Над созданием новых обрядов бракосочетания советская власть задумалась вскоре после окончания Гражданской войны, но воплотились замыслы далеко не сразу.
Порядок гражданской регистрации брака, принятый в соответствии с декретом от 31 декабря 1917-го года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», не предусматривал никаких торжественных форм и носил чисто формальный характер.
Сугубо деловую и суховатую процедуру широкие массы не одобряли. Как заявлял Лев Троцкий – тогда еще не опальный, а вполне себе авторитетный руководитель народного комиссариата и член Политбюро ЦК ВКП(б) - .народ «не хочет мириться с „голым“ браком, не украшенным театральностью»,
Требовалось срочно придумать свадебные ритуалы , соответствующие коммунистической идеологии – взамен отвергнутого церковного венчания. Правда, во времена первых пятилеток, затем массовых репрессий и в годы Великой Отечественной большинству советских граждан было не до больших праздников – женились тихо, скромно, без помпезности и лишнего шума.
И лишь во второй половине 1950-х, в годы хрущевской оттепели государственные идеологи вернулись к теме торжеств при регистрации брака. Первым шагом стал вывод органов ЗАГС из подчинения МВД и передача в ведение местных Советов депутатов трудящихся, следующим – создание Дворцов бракосочетания.
Концептуально будущие «дворцы» несколько туманно трактовались как храмы нового типа: «Храм — это не театр, не кино, не зал заседаний, а новый тип сооружения государственного значения, торжественно-монументальной архитектуры, с привлечением средств живописи, скульптуры, отражающих великие традиции народа и, в частности, героику Отечественной войны. Храм с его службами должен качественно отличаться от всех культурно-массовых мероприятий, проводимых до настоящего времени. В храме должна быть создана обстановка большой торжественности, серьёзности, сосредоточенности, углублённости» (из письма начальника комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР Андрея Чалдымова).
В Куйбышеве первую попытку создать альтернативный церкви храм предпринял в 1960-м году архитектор В.Г. Каркарьян. Под его размещение уже выбрали место на Волжском проспекте – между Ярмарочным спуском и гостиницей «Волга» - но проект был, что называется, накрыт хрущевской волной борьбы с излишествами.
Следующую попытку предприняли спустя 12 лет. После поступившего в 1973-м году от городских властей заказа на новый проект ЗАГСа в институте «Куйбышевгорпроект» объявили внутренний конкурс. Победу единогласно присудили эскизу Алексея Герасимова – неординарному и для тех лет дерзкому.
Тут стоит вспомнить, что в эпоху как «хрущевской оттепели», так и «брежневского застоя» профессию архитектора сильно обесценили тотальный контроль и жесткая экономия. Авторские проекты запрещались или, в виде исключения, допускались по спецсогласованию в Москве.
В провинции реализовать творческие амбиции было почти невозможно – и в этих условиях самарские зодчие, знакомые с послевоенными интернациональными стилями лишь по иностранным журналам, исхитрились создать несколько десятков произведений высокого уровня в контексте мировой модернистской архитектуры.
Самарский «Дворец счастья» действительно вызывал в памяти западноевропейские модернистские храмы – в частности, знаменитый Арктический собор в норвежском Тромсе.
Главный объем с залом для торжественных обрядов решен в виде «устремленных» друг к другу плоскостей-пилонов. Символ можно трактовать многопланово – и как абстрактный образ стремящихся друг к другу влюбленных, и как сложенные в молитве ладони - отсылка к идее свободного от религии храма, и даже как стены того самого шалаша, в котором можно построить рай с любимым человеком
Облицованные листами анодированными алюминия под золото пилоны отсылали к отечественным традициям церковного зодчества, в планировке использовалась форма креста, а освещающий зал витраж из прибалтийского цветного стекла отличался от церковных аналогов лишь сюжетом.
Авторы, справедливо сомневаясь, что партийное руководство абстрактные идеи оценит и согласование в Госстрое проект пройдет. Не местном уровне решили «Дворец счастья» оформить как объект бытового обслуживания, пристроенный к двум 14-этажным жилым домам. Сейчас, конечно, забавно читать воспоминания В.Г. Каркарьяна о том, как архитекторы « проектировали зал торжественной регистрации, а в чертежах писали: „зал для демонстрации мод. Комната жениха и невесты (необходимые для дворца бракосочетаний) назывались примерочными».
Проект был готов в том же 1973-м году. Однако городские власти, взглянув на составленную смету «комбината бытового обслуживания», строительство отложили. Возводился будущий ЗАГС - по мере изыскания средств – еще десять лет, и наконец, 18 января 1984-го Дворец Бракосочетаний торжественно открылся.
Горожане экстравагантное здание сразу оценили, полюбили и назвали Теремком – видимо, усмотрев в наклонных модернистских плоскостях сходство с высокими островерхими крышами древнерусских теремов. Смелость авторов была вознаграждена - в том же году на Всероссийском конкурсе лучших архитектурных произведений их наградили дипломом II степени
использованные в статье фото взяты из открытых источников в и нтернете