Найти в Дзене

По следам полярных мореходов. 8. Ответы на вопросы читателей

Сегодня у нас заключительная публикация на тему "По следам русских моряков-первопроходцев", июль-август 1988 г. В общем-то последняя глава уже была опубликована, но читатели задали мне много вопросов, на которые я сейчас постараюсь ответить. И на этом уже поставим точку.

А как же еще истории из быта, подробности возвращения, воспоминания других членов экипажа? (Икебана для...)

Про быт действительно стоит немного рассказать. Я очень был благодарен капитану, что он сразу записал меня в состав экипажа матросом. Если бы я был там просто журналистом, специальным корреспондентом газеты, то вряд ли выдержал бы этот поход. Озверел бы от скуки, безделья, тесноты и морской болезни. А когда ты член команды, скучать некогда.

Порядок такой: 4 часа ты стоишь на вахте, потом 4 часа отдыхаешь, а затем 4 часа на подвахте. И снова все то же самое по кругу. На вахте всегда двое. Один за румпелем - управляет яхтой, ведёт её по навигационным знакам. Второй отвечает за паруса. Я все вахты стоял с капитаном. Леонид так сразу решил: самый опытный яхтсмен в паре с новичком. Лучшее время - это вахта. Тяжело, страшно, особенно в шторм, мокро и холодно. Но время летит незаметно. И, главное, на вахте тебя не тошнит, несмотря на самую жуткую качку. Морская болезнь отступает, не до неё тут, работать надо. Потом не успеешь спуститься в кубрик, как тут же накатывается слабость и тошнота. Разденешься, ляжешь, привяжешься ремнями и изо-всех сил сдерживаешь позывы тошноты. Потом слегка привыкаешь к болтанке и даже получается заснуть. А через 4 часа надо подниматься, наступает время подвахты. Надо еду приготовить; поесть, если получится; помыть посуду; сварить кофе ребятам, которые сейчас на вахте; подменить кого-то из них при случае.

Еду мы готовили на газовой плите, газ балонный. Посуду мыли морской водой, потому как пресная только для питья. Особо надо сказать про туалет, он же гальюн, если по-морскому. Отдельное помещение со стульчаком, а под ним ведро. Сделал свои дела, должен содержимое ведра выплеснуть за борт. Это надо пройти с ведром через кают-компанию, потом подняться на палубу и найти место с подветренной стороны. Отправить за борт отходы жизнедеятельности, пристегнуть ведро к веревке, прополоскать его, а затем, набрав в ведро немного воды, примерно четверть, отнести его в гальюн. Чтобы не демонстрировать всему экипажу содержимое ведра, человек, выходивший с ним из гальюна, кричал "Поберегись", и все деликатно отворачивались. Хуже всех приходилось единственной женщине на яхте Лиле Кисловой. Потому что мужчины старались сделать свои малые дела с борта яхты, уцепившись одной рукой за страховочные ограждения. Непростое дело, особенно в штормовую погоду, но всё лучше, чем таскаться туда-сюда с ведром. К тому же ещё в гальюне висели на стене резиновые непромоканцы и они, в сочетании с ароматизатором воздуха, давали такой резиново-мерзкий запах, что меня едва не выворачивало наизнанку.

Ваня Гринкевич проводит для меня мастер-класс по работе с ведром.
Ваня Гринкевич проводит для меня мастер-класс по работе с ведром.

Что касается воспоминаний других членов экипажа, то их не было. Фотографии некоторые ребята делали, но вот записей никто кроме меня не вёл.

А обратно, как возвращались? Так же ? (Оксана Т.)
Вопрос будет такой, каким образом яхта будет обратно в Якутске? (Пскобарь)

Конечным пунктом нашей экспедиции стал посёлок Чокурдах. Я там пробыл три дня, дождался самолёта на Якутск и сразу улетел. Меня ждала работа, газета и публикация заметок о путешествии. А ребята остались, чтобы отправить яхту на сухогрузе в Якутск. Они сколотили из бревён и досок ящик, в котором яхту погрузили на палубу судна. Потом двое ребят отправились вместе с яхтой, а остальные улетели домой самолетом.

Но какая же ширина реки должна быть, чтобы так вас штормило? (Елена Дюдяева)

Река Лена - это великая река, никогда я такой больше не видел. Местами от берега до берега было 50 км. Ну, правда, это не только вода, а также множество больших и маленьких островов.

А книга то сдана в печать? (Пскобарь)

Рукопись книги я сдал в издательство "АСТ". Она принята, сейчас с рукописью работают корректоры. Но эта книга не про мои полярные путешествия. Рабочее название "Книга отчаянных пенсионеров". То есть, там наша история переезда из Петербурга в Крым и заметки о жизни в Старом Крыму.

Удалось вам встретиться с кэпом Леонидом? (Ольга К.)
интересно - были ли у вас встречи с отважной командой яхты "Айвенго"?(Людмила К.)
Встречались ли вы с участниками похода после? (Ольга К.)

Нет, ни с Леонидом, ни с другими участниками экспедиции, я больше не встречался. В том же 1988 г. мы с Леной вернулись в Нижний Новгород. А потом случились 90-е, жизнь так закрутилась, что мне стало не до яхтенного спорта и не до журналистики. Потом уже мы немного переписывались с Леонидом. А затем объявился Руслан Алхимов и мы с ним тоже переписывались и обменивались фотографиями. Он, как и Леонид, продолжили своё увлечение парусами и много ещё попутешествовали.

Остров Столб, фотография Руслана Алхимова.
Остров Столб, фотография Руслана Алхимова.
Интересно,что за яхта такая? (Л П)

Яхта проекта "Картер 30", крейсерско-гоночная, одномачтовая, корпус пластиковый. Проект американский. Поляки приобрели лицензию у американцев и строили эти яхты. Около сотни штук у них приобрел СССР, одна такая яхта оказалась в Якутске. Поскольку Леонид Хальфин был самым опытным яхтсменом в Якутске, и он же являлся одним из организаторов яхтклуба "Строитель", то его команде эта яхта и досталась.

Яхта "Айвенго" на стоянке.
Яхта "Айвенго" на стоянке.
В экипаже была женщина...мне кажется это все усложняло,нет? (Ирина Андреева)
Я тоже не поняла необходимости дамы на борту - в такой тесноте и при таких суровых обстоятельствах. (Ольга Томская)
Ох, и отважная же эта Лиля Кислова! Интересно, на тот момент была ли у неё семья? (veto4ka-681)

Да, у Лили был муж и двое детей. Насколько усложняло жизнь её присутствие на яхте? Вот, признаюсь, как ни пытался вспомнить что-нибудь такое, ничего на ум не приходит. Единственное неудобство, как я уже рассказывал, когда вместо того, чтобы идти в гальюн, мы справляли малую нужду с борта яхты. Ну тут, если в это время Лиля была на палубе, просили её отвернуться, да и всё на этом. Так что нет, никаких сложностей. А вот плюсы были. Если случались какие-то всплески недовольства между членами команды, то Лиля умела это легко и ненавязчиво разрулить.

Вопрос, а как оплачивалась подобная командировка, какие суточные были? (Вернер Хольт)

Не помню уже суммы, но мне выдали обычные командировочные. И я отдал их в общий котёл. Продуктами на всё время экспедиции мы были обеспечены, это ведь было официально утвержденное мероприятие, и нам выдали всякие тушенки-сгущенки, овощи-фрукты и так далее. Но кроме того, мы во время плавания, когда делали остановки в населенных пунктах, покупали еду в магазинах. А также пару раз мы встречали плавучий магазин, в котором был хороший ассортимент продуктов.

На фото: мы только что побывали в плавучем магазине и кроме всего прочего купили там ведро винограда.
На фото: мы только что побывали в плавучем магазине и кроме всего прочего купили там ведро винограда.
Так, что же с седьмым жилетом? А как сложилась судьба этих мореплавателей сегодня? (Нина Сергиенко)

Седьмой жилет был, ну как же, не мог же такой опытный капитан как Леонид, выйти в плавание без необходимых средств безопасности. Да его за такое тут же лишили бы капитанской лицензии.

Как сложилась судьба? Леонид эмигрировал в Канаду. Остальные, кто-то остался в Якутске, кто-то уехал на материк, как мы с Леной. Почти все продолжали ходить под парусами.

Очень хотелось бы узнать поподробнее о продвижении по реке. (Евгений Гончарук)

Мы зашли в устье Индигирки и почти сразу сели на мель. Битый час пытались освободиться, все насквозь вымокли и замерзли, но безрезультатно. Связались по рации с каким-то судном и попросили помощи. Потом на связь вышел местный лоцман и сказал, что придёт за нами, но придется немного подождать. Часа через три подошел лоцманский катер, взял нас на буксир, сдернул яхту с мели и вывел на понятный фарватер. Вел он нас больше часа, все время петляя по многочисленным протокам, и мы поняли, что сами тут ни за что бы не прошли. Ещё через несколько минут мы увидели баржу с контейнерами, стоящую на якоре, и пришвартовались к ней. Развесили сушиться мокрую одежду, съели горячий суп, выпили водки и завалились спать, так как уже наступала ночь. А утром включили двигатель и пошли вверх по Индигирке. Дошли без приключений, не считая того, что нас захватили пограничники.

Идем мы себе неспешно посредине реки, и тут слева появляется большая протока, а по ней в нашу сторону медленно движется военный катер с пограничниками. Увидели они нас, катер тут же мощно взрыкнул двигателем и бросился за нами. Не знаю, как сейчас, а тогда всё Заполярье было закрытой пограничной зоной. В командировку я туда летал по спецразрешению. Ну и вот скучающие погранцы, вдруг, видят белую яхту, явно иностранного происхождения, увешанную к тому же множеством флажков иностранных государств - членов Международного комитета парусного спорта. Представляете, как они обрадовались случаю, проявить геройство! Тут же они нас догнали, закричали в мегафон, чтобы мы заглушили двигатель, остановились и подняли руки. Капитан приказал подчиниться. Стоим на палубе с поднятыми руками. На нас пулеметы наведены, суровая группа захвата с калашами наперевес прыгнула с катера на палубу яхты. Кэп предъявил документы, которые были заранее получены - без них бы мы и не вышли в этот поход. Командир документы проверил, связался с кем-то по рации, чтобы получить подтверждение. А солдатики тем временем расслабились, притащили фотоаппарат и попросили у нас разрешения пофотографироваться на яхте. Думаю, такого яркого приключения у них не было за все два года службы.

Затем мы отправились дальше и скоро увидели посёлок Чокурдах - конечная цель нашей экспедиции.

Где-то там впереди Чокурдах - конечная цель нашего путешествия.
Где-то там впереди Чокурдах - конечная цель нашего путешествия.

Расскажите, пожалуйста, о встречах с хорошими людьми, о которых Вы написали в конце статьи.(Марика)
А дальше, как сложилось Ваше путешествие дальше? С какими людьми встречались?(Виктория Тишаева)

По пути в Тикси мы сделали несколько остановок в поселках на берегу Лены. Там мы встречались с местными жителями - комсомольцами, спортсменами, местными журналистами и общественниками. Мы им показывали яхту, они нам местные достопримечательности. Капитан делал отметки в судовом журнале и на командировочном предписании, а я диктовал по телефону путевые заметки для газеты. В Тикси Леонид повел нас в музей Арктики. Он уже был знаком с директором музея Татьяной Герасимовой. Она так много всего знала про полярных первопроходцев. Помню, меня удивило, что на одной из фотографий был Александр Колчак - будущий адмирал и Верховный главнокомандующий белогвардейской армии. Можете представить? Один из самых яростных врагов Советской власти - в советском музее как положительный герой. В 1900-1902 гг. А.В.Колчак был членом Русской полярной экспедиции под руководством Эдуарда Толля. Он открыл несколько островов в Северном Ледовитом океане. А потом возглавлял экспедицию по поискам пропавших членов команды яхты "Заря". В общем, героический был человек. Ну и директриса музея тоже была героической женщиной. Впрочем, это Север, суровый край света, здесь всегда люди жили более свободно, и высокое начальство закрывало на это глаза.

Фотография на память во время одной из стоянок.
Фотография на память во время одной из стоянок.

Хотелось бы подробнее про встречи в Русском Устье и Станчик. (Лидия С.)

К сожалению, мы не смогли попасть в Русское Устье, как изначально планировали. Река обмелела и мы не прошли бы туда. Признаться, не сильно расстроились. Надо сказать, что переход Якутск-Чокурдах всех изрядно вымотал.

Каков у вас был круг чтения в период жизни и работы в Якутии? Посещали ли вы библиотеки или выписывали литературу из столиц? И что читали по работе и для души? (Вернер Хольт)

Мы много читали в то время. Редакция нашей газеты выписывала все толстые литературные журналы - "Новый мир", "Нева", "Аврора"... Так что мы по очереди эти журналы брали домой и читали все новинки. А в библиотеку я ходил часто, но в основном, чтобы поработать в архивах, там было много материалов по истории Якутии и освоению русского Севера, а я этой темой очень интересовался.

Очень понравились фотографии, просто замечательные! Ваши? На что снимали в ту пору? (имя фамилия)

У меня тогда был фотоаппарат "Зенит-Е". Во время экспедиции я отснял десяток плёнок, не всё, к сожалению, получилось. В океане почти вообще ничего. Света мало, шторм, яхту качает, вода плещет в объектив. Но всё же кое-что получилось, несколько снимков даже было опубликовано в газете.

Михаил Злотников и Руслан Алхимов на вахте.
Михаил Злотников и Руслан Алхимов на вахте.

Предыдущая глава ЗДЕСЬ.