Найти тему
Круто об искусстве

Рога без копыт.

▪️Рогатый Моисей. Библия. Агно, Франция, ок. 1441-1449. Библиотека университета Гейдельберга, Германия.
▪️Рогатый Моисей. Библия. Агно, Франция, ок. 1441-1449. Библиотека университета Гейдельберга, Германия.

Потому что то не ересь дьявольская, где всякая гибридизация аккурат ассоциировалась с грехами и пороками, а сказ о Моисее... который волею средневековых художников обзавелся рогами.

Нет, то не заслуги Сепфоры (супружницы Моисея). То трудности перевода, но это не точно, вернее не совсем так.

Такое дело. Магистральная общеизвестная версия - Иероним Стридонский (тот, который на латынь с древнееврейского Ветхий Завет перевел и Библию - Вульгата) ошибся, истолковав рогами свечение божественной благодати, ниспосланное Моисею Богом, когда тот со скрижалями с горы Синай спустился: "не знал [Моисей], что лице его стало рогато" (Вульгата).

В греческом переводе Ветхого Завета - Септуагинте (аккурат на его основе церковнославянский и современный русский писались) рогов нет: "не знал [Моисей], что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним" (Библия).

И вроде как все четко - ошибся Иероним Стридонский, спутав слова "рог" и "сияние"... но!

▪️Эльфрик Грамматик. Изложение Шестикнижия. Кентербери, вторая четверть XI века. Британская библиотека, Лондон.
▪️Эльфрик Грамматик. Изложение Шестикнижия. Кентербери, вторая четверть XI века. Британская библиотека, Лондон.

▪️Рудольф Эмсский. Всемирная хроника. Германия, 1402. Коллекция Спенсера, Нью-Йорк.
▪️Рудольф Эмсский. Всемирная хроника. Германия, 1402. Коллекция Спенсера, Нью-Йорк.

В древнееврейском тексте, а Стридонский переводил именно его (с греческим переводом Септуагинте он тоже был, конечно, знаком), "в этом месте стоит уникальный глагол "каран", образованный от существительного "керен" - "рог" (что означало слово "каран" не совсем ясно, но позже его стали толковать как "сияние" / Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман "Страдающее средневековье"). Скорее всего то был вполне осознанный ход Стридонского - использовать именно слово "рог" для описания славы Божьей.

Потому что рог - древнейшая метафора власти, как божественной, так и земной (в тексте Библии рогами наделяется даже сам Господь).

Само собой, с рогами этими было немало причуд. Занятный атрибут Моисея, то похожий на шапку из средневекового театрального реквизита (литургические драмы, которые разыгрывали основные эпизоды Священной истории), то на бычьи рога, то на козлиные... то на локоны в духе Медузы Горгоны (то уже сказ именно про сияние, не про рога, но про рога / ибо Рабейну Шломо Ицхаки или Раши в Книге Исход писал, что лучи света, исходившие от Моисея были похожи на рога) существовал аккурат в то самое время, когда дьявольское отродье с Сатаной во главе изображались рогатыми. Некоторые путали богоизбранного мужа, принимая его за беса в человеческом обличии, и со страстью неофитов выскабливали ему лицо.

Но я вообще не об этом хотела сегодня рассказать. А историю про рогатого Моисея - властелина колец.

▪️Маргиналия из псалтыри королевы Изабеллы. Англия, ок. 1303–1308. Баварская государственная библиотека, Мюнхен.
▪️Маргиналия из псалтыри королевы Изабеллы. Англия, ок. 1303–1308. Баварская государственная библиотека, Мюнхен.

Сказ этот поведал миру Петр Коместор в своей "Схоластической истории", а визуализировал его автор маргиналии из псалтыри королевы Изабеллы:

Часть первая - Моисей мастерит два кольца;

Часть вторая - Моисей женится на барышне;

Часть третья - одинокий Моисей "удаляется" с листа миниатюры.

Дело было так. Шла война между Египтом и Эфиопией. Войско египтян возглавлял Моисей. И все бы ничего, но влюбилась в Моисея дочь эфиопского царя, которая тайком от папеньки передала Моисею ключи от города. Не даром конечно - за это Моисей должен был жениться на барышне. Тут то и начинается история о находчивости будущего пророка, "сведущего в звездах" (Петр Коместор).

Понимая, что войну выиграть надо, Моисей соглашается выполнить условие девушки. И мастерит два кольца - "кольцо памяти" и "кольцо забвения". После свадьбы он, ясное дело, вручает супружнице "кольцо забвения" и она тут же забывает все события, связанные с Моисеем и его самого.

"Развод" состоялся, Моисей с почестями победителя вернулся в Египет.

"Кольцо памяти" же он оставил себе, чтобы не забыть приключение с эфиопской принцессой.

(Изображений рогатого Моисея масса - тут я представила свои самые любимые).