Найти в Дзене

“Процесс. Франц Кафка и искусство XX века” - выставка не для слабонервных

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а

До: 14 января 2024

Выставка “Процесс. Франц Кафка и искусство XX века” проводит художественные параллели между творчеством Кафки и искусством двадцатого столетия.

Казимир Малевич Голова крестьянина Начало 1930-х Холст, масло. Государственный Русский музей
Казимир Малевич Голова крестьянина Начало 1930-х Холст, масло. Государственный Русский музей

Вечный вопрос о том, должно ли искусство только украшать наш мир, формировать у человека чувство прекрасного, гармонизировать внутренний мир или показывать без прикрас все ужасы жизни, не щадя нашего психологического здоровья, остро встанет перед Вами на этой выставке. Для меня на этот вопрос однозначно отвечает Василий Дмитриевич Поленов: “Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжеловато”. Для моего восприятия это была очень сложная выставка, поэтому полноценную статью с ее описанием я написать так и не смогла, подобрала цитаты Кафки к представленным работам.

-2

В одном из первых залов зрителей тайно фотографируют, в следующем – они с удивлением видят свои фото на экране. Посмотрите на эти напряженные лица, сравните мое эмоциональное состояние с фото, которое сделал робот после посещения выставки “Автор неизвестен. Коснуться главного” в Музее русского импрессионизма.

-3

-4

Франц Кафка родился в Праге в 1883 году, он прожил всего 40 лет. Незадолго до своей кончины Кафка завещал своему другу Максу Броду сжечь все свои сочинения, дневники и письма непрочитанными. Друг его просьбу не выполнил, так мир узнал произведения одного из самых загадочных писателей XX века. Появилось даже прилагательное "кафкианский", описывающее нечто необъяснимо тревожное, угрожающее, дезориентирующее и сюрреалистичное. А что еще могла родить невротическая эпоха в период между двух мировых войн?

Михаил Рогинский. Красная дверь. 1965. Дерево, оргалит, металл. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. Красная дверь. 1965. Дерево, оргалит, металл. Государственная Третьяковская галерея

“Ошибка. Дверь в конце длинного коридора, которую я открыл, была не моя.”

Ангелы не летают”

Юло Соостер. Сидящий мужчина и толпа. 1950. Бумага, карандаш. Из частного собрания
Юло Соостер. Сидящий мужчина и толпа. 1950. Бумага, карандаш. Из частного собрания

“Общение с людьми совращает к самоанализу.”

“Превращение”

-7

-8

“- Но когда же вы спите?
— Да уж, сплю! Спать я буду, когда завершу образование. А пока пью черный кофе.”

Письма к Фелиции

Георг Гросс. Серия Лицо правящего класса. Свет и воздух для пролетариата. 1920-е. Бумага, литография. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Георг Гросс. Серия Лицо правящего класса. Свет и воздух для пролетариата. 1920-е. Бумага, литография. ГМИИ им. А.С.Пушкина

“Клетка пошла искать птицу.”

“Размышления об истинном пути”

Яков Черников. Рисунок. Цикл Дворцы коммунизма. Бумага, графитный карандаш, пастель, тушь, темпера. РГАЛИ
Яков Черников. Рисунок. Цикл Дворцы коммунизма. Бумага, графитный карандаш, пастель, тушь, темпера. РГАЛИ

“Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.”

“Процесс”

Георгий Щетинин. В больнице. 1970-е. Бумага, гуашь. Частное собрание
Георгий Щетинин. В больнице. 1970-е. Бумага, гуашь. Частное собрание

“... «подальше отсюда» — вот моя цель.”

“Отъезд”

Виктор Пивоваров. Три кило картошки. Из серии Квартира 22. 1992-1995. Холст, эмаль. Частное собрание
Виктор Пивоваров. Три кило картошки. Из серии Квартира 22. 1992-1995. Холст, эмаль. Частное собрание

“Будь я посторонним человеком, наблюдавшим за мной и за течением моей жизни, я должен был бы сказать, что все должно окончиться безрезультатно, растратиться в беспрестанных сомнениях, изобретательных лишь в самоистязании. Но, как лицо заинтересованное, я — живу надеждой.”

Дневники

Анна Желудь. Без названия. 2010. Металл. Из частной коллекции
Анна Желудь. Без названия. 2010. Металл. Из частной коллекции

“И, когда я говорю, что ты для меня самое любимое, пожалуй, это тоже не подлинная любовь; любовь — то, что ты для меня нож, которым я копаюсь в себе.”

Письма к Милене

Писатель никогда не был женат, его последние отношения были с замужней переводчицей Миленой Есенской. Прочитав рассказ «Кочегар», она написала Францу письмо, в котором просила разрешения перевести его на чешский язык. Они встречались всего дважды и расстались, потому что Милена не хотела разводиться с мужем, но страстные письма Кафки к Милене – удивительное чтение.

Игорь Макаревич. Метаморфозы. 1977-1978. Алюминий, фотография. Частная коллекция
Игорь Макаревич. Метаморфозы. 1977-1978. Алюминий, фотография. Частная коллекция

“При ближайшем рассмотрении мне вообще становится ясно, что те перемены, которые как будто наступают с ходом времени, по сути никакие не перемены: меняется только мой взгляд на вещи.”

“Маленькая женщина”

Юрий Аввакумов. Летающий пролетарий. 1989. Монотипия, бумага. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Юрий Аввакумов. Летающий пролетарий. 1989. Монотипия, бумага. ГМИИ им. А.С.Пушкина

“От спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния.”

“Превращение”

Сергей Романович. Одуванчик. 1960-е. Бумага на оргалите, масло. Частная коллекция
Сергей Романович. Одуванчик. 1960-е. Бумага на оргалите, масло. Частная коллекция

“Но ведь, кроме этой последней, ничтожной, исчезающей, почти несуществующей надежды, у вас ничего нет.”

“Замок”

Самуил Адливанкин. Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Самуил Адливанкин. Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

“Бывают случаи, когда приговор можно вдруг услыхать неожиданно, от кого угодно, когда угодно.”

“Процесс”

Макс Бекманн. Серия Ад. Голод. 1919. Бумага, литография. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Макс Бекманн. Серия Ад. Голод. 1919. Бумага, литография. ГМИИ им. А.С.Пушкина

“Неразрешимый вопрос, сломлен ли я? Гибну ли я? Все признаки говорят за это (холод, отупение, состояние нервов, рассеянность, неспособность к работе, головные боли, бессонница); почти единственное, что говорит против этого, — надежда. “

Дневники

Юрий Пименов. Инвалиды войны. 1926. Холст, масло. Государственный Русский музей
Юрий Пименов. Инвалиды войны. 1926. Холст, масло. Государственный Русский музей

“Все забыть. Открыть окна. Вынести все из комнаты. Ветер продует её. Будешь видеть лишь пустоту, искать по всем углам и не найдешь себя.”

Дневники

Борис Григорьев. Консьержка. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Борис Григорьев. Консьержка. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

“Незаметная жизнь. Заметная неудача.”

Дневники

Мой вердикт таков: беременным и страдающим от осенней депрессии точно на выставку идти не нужно. Меня спасла от хандры после этой выставки только экспозиция Энди Уорхола с яркими красками и его юмором по отношению к обществу потребления.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Еврейскиймузей #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #ПроцессКафка #Кафка