Найти тему
С Богом по жизни

ОБРАЗЕЦ: КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЦЕРКВИ

Деяния – это единственная книга, в которой рассказывается о начале существования общин Господней церкви. Первая община возникла в Иерусалиме (гл. 2), а когда апостолы и другие христиане разошлись оттуда в другие города, стали возникать новые общины Господней церкви. Проповедь евангелия – вот что послужило причиной возникновения каждой церкви в каждом городе.

Изучая эту модель, мы раскрываем важные определяющие характеристики, с которыми должны считаться все последующие поколения. В те новозаветные дни проповедники несли с собой только Слово Божье, которое было их духовным мечом (Еф. 6:17). У них не было символов веры, молитвенников, руководств, катехизисов или какого-либо иного законодательного материала для установления церквей в новых землях.

Такова ли модель евангелизации в наши дни? Тут весьма полезно более внимательно рассмотреть образец церквей, представленный нам в Деяниях.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ

Вновь образованные общины были самоуправляемы, что видно, во-первых, из работы старейшин в каждой группе. Старейшины впервые упоминаются в Деяниях примерно через пятнадцать лет после дня Пятидесятницы, описанного в главе 2. В то время, согласно Деян. 11:28-30, нуждающимся христианам в Иудее была послана благотворительная помощь от антиохийских братьев-христиан. Члены антиохийской церкви послали своими представителями Павла и Варнаву, и деньги были переданы конкретно старейшинам. Совершенно очевидно, что именно старейшины отвечали за церковь.

В рассказе об этом событии также впервые упоминается присутствие в каждой церкви не только апостола, но и пророка (Деян. 11:27). Однако это совсем не обязательно означает, что Бог здесь впервые использовал пророка для помощи церкви.

В Библии не дано свидетельств о том, когда начали действовать старейшины в Иерусалиме и в других церквах Иудеи. Иерусалимскую общину в начале ее становления возглавляли апостолы, что видно из описания помощи вдовам (Деян. 6:1-4). Поначалу иерусалимская церковь не нуждалась в старейшинах, потому что там были апостолы. Эта первая община процветала под их вдохновенным руководством. Однако такая ситуация была временной, потому что впоследствии апостолы были призваны для работы в других местах. Кроме того, с распространением евангелия по всей Римской империи апостолы не могли быть всюду; не могло быть апостолов и в общинах, существовавших в последующие века. Потому Бог и задумал постоянное устройство для управления Его народом.

В Деяниях о старейшинах постоянно говорится как о людях, которые были поставлены в каждой церкви Малой Азии благодаря трудам Павла и Варнавы (Деян. 14:23). По возвращении из путешествия на север Павел и Варнава поставили старейшин в каждой общине. Критики подвергают сомнению это утверждение, потому что в требованиях к старейшинам говорится, что они не должны быть “из новообращенных” (1 Тим. 3:6). Ведь прошло, по всей видимости, всего лишь несколько месяцев после того, как люди в Иконии, Листре и Дервии стали христианами. Некоторые считают это доказательством того, что старейшинами иногда избирали новичков.

Это не так, потому что люди, обращенные в то время, были евреями, которые всю свою жизнь исполняли Моисеев закон. Их духовная зрелость в поклонении Богу и в исполнении Его заповедей ставила их намного выше тех, кто впервые узнавал о Боге из проповеди апостолов. Когда такие зрелые мужи-евреи узнавали о евангелии Иисуса и принимали новые истины, их понимание искупления становилось правильным. Их духовный опыт и зрелось давали им право вести тех, кто прежде не служил Богу по Моисееву закону.

О старейшинах в Иерусалиме упоминается вновь в связи с прибытием к ним Павла с целью обсуждения проблемы обрезания (Деян. 15:1,2). В третьем путешествии особо говорится об эфесских старейшинах, когда Павел встречается с ними в Милете (Деян. 20:17). В конце третьего путешествия у Павла происходит встреча с Иаковом и старейшинами в Иерусалиме, во время которой те обращаются к нему с особой просьбой (Деян. 21:17-26). Таким образом, Божий постоянный замысел в отношении Его церкви заключается в том, чтобы в каждой общине были мужчины, исполняющие роль руководителей, при условии, что они достигли духовной зрелости и отвечают требованиям, предусмотренным для этой должности.

Те общины, о которых говорится в Деяниях, действовали независимо друг от друга. В каждой общине были свои старейшины (Деян. 14:23). Послание Павла христианам в Филиппах было особо адресовано “епископам и диаконам” (Фил. 1:1). Старейшинам в Эфесе было сказано “внимать себе” и заботиться о “всем стаде, в котором Дух Святой поставил вас” (Деян. 20:28).

Еще одна независимая функция просматривается, когда коринфянам было предложено решить возникшую в их церкви проблему наказания блудника (1 Кор. 5). Коринфской церкви не нужно было обращаться в Иерусалим или в какую-либо другую общину; члены церкви могли самостоятельно справиться со своими собственными проблемами.

Общины действовали также и сообща. Например, Антиохия послала помощь в Иудею (Деян. 11:28-30). Пока Павел проповедовал в Фессалониках, другая церковь оказывала ему материальную поддержку (Фил. 4:15). В большом коллективном усилии по оказанию помощи нуждающимся в Иудее церкви сообща выбрали “посланцев”, с которыми и передали деньги (2 Кор. 8:19-23).

Текст не дает нам сведений о том, чтобы церкви каким-то образом объединялись для принятия решений. У них не было ни ассоциаций, ни епархий, ни штаб-квартир для проведения совещаний. Они сотрудничали друг с другом как церкви-сестры. Они верили в одни учения и применяли их на практике, они проводили одинаковые богослужения – и все потому, что проповедовали одно евангелие. Используя образное Иисусово сравнение евангелия с семенем, они сеяли одинаковое семя и поэтому собирали одинаковый урожай.

Церкви, о которых мы читаем в Деяниях, были независимы и автономны, но сотрудничали друг с другом.

Руководство | С Богом по жизни | Дзен

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ

Евангелие было принесено из Иерусалима в Антиохию (Деян. 11:19-26). Иерусалим послал Варнаву в помощь этой новой группе (ст. 22-24), а Варнава пошел искать Павла, чтобы пригласить его там работать вместе (ст. 25, 26). Они смогли обучить “немалое число людей” (ст. 26).

Позже Варнаву и Павла отправили из Антиохии благовествовать в других городах (Деян. 13:1-3). Павел завершил первое путешествие в Антиохии и доложил церкви о том, что произошло (Деян. 14:26, 27). Он продолжал отчитываться перед Антиохией (Деян. 18:22, 23) и о последующих своих странствиях, поэтому эти миссионерские путешествия можно считать частью работы антиохийской общины. Они хотели распространить евангелие и среди других людей.

Павел установил церковь в Филиппах, и эта община помогала ему проповедовать в других местах (Деян. 16:12-15; Фил. 4:15-18). Когда Павел проповедовал в Эфесе, эта группа христиан помогала распространять Слово по всей Малой Азии (Деян. 19:10). Церковь в Колоссах должна была проследить за тем, чтобы лаодикийская церковь прочитала вдохновенные письма Павла (Кол. 4:16). А при содействии фессалоникийской церкви Слово “докатилось” до Македонии и Ахайи. “Во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога” (1 Фес. 1:7, 8), – говорил Павел.

Где бы ни устанавливались церкви, новообращенные брали на себя ответственность помогать благовестию повсюду, где только было возможно. Их пламенное рвение распространить церковь в другие города и страны привело к тому, что в первом столетии евангелие быстро распространилось по всему миру (Кол. 1:23).

ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

В Библии нет свидетельств о том, чтобы существование какой-либо ранней церкви зависело от материальной поддержки другой общины. Но иногда церкви посылали помощь, чтобы облегчить трудности других общин. Финансовая помощь имела две цели: обеспечить ежедневные жизненные потребности и поддержать проповедников. Такая поддержка в каждом случае носила временный характер.

Даже нуждающаяся, церковь по-прежнему была самостоятельной и работала во имя Господа независимо от того, получала она какую-либо помощь или нет. Павел продолжал проповедовать, даже когда ему приходилось зарабатывать на жизнь (Деян. 18:1-4). И без финансовой поддержки церкви продолжали оставаться церквами, а благовестники продолжали проповедовать евангелие. В Деяниях не говорится ни о каких церквах, живущих на пособия, как нет там учения, согласно которому Бог предназначал бы Своим церквам работать подобным образом.

Часто в качестве причины вливания таких больших денег в область миссионерской деятельности – на постройку церковных зданий и поддержку проповедников – приводятся различия в культуре и экономике. А разве не было подобных различий в первом столетии? Были. Но Павел и остальные несли миру евангелие, а не материальные ценности.

То, что делают церкви во многих районах своей миссионерской деятельности, не имеет прецедента в Новом Завете. Уже стало обычным явлением, что в северных и северо-восточных штатах США многие церкви поддерживаются общинами южных штатов, годами выплачивающими их проповедникам жалование и строящими для них церковные здания.

То же самое можно сказать и о миссионерской деятельности во всем мире. Десятилетиями строятся здания и оплачиваются проповедники, и некоторые новые церкви мало прилагают усилий для того, чтобы стать независимыми. Проповедники из других стран едут в Америку учиться и делают это на деньги американских церквей. Материальная поддержка продолжается и после того, как эти люди заканчивают обучение и возвращаются проповедовать в родные места. Возможно, им и на ум не приходит, что церкви должны быть независимыми не только в управлении, но и в финансовом отношении. Когда такое большое внимание уделяется финансовой поддержке со стороны Америки, новые проповедники, учителя и христиане могут начать автоматически считать, что Господня церковь – это “американская церковь”, и поэтому ждать от США поддержки вполне справедливо. Вот так и культивируется мировоззрение иждивенчества.

Что бы произошло, если бы в эти области миссионерской деятельности перестали поступать американские деньги? Продолжалось бы верное богослужение? Продолжали ли бы люди проповедовать евангелие? Сколько бы общин прекратило свое существование? Сколько бы проповедников перестало проповедовать вообще или перешло на работу в те конфессии, где бы им стали платить? Такая постановка вопроса позволила бы “выловить” многих проповедников, которые проповедуют только потому, что им за это платят, а не в силу пожизненной, жертвенной, глубокой преданности делу распространения евангелия! Павел проповедовал независимо от того, поддерживали его церкви или нет; а сколько проповедников в наши дни делало бы или делают то же самое?

Сегодня существуют сильные церкви благодаря поколению христиан-первопроходцев, которые были готовы на жертвы ради служения Господу. Люди “пахали весь день и проповедовали всю ночь” и не получали за это не только никакой платы, но даже компенсации расходов. Христиане смиренно встречались для богослужения по домам, в школах, в арендованных складских помещениях и даже в тени деревьев, так как далеко не сразу могли себе позволить построить хоть какое-нибудь здание. Христиане сегодня “греются у огня, который не ими был зажжен”, – огня больших жертв, принесенных предыдущими поколениями, которые сделали богослужения такими удобными и комфортными для последующих поколений. В результате таких трудностей рождались сильные руководители и сильные церкви. Первопроходцы прокладывали путь.

Церкви могут помогать по-разному, но новые общины через борьбу и жертвы должны вырабатывать свой собственный первопроходческий дух. Христиане в богатых общинах слишком долго тешили себя мыслью о том, что деньги сделают все необходимое в тех областях, где проводится миссионерская работа.

Чтобы лучше это понять, давайте обратимся к простому примеру. Что, если бы родители предоставляли всю финансовую помощь, какую бы только ни пожелали их дети-молодожены, чтобы обеспечить им тот же уровень жизни, что и у их родителей? Что, если бы такое субсидирование продолжалось годы, и молодоженам не надо было работать? Какого уровня зрелости, независимости и инициативы достигла бы такая пара? Никакого! Напротив, такая щедрость со стороны родителей свела бы на нет возможности молодой пары стать независимой семьей. Если это справедливо в отношении молодоженов, разве это не справедливо в отношении миссионерской работы и новых церквей?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если мы хотим иметь образцовые церкви в двадцать первом веке, мы должны с уважением относиться к тому образцу, о котором читаем в Деяниях. Мы должны вернуться к тому, чтобы выполнять Божью работу так, как того хочет Бог. Общины, во всем соответствующие Писанию и верные тому образцу, который мы находим в Божьем Слове, будут самостоятельными в управлении, в распространении евангелия и в финансовых вопросах.

Притчи Иисуса | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Прокат автомобилей (Реклама. Renot Software OU. ИНН 12352497)