Найти тему

В Самару! Модернистский "Теремок", или как под видом комбината бытового обслуживания строился "Дворец счастья"

Над созданием новых обрядов бракосочетания советская власть задумалась вскоре после окончания Гражданской войны, но воплотились замыслы далеко не сразу.

Молодогвардейская, 238 Фото В. Григанова. Дворец бракосочетания имеет симметричную объемно-пространственную композицию,пристрой решен в виде двухуровневого подиума, объединяющего два 14-этажных жилых здания
Молодогвардейская, 238 Фото В. Григанова. Дворец бракосочетания имеет симметричную объемно-пространственную композицию,пристрой решен в виде двухуровневого подиума, объединяющего два 14-этажных жилых здания

Порядок гражданской регистрации брака, принятый в соответствии с декретом от 31 декабря 1917-го года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», не предусматривал никаких торжественных форм и носил чисто формальный характер.

На первых эскизах выглядел так
На первых эскизах выглядел так

Сугубо деловую и суховатую процедуру широкие массы не одобряли. Как заявлял Лев Троцкий – тогда еще не опальный, а вполне себе авторитетный руководитель народного комиссариата и член Политбюро ЦК ВКП(б) - .народ «не хочет мириться с „голым“ браком, не украшенным театральностью»,

"Дворец счастья"
"Дворец счастья"

Требовалось срочно придумать свадебные ритуалы , соответствующие коммунистической идеологии – взамен отвергнутого церковного венчания. Правда, во времена первых пятилеток, затем массовых репрессий и в годы Великой Отечественной большинству советских граждан было не до больших праздников – женились тихо, скромно, без помпезности и лишнего шума.

-4

И лишь во второй половине 1950-х, в годы хрущевской оттепели государственные идеологи вернулись к теме торжеств при регистрации брака. Первым шагом стал вывод органов ЗАГС из подчинения МВД и передача в ведение местных Советов депутатов трудящихся, следующим – создание Дворцов бракосочетания.

Авторы витража, освещающего зал торжеств  - художники Вячеслав Герасимов и Александр Нагнибеда,
Авторы витража, освещающего зал торжеств - художники Вячеслав Герасимов и Александр Нагнибеда,

Концептуально будущие «дворцы» несколько туманно трактовались как храмы нового типа: «Храм — это не театр, не кино, не зал заседаний, а новый тип сооружения государственного значения, торжественно-монументальной архитектуры, с привлечением средств живописи, скульптуры, отражающих великие традиции народа и, в частности, героику Отечественной войны. Храм с его службами должен качественно отличаться от всех культурно-массовых мероприятий, проводимых до настоящего времени. В храме должна быть создана обстановка большой торжественности, серьёзности, сосредоточенности, углублённости» (из письма начальника комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР Андрея Чалдымова).

Архитектор Андрей Константинович Чалдымов летом-осенью 1944 года  разослал несколько писем адресатам в партийной верхушке, включая самого Иосифа Сталина, где обосновывал идею введения в СССР так называемого «Культа Священной Родины» и призывал пересмотреть традиционные формы проведения бракосочетаний и других мероприятий, уже не отвечавших «возросшим требованиям культуры нашего народа»
Архитектор Андрей Константинович Чалдымов летом-осенью 1944 года разослал несколько писем адресатам в партийной верхушке, включая самого Иосифа Сталина, где обосновывал идею введения в СССР так называемого «Культа Священной Родины» и призывал пересмотреть традиционные формы проведения бракосочетаний и других мероприятий, уже не отвечавших «возросшим требованиям культуры нашего народа»

В Куйбышеве первую попытку создать альтернативный церкви храм предпринял в 1960-м году архитектор В.Г. Каркарьян. Под его размещение уже выбрали место на Волжском проспекте – между Ярмарочным спуском и гостиницей «Волга» - но проект был, что называется, накрыт хрущевской волной борьбы с излишествами.

Форма , напоминающая западноевропейские модернистские храмы, для атеистического СССР была непривычна
Форма , напоминающая западноевропейские модернистские храмы, для атеистического СССР была непривычна

Следующую попытку предприняли спустя 12 лет. После поступившего в 1973-м году от городских властей заказа на новый проект ЗАГСа в институте «Куйбышевгорпроект» объявили внутренний конкурс. Победу единогласно присудили эскизу Алексея Герасимова – неординарному и для тех лет дерзкому.

Холл Дворца бракосочетания украшает гипсовое панно, изображающее мужчину и женщину под деревом, олицетворяющим семью и продолжение рода.
Холл Дворца бракосочетания украшает гипсовое панно, изображающее мужчину и женщину под деревом, олицетворяющим семью и продолжение рода.

Тут стоит вспомнить, что в эпоху как «хрущевской оттепели», так и «брежневского застоя» профессию архитектора сильно обесценили тотальный контроль и жесткая экономия. Авторские проекты запрещались или, в виде исключения, допускались по спецсогласованию в Москве.

-9

В провинции реализовать творческие амбиции было почти невозможно – и в этих условиях самарские зодчие, знакомые с послевоенными интернациональными стилями лишь по иностранным журналам, исхитрились создать несколько десятков произведений высокого уровня в контексте мировой модернистской архитектуры.

"Арктический собор" с чертами готического стиля в норвежском Тромсё архитектора Яна Инве Ховига построен в 1965-м году
"Арктический собор" с чертами готического стиля в норвежском Тромсё архитектора Яна Инве Ховига построен в 1965-м году

Самарский «Дворец счастья» действительно вызывал в памяти западноевропейские модернистские храмы – в частности, знаменитый Арктический собор в норвежском Тромсе.

Арктический собор, в свою очередь, иногда называют репликой оперного театра в Сиднее
Арктический собор, в свою очередь, иногда называют репликой оперного театра в Сиднее

Главный объем с залом для торжественных обрядов решен в виде «устремленных» друг к другу плоскостей-пилонов. Символ можно трактовать многопланово – и как абстрактный образ стремящихся друг к другу влюбленных, и как сложенные в молитве ладони - отсылка к идее свободного от религии храма, и даже как стены того самого шалаша, в котором можно построить рай с любимым человеком

Окна каминного зала также украшены витражами, настенный гобелен изображает родителей, играющих со своим ребенком на залитой солнцем поляне.
Окна каминного зала также украшены витражами, настенный гобелен изображает родителей, играющих со своим ребенком на залитой солнцем поляне.

Облицованные листами анодированными алюминия под золото пилоны отсылали к отечественным традициям церковного зодчества, в планировке использовалась форма креста, а освещающий зал витраж из прибалтийского цветного стекла отличался от церковных аналогов лишь сюжетом.

-13

Авторы, справедливо сомневаясь, что партийное руководство абстрактные идеи оценит и согласование в Госстрое проект пройдет. Не местном уровне решили «Дворец счастья» оформить как объект бытового обслуживания, пристроенный к двум 14-этажным жилым домам. Сейчас, конечно, забавно читать воспоминания В.Г. Каркарьяна о том, как архитекторы « проектировали зал торжественной регистрации, а в чертежах писали: „зал для демонстрации мод. Комната жениха и невесты (необходимые для дворца бракосочетаний) назывались примерочными».

Боковой фасад со служебным входом со стороны ул. Молодогвардейской
Боковой фасад со служебным входом со стороны ул. Молодогвардейской

Проект был готов в том же 1973-м году. Однако городские власти, взглянув на составленную смету «комбината бытового обслуживания», строительство отложили. Возводился будущий ЗАГС - по мере изыскания средств – еще десять лет, и наконец, 18 января 1984-го Дворец Бракосочетаний торжественно открылся.

-15

Горожане экстравагантное здание сразу оценили, полюбили и назвали Теремком – видимо, усмотрев в наклонных модернистских плоскостях сходство с высокими островерхими крышами древнерусских теремов. Смелость авторов была вознаграждена - в том же году на Всероссийском конкурсе лучших архитектурных произведений их наградили дипломом II степени

-16

использованные в статье фото взяты из открытых источников в и нтернете