Создание ядерной бомбы стало делом времени сразу после возникновения квантовой физики и успешного опыта немецких учёных по расщеплению ядра урана. После этих новостей Роберта Оппенгеймера приглашают возглавить научную лабораторию по созданию "устройства", которое сделает США сильнейшим государством на планете. Не смотря на связи с коммунистам и вздорный характер полковник Лесли Гроувс берет на себя ответственность за столь неблагонадежного руководителя самой важной разработки века. Полковник не ошибся, но события после применения бомбы склоняют к сомнению в том, что это был правильный выбор.
Кристофер Нолан режиссёр, который возвёл мейнстримное кино в степень. Он с самого первого фильма не искал простых историй, способов их рассказа. Ему всегда были интересны глубины человеческого сознания в разных их проявлениях. Будь то память, сон, или временное восприятие и метаморфозы. Эти картины будто лабиринт с множеством вариантов выхода, и не всегда самый короткий путь есть самый правильный. Почти все его работы сложно понять при первом просмотре. Их надо пересматривать, конспектировать и так несколько раз. Это многих может отпугнуть, мол развлечения ради, а не мыслительного процесса для.
Оппенгеймер точно такое же кино, его хочется тут же пересмотреть после финальных титров. Но уже не для полного внимания смыслов, а для наслаждения идеальными диалогами, которые словно точные и мощные кувалды, забивающие гвоздь с первого раза, они без лишних слов долетают до сознания и там остаются надолго, некоторые навсегда. Это не просто беседы с собой и другими, это кодированная трехчасовая биография. Такую шифровку не разгадать с первого раза, как многие фильмы Нолана, но эта самая важная в его фильмографии, потому, что он рассказал историю человека, создавшего новую, теперешнюю, реальность.
Фильм без спецэффектов, вообще. Здесь нет документальных хроник. И из-за этого сцена первого испытания смахивает на кукольный театр с пьесой об опасностях неправильного обращения с огнём. Взрыв обозначили пунктиром, дав условности полный карт-бланш. Это единственный момент, подвергающий сомнению решение не использовать графон. Но временные реверсии, стремительные, постоянное движение в кадре, нагнетающая музыка и пресловутые диалоги, все это сглаживает эффект недосказанности в изображении ядерного гриба.
Нолан небыл бы собой, если бы не поиграл со временем, по-разному изображая его срез, и с психическим состоянием героев, которые в действительности были не от мира сего и с многими проблемами душевной материи, но режиссёр, в свойственном стиле, сконцентрировал переживания и впечатления протагонистов. Здесь можно разглядеть и Древо жизни Терренса Малика, и плачущего, но уже Килиана Мёрфи. И много каких ещё заимствований. Но трёхчасовое полотно ни в коем случае не выглядит компиляцией. Это самодостаточная работа, усмотреть схожесть в которой смогут далеко не все поклонники.
Начальный пролог - "Прометей украл огонь и отдал его людям. За это он был прикован к скале и подвергся пыткам" говорит о вечной неблагодарности и не оцененности вклада учёных в развитие человечества. Прометей тут, разумеется, Роберт Оппенгеймер, однажды его так называют в фильме. Мало того что он не получил какой-либо благодарности (на самом деле получил, только сильно позже), его подвергли унизительным слушаниям, не суду, но тоже мало приятная процедура. Терзания на предмет создания оружия самого массового убийства разрушали его. Он по этой причине стал лёгкой мишенью для недоброжелателей, которых, как выяснилось, был ровно один человек. Некогда близкий, но, как говорят, никогда не рассказывай самому близкому человеку того, что не рассказал бы врагу.
Кино всеобъемлюще в рамках периода от начала учёбы будущего создателя атомной бомбы, до вручения ему премии Энрико Ферми из рук Джона Ф Кеннеди. Здесь есть подробная стенограмма слушаний, от которых сложно оторвать уши, есть эпизодические детали, которые характеризуют произошедшее лучше многих фолиантов, но картина складывается в монолит, не добавить, не убавить.
Актерские работы на высоком уровне профессии. Килиана Мёрфи берет не ростом (он ниже прототипа сантиметров на 30), но невероятной силы физилогического магнетизма. Как и Эмили Блант, которая внешне прекраснее оригинала в миллион раз. Многие прочие, Мэт Дэймон, Боб Дауни младший, Флоренс Пью, совпали с формочкой для выпекания характера и получились точно такими же.
Фильм в жанре биографический триллер удался. Нолан может открыжить и эту строку. Что там на очереди, трагикомедия о поколении Z?
Оппенгеймера надо смотреть с готовностью потратить и впитывать не три часа хронометража. Значительно больше, чтение источников о тех событиях и размышления о них займут намного больше времени. Надо сделать сердце сильным.