Найти в Дзене
КиноМария

СНОВА В КИНО: «Форс-мажор» (2014), Швеция

Привет, киноманы!

16 ноября на большие экраны выйдет драма шведского режиссера Рубена Эстлунда, которую по идее нужно было оценить до «Квадрата» и «Треугольника печали». Ведь именно она прославила режиссера! Тем не менее, за две последние картины режиссёр заслуженно получал Золотые пальмовые ветви в Каннах. А за снежную историю - только приз жюри в Особом взгляде Каннского фестиваля. Но фильм тоже силен, есть над чем подумать. Делюсь мыслями, почему его стоит посмотреть в ближайший уикенд. Приятного просмотра!

Постер к фильму
Постер к фильму

Моя оценка на КП 8/10

Рейтинг КП 6.4/IMDb 7.2

Томас с женой и двумя детьми приезжает в Альпы. Во время обеда на склоне сходит лавина. Вместо того, чтобы спасать семью, отец семейства сбегает, но быстро возвращается, когда снег оседает. Отдых испорчен. Браку угрожает опасность, ведь все члены семьи видели, как поступил отец перед лицом опасности.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Среднестатистическая европейская семья. Простой отдых в горах сулит родителям и детям небольшие каникулы вместе. Их ежедневные ритуалы напоминают домашнюю рутину, а общение наталкивает на мысли, что все друг от друга устали. Спуски днем, ужины с друзьями вечером, разговоры о том о сем. Пара дней в горах не предвещает ничего грандиозного. До момента, когда отдыхающие наблюдают с террасы кафе сход контролируемой лавины. Снег поднимается по воздуху и приближается так быстро, что люди не успевают спрятаться или убежать. В панике не сразу понятно, что накрывает не сама лавина, а облако снежной пыли, которое быстро развеивается. Но буквально за пару секунд срабатывает инстинкт сохранения. Мама пытается спрятать детей, а отец спрятаться сам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Эстлунд ставит зрителей перед выбором: чью сторону занять? И приводит существенные доводы. Сначала надень маску на себя, затем на ребенка. Тогда поведение мужчины можно оправдать и объяснить. Спасая сначала себя, он обеспечивает последующую помощь близким и другим людям. Или нужно было прикрыть собой детей, не задумываясь, что будет с тобой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В любом случае, одним со стороны кажется, что человек со страху ретировался с места событий. Другие оправдывают, что далеко и не убежал, а быстро вернулся. Но будучи внутри этой ситуации и близко, жена попрекает мужа в его слабости; панике; нерасторопности; когда нужна его решимость, но быстрота реакции была направлена на другое; когда нужно было действовать, но сделал не то, что от тебя ожидали. Доходит до того, что мужику тяжело быть не только с семей, но с самим собой. Стыдно, жалко, ничтожно, низменно, трусливо.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Балансируя между трусостью и напором, мечешься между мужем и женой. Пытаешься понять, как бы поступил сам, что в этой ситуации считается правильным поступком. Как потом вести себя, если ничего уже не изменить? Обсудить один раз и забыть? Или постоянно держать в голове мысль, что страх и паника старшего в семье могут подвести в самый неожиданный момент?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Режиссёр финалом переворачивает представления о страхе, поведении мужчины и женщины, принятых в состоянии испуга решениях. И только нам остается решить: каждый имеет право на ошибку? И каждый ли имеет право на реабилитацию в глазах других?

***

Подписывайтесь на мой канал или телеграмм, чтобы не пропустить ни одной публикации.

Другие фильмы недели: