Найти тему
НУАР-NOIR

Искусство сомнительной страсти и тёмных тайн

-2

Мы уже не раз заявляли об особой приверженности к т.н. искусствоведческим триллерам, когда собственно искусство, будто бы поданное в контексте культурной передачи, смешано с загадочными, а нередко и вовсе криминальными сюжетам.

Дабы вам было проще представить, о чём именно идет речь, укажем не некого крайне популярную в СССР криминально-авантюрную комедию «Как украсть миллион» (1966), кою можно уверенно полагать своего рода отправной точкой в данном направлении кинематографа.

На самом деле видов искусства имеется великое множество, можно даже отдельно выделить «балетные триллеры», а зодчество является неизменной составляющей частью мистических триллеров и хорроров, но сюжеты подразумеваемых нами искусствоведческих триллеров вращаются преимущественно либо вокруг живописи, либо литературы.

Одной из лучших лент в этом направлении является «Искусство ограбления» (2019), которая в оригинале называется «Жженая оранжевая ересь», по названию живописного полотна, кое предстоит похитить по заданию одного коллекционера; однако ситуация много сложнее. Фильм открыто заявляет, что нам нередко под видом искусства преподносят «фикции».

Фикция не как предметны искусства, но как ситуация с ним связанная является основой истории в ленте итальянского гения Дж. Торнаторе «Лучшее предложение» (2012). Тайный коллекционер настолько одержим искусством, что утрачивает контроль над действительностью.

В то же самое время в «Тайне Антуана Ватто» (2007) предпринимается расследование «внутрь картины», что позволяет понять некоторые секреты жизни действительно существовавшего в реальности художника.

«Убийства в стиле Гойи» (2019) – типичный испанский триллер, хотя, может быть, и не лучший как кино-представитель этой страны, но весьма интересный с точки зрения интеграции в пугающий сюжет образов из серии офортов «Капричос». Загадочный убийца придает телам своих жертв вид отельных из гравюр. Так сказать, имитатор «с хорошим вкусом».

В равной степени криминал и искусство представлены в триллере «Фламандская доска» (1994), когда во время реставрации картины обнаруживается (на изображенной шахматной доске) ранее неизвестный элемент, что имеет в высшей мере неприятные последствия уже в реальности, в наше время. А ещё фильм нужно посмотреть, так как в нём главная роль у совсем юной Кейт Бекинсейл. Ну, такая лапочка…

В части литературы на первом месте стоят легендарные «Девятые врата» (1999) от Полански, хотя это экранизация всего лишь части «Тени Ришилье» от Артура Переса-Реверта. В оригинальном романе литературных сюжетов (литература о литературе) было куда как больше.

Обычно в этих разновидностях триллеров ставится вопрос об авторстве того или иного произведения. В качестве примера можно привести «Тайну Анри Пика» (2019), когда заявленный автор в действительности ничего толкового не написал даже в школьном сочинении.

А вот в «Словах» (2012) ситуация несколько иная. У популярного талантливого романа авторов оказалось несколько больше, чем предлагалось. А все потому, что литератор, чье имя значится на обложке, в буквальном смысле слова нашел рукопись. И посчитал, что она «ничья».

Триллер «Переводчики» (2019) не сразу выводит на проблему авторства, поскольку поначалу вам будет казаться, что речь пойдет о «краже сетевыми пиратами» текста очень засекреченного потенциального бестселлера, который с маркетинговыми целями держат «под семью замками». Естественно, до поры, до времени.