Найти тему
GreenLED.ru

Секреты музейного освещения и идеи оформления залов

Оглавление

Экспонаты - важный элемент музеев, без которых невозможно представить эти учреждения. Однако и картинам, и скульптурам и другим небольшим предметам недостаточно просто наличествовать в здании. Для создания экспозиции требуются определенные условия: например, уровень влажности и температура.

При этом ничуть не меньшее значение имеют осветительные приборы. Как выбрать музейное освещение, в чем его специфика и на что обратить внимание - расскажем в этой статье.

Что такое музейное освещение?

Конечно, когда речь заходит о музейном освещении, подразумеваются не просто лампочки в плафонах, которые светят в коридоре. Осветительные приборы для светового оформления экспозиций должны отвечать определенным требованиям. Световой поток не должен влиять на состояние работ - например, не делать краски на полотне более блеклыми. Важно, чтобы светильники при этом не нагревались - иначе изменится температура в помещении. А это наверняка негативно скажется на состоянии многих экспонатов.

Что нужно учесть при световом оформлении музея или галереи?

При световом оформлении залов важно одновременно соблюсти нормы музейного освещения и одновременно подчеркнуть концепт выставки и особенности каждой работы. Допустим, для живописи, написанной маслом, нельзя использовать освещение выше 150 люксов. А экспонаты, в создании которых используется акварель, бумага или ткань, и вовсе нельзя освещать приборами мощнее 50 люксов - они могут выгореть или выцвести. Такой уровень освещенности не дает детально рассмотреть работу и заметить все цветовые особенности, которые заложил в нее автор. На помощь приходит акцентное освещение - светильники небольшой мощности можно точечно разместить рядом с экспонатами.



Вместе с тем крайне важно минимизировать контакт предметов на выставке с ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. С учетом всех факторов, большое значение приобретает CRI осветительного прибора. Это индекс цветопередачи - иногда в характеристиках его указывают еще и как RA. Чем выше этот показатель, тем меньше прибор искажает цвета. Например, у линейки музейного освещения GreenLed этот показатель - не менее 95RA.
Вместе с тем крайне важно минимизировать контакт предметов на выставке с ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. С учетом всех факторов, большое значение приобретает CRI осветительного прибора. Это индекс цветопередачи - иногда в характеристиках его указывают еще и как RA. Чем выше этот показатель, тем меньше прибор искажает цвета. Например, у линейки музейного освещения GreenLed этот показатель - не менее 95RA.

Можно ли найти универсальные светильники для разных экспозиций?

Довольно часто галереи и музеи приглашают посетителей на временные выставки. Трудность в том, что для каждой такой экспозиции нужно соблюсти индивидуальные требования, в том числе - эстетические. Покупать и монтировать новую технику каждый раз - перспектива затратная и непрактичная.



Вместо этого можно приобрести универсальные осветительные приборы. Их можно подстраивать под каждую конкретную экспозицию. Например, воспользовавшись диммером, который регулирует яркость светильника. Это позволит использовать одно и то же устройство для выставок с абсолютно разными потребностями в освещении.
Вместо этого можно приобрести универсальные осветительные приборы. Их можно подстраивать под каждую конкретную экспозицию. Например, воспользовавшись диммером, который регулирует яркость светильника. Это позволит использовать одно и то же устройство для выставок с абсолютно разными потребностями в освещении.

Что может музейное освещение?

Осветительные приборы для музея применимы для разных задач и ситуаций. Ниже мы рассмотрим самые востребованные из них.

Подчеркнуть задумку автора

Тут на помощь оформителям придут светильники с большим индексом цветопередачи. Высокий CRI - например, как у модели TRC-8510-Shape - обеспечивает возможность показать работу в таком виде, в каком ее задумал автор. Светильники от GreenLed могут похвастаться высоким уровнем CRI не менее 95RA. Это особенно важно для подсветки картин - такие приборы обеспечивают близкую к естественной передачу цвета.

Зуммировать световой луч

Изменение размера светового луча дает возможность и равномерно осветить объект вместе с пространством вокруг него, и направить свет только на предмет. С такой задачей, например, справится TRC-8530-Zoom. А если дополнительно воспользоваться светофильтром и шторками, можно создать световой акцент правильной геометрической формы и залить его оттенком, который поможет дополнить атмосферу и усилить заложенные создателем предмета искусства эмоции.

-4

Задать ритм экспозиции

Это особенно значимо для крупных выставок. Чередование зон или помещений с разным уровнем освещенности способно помочь поддержать основной посыл экспозиции. Например, если автор задумал рассказать некую историю перехода из негативного в позитивное, можно постепенно увеличивать яркость освещения от первой работы к финальной.

Также, если цветопередача не имеет решающей роли, можно добавить светофильтры разных оттенков. Мы рекомендуем выбрать один из тех, что предлагает компания GreenLed. Они совместимы со светильником модели
TRC-8530-Shape. У прибора высокий уровень CRI, а также есть возможность корректировать угол, форму и яркости светового потока. Кроме того, светильник оснащен функцией проекции логотипа - а значит, его можно дополнительно использовать как элемент брендирования.

Дополнить экспонат при помощи обрезки или размытия луча

Выразительность скульптуры или иного арт-объекта всегда можно дополнить грамотным световым сопровождением. Один из вариантов- регулировка резкости границ светового потока.



Например, характер произведения искусства с плавными, мягкими формами можно подчеркнуть, несколько размыв луч. Динамичную, угловатую работу хорошо дополнят четкие границы света. А в некоторых случаях уместен будет контраст - скажем, сочетание мягких линий скульптуры и резких световых рамок. Тут можно обратить внимание на TRC-8530-Shape от GreenLed - помимо множества других достоинств, модель способна настраивать резкость светового пятна без дополнительных устройств.
Например, характер произведения искусства с плавными, мягкими формами можно подчеркнуть, несколько размыв луч. Динамичную, угловатую работу хорошо дополнят четкие границы света. А в некоторых случаях уместен будет контраст - скажем, сочетание мягких линий скульптуры и резких световых рамок. Тут можно обратить внимание на TRC-8530-Shape от GreenLed - помимо множества других достоинств, модель способна настраивать резкость светового пятна без дополнительных устройств.

Устранить проблему бликов на витрине

Блики и отсветы на стекле витрины - проблема, хорошо знакомая ценителям искусства. Засветы мешают рассматривать экспонаты, закрывают собой информационные таблички и нарушают целостность восприятия выставки.



К счастью, сегодня есть возможность предупредить неприятные ситуации подобного рода. Достаточно установить на осветительные приборы антибликовые сеточки. Эти нехитрые устройства эффективно борются с бликами, снижая число отраженных лучей и не слепя зрителя.
К счастью, сегодня есть возможность предупредить неприятные ситуации подобного рода. Достаточно установить на осветительные приборы антибликовые сеточки. Эти нехитрые устройства эффективно борются с бликами, снижая число отраженных лучей и не слепя зрителя.

Заключение

Как мы видим, организовать освещение для музея - задача не из простых. Однако можно вооружиться знаниями о технических требованиях к осветительным приборам и заказать в GreenLed светильники и комплектующие к ним. Тогда световое оформление станет значительно проще в реализации.