиболее узнаваемых и известных образцов «международного стиля».

В процессе дальнейшей разработки проект приобрел сходство с другим шедевром – конструктивистским Домом Культуры имени Сергея Зуева на Лесной улице в Москве по проекту Ильи Голосова. Как и в работе Голосова, прямоугольный параллелепипед с ритмичным рядом одинаковых небольших окон в угловой части пронизывался цилиндрическим объемом.

Дом культуры имени Зуева (или Клуб профсоюзов коммунальников имени Зуева), —  расположенный на Лесной улице - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Построен в 1927—1929 годах по проекту архитектора Ильи Голосова и назван в честь участника революции 1905 года, слесаря трамвайного парка Сергея Зуева. По задумке автора, внешний облик должен был вызывать ассоциации с миром техники
Дом культуры имени Зуева (или Клуб профсоюзов коммунальников имени Зуева), — расположенный на Лесной улице - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Построен в 1927—1929 годах по проекту архитектора Ильи Голосова и назван в честь участника революции 1905 года, слесаря трамвайного парка Сергея Зуева. По задумке автора, внешний облик должен был вызывать ассоциации с миром техники

В окончательном же варианте на сложном рельефе Полевого спуска появилось совершенно уникальное здание, не только отвечающее функциональным запросам ОДУ, но и ставшее яркой архитектурной доминантой с космическим акцентом.

Возведение "летающей тарелки"
Возведение "летающей тарелки"

Как писал тезка и соавтор Алексея Герасимова Алексей Моргун, "Динамичные архитектурные формы, вызванные технологией и подсказанные стесненными условиями участка для застройки, оказались настолько оригинальными, что позволили зачислить здание в ряд наиболее примечательных городских сооружений"

Фото середины 1980-х
Фото середины 1980-х

Асимметричная объёмно-пространственная композиция состояла из двух поставленных перпендикулярно параллелепипедов, на пересечении которых возвышалась та самая «летающая тарелка» диспетчерской. Использование в операционном зале цилиндрической формы было функциональным, поскольку диктовалось округлой формой щита управления.

Зона отдыха сотрудников
Зона отдыха сотрудников

По словам авторов книги «Космический Куйбышев» Виталия Самогорова и Валентина Пастушенко, «Дом на опорах, ленточное остекление, большие консольные выносы объёмов, гладкие поверхности стен отвечают основным заповедям модернизма и функционализма».

-11

Сам Алексей Герасимов, кстати, позже говорил, что был против ленточного остекления, а форма и ритм окон навеяны образом перфокарт, которые в 1970-е использовались для хранения данных.

Внутренние лестницы
Внутренние лестницы

В 1993-м комплекс дополнился зданием филиала федеральной сетевой компании на Чкаловском спуске. Новый объект должен был стать завершающей частью единого архитектурного ансамбля ОДУ.

В исходном проекте ансамбль выглядел так
В исходном проекте ансамбль выглядел так

К сожалению, отчасти сработало правило «хотели как лучше, а получилось, как всегда»: оригинальную матовую отделку стен диспетчерского управления заменили обычным керамогранитом.

Из местной прессы: "Операционный зал в виде цилиндра, напоминающий космический корабль с круглой «рубкой», стал акцентом, обогатившим технократическую архитектуру романтизмом кибернетических ассоциаций".
Из местной прессы: "Операционный зал в виде цилиндра, напоминающий космический корабль с круглой «рубкой», стал акцентом, обогатившим технократическую архитектуру романтизмом кибернетических ассоциаций".

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете

Резиденции
0