Найти тему

Стартап: что делать, если у нас вдруг поперло

Порой бывает так. Компания выходит на рынок. И вдруг поперло. Продажи, как в презентации студенческого стартапа, растут по экспоненте. И владельцы такие визжат: "Ааааа, мы единороги!". И инвесторы тоже визжат: "Ааааа, они единороги!"

А потом все раз - и заканчивается.

Проблема в сверхточном попадании в целевую аудиторию. Компания сразу стала продавать то что нужно, тому кому нужно, да еще и через правильные каналы.

Только в результате бизнес быстро вычерпывает самых вкусных клиентов. После чего стоимость привлечения и удержания покупателей начинает расти, менеджмент - нервничать. Маржинальность, которая позволяла снимать офисы А-класса и покупать столы для пинг понга, схлопывается.

Альтернативы тут две. Честно признаться самому себе, что аудитория бизнеса невелика, сократиться и прекратить мечтать о завоевании вселенной. Или меняться - но ни в коем случае не бросаясь на поиски новых отзывчивых покупателей. Лучше вцепиться в найденную целевую аудиторию, повышать и расширять ценность продукта, пытаясь распространить знание по сарафанному радио.

Я за свою профессиональную карьеру с таким развитием событий сталкивался всего пару раз. Обычно происходит наоборот - компания путем проб и ошибок движется к своему целевому сегменту, постепенно наращивая клиентскую базу и снижая переменные затраты.

Но все же - наткнувшись на деревце с низко висящими фруктами - не прыгаем от радости.

© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.

Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.

Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 175 000+ подписчиков уже в курсе.

Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится