Привет, киноманы!
9 ноября в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора» прошла премьера картины режиссера Андрея Богатырева («Красный призрак»). Фильм представили сам режиссёр, исполнитель главной роли Вольфганг Черни, продюсер картины Татьяна Воронецкая. После показа со зрителями прошла беседа в формате «Вопрос-ответ», стать модератором которой мне предложила кинокомпания «Russian world vision».
Обсуждение получилось очень живым, интересным и информативным, так что времени обсудить все интересующие зрителей моменты даже не хватило.
В любом случае, создатели картины об основателях национального боевого искусства рассказали о долгом пути картины с момента возникновения идеи до выхода на большие экраны, приоткрыли завесу над съемками, поделились моментами, которые остались за кадром. Делюсь впечатлениями от просмотра. Видео со встречи можно посмотреть в моем телеграмм-канале.
Приятного просмотра!
Моя оценка на КП 7/10
На Московской Спартакиаде в 1936 году состоится решающий поединок между сильнейшими спортсменами. Два мастера боевых искусств одержимы идеей создания национальной борьбы. Василий Ощепков с детства обучался дзюдо в Японии. Виктор Спиридонов разрабатывал приемы самообороны и изучал джиу-джитсу. Так рождалось самбо. Судьбы легендарных личностей переплетаются с историей их ученика Анатолия Харлампиева.
Новости об экранизации истории создания самбо появились еще в 2016 году. Георгий Шенгелия, написавший сценарий к фильму, должен был его и снимать. Звучали и разные имена на главные роли. Съемки планировалось начать в 17 году. Пандемия существенно отбросила создание картины назад. Плюс поиск финансирования - занятие непростое. В итоге, картина выходит в прокат 16 ноября - аккурат к 85-летию создания самообороны без оружия.
Богатырев пригласил в свою новую картину практически весь актерский состав из предыдущего проекта. Андрей подчеркивает, что на съемочной площадке создалась дружеская и практически домашняя атмосфера.
Изучив информацию об истории самбо, биографии Спиридонова, Харлампиева и Ощепкова, отмечу, что в картину перенесли основные вехи. Ощепков учился у японских мастеров боевых искусств. Спиридонов, тренировал боевым приемам клуб «Динамо» и был автором нескольких методических пособий по изучению боевых приемов. Харлампиев, по сути, стал приемником Ощепкова и продолжателем его идей. Не забыли упомянуть и трагический эпизод в судьбе Василия - донос и последовавший за ним арест. Есть и другие маячки, отсылающие к историческим событиям и фактам.
Хотя Андрей подчеркивает, что фильм невозможно снять полностью по документам, архивам и историческим справкам. Это, в первую очередь, художественное произведение, в котором создатели попытались передать чувства героев, эмоции, переживания, то, как они жили, любили, работали.
Хочется подчеркнуть атмосферу фильма. Путь создания самбо и биографии его основателей основаны на противоречиях и противоборствах: дзюдо и джиу-джитсу, теоретик и практик; по сути, два разных направления боевых искусств, конкурирующих между собой, в итоге объединились в одно искусство. И в картине чувствуется это соперничество в начале становления и знакомства двух ключевых фигур. При этом, два разных по характеру героя смогли найти в итоге общий язык для одного дела.
Отмечу, что в образе Ощепкова отлично изобразили человека, принимающего свою судьбу и ее сложности, неприятности и «сюрпризы». Есть люди, которые готовы отдать себя полностью на благо дела, безропотно принимая удары судьбы. А Спиридонова, наоборот, показали человеком выправки, четких указаний и действий.
Нельзя не сказать о созданном на экране стиле конструктивизма. Советские плакаты, красно-белая палитра и черный цвет, строгие линии и геометричность, отсутствие лишних предметов в кадре, лаконичность. Андрей делится: старались выработать свой стиль, не похожий ни на что другое. И оператору, художнику по костюмам и декорациям это удалось.
К слову, оператор работал со статичной камерой, что особенно заметно в боевых сценах. Добавляет фильму необычности и оригинальности. Первые зрители картины также подчеркнули подбор костюмов, а скорее индивидуальный пошив под каждого актера.
Создатели немного рассказали о сложности съемочного процесса. Например, Вольфганг отметил, что часть съемок проходила ночью в летний период. Следовательно, темное время суток было строго ограничено 4-максимум 5 часами. Значит, количество дублей сразу же снижается. Или такой интересный факт. Вольфганг параллельно со съемками у Богатырева снимался в фильме «Нюрнберг». И категорически не мог брить голову, о чем предупредил режиссера еще в начале съемок. Все боевые сцены приходилось снимать очень аккуратно и внимательно, чтобы грим был на «своем месте». Андрей смеется: Казалось бы, такая незначительная деталь, как знаменитая лысина Ощепкова, а важная составляющая образа и всего сюжета фильма.
Последнее, что отмечу: физическую подготовку главных актеров. Черни и Дмитрий Павленко знакомы с боевыми искусствами не понаслышке, что тоже подчеркивает проработанность персонажей и серьезный подход к созданию картины.
За 85 лет существования самбо - это второй фильм о его создателях. Предыдущий фильм выходил 40 лет назад. Поэтому не стоит пропускать кино о легендах боевого искусства на большом экране.
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграмм, чтобы не пропустить новые публикации.
Другие анонсы месяца: