Оркестр «Академия русской музыки» — слишком хороший, чтобы побывать на его концерте один раз на неделе. Именно поэтому буквально через день после вечера в Светлановском зале ММДМ, со сводной репетии я бежала на концерт в большой зал консерватории. В программе А. Вивальди, В.А. Моцарт и П.И. Чайковский, прекрасный набор, чтобы встретить похолодание в Москве.
В первом отделении звучали 4 концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди. Казалось бы, уже много раз прослушанная вещь, дошло даже до того, что последний раз эти концерты я слушала где-то года 2 назад. И вот начало концерта, я ничего не жду от произведений, но как же я ошиблась.
Во-первых, солист. Леонид Железный запомнился мне ещё с конкурса Чайковского, фактура, подача, много занимательных особенностей в игре. Как только он вышел на сцену, то сразу внутри что-то зажглось. Он словно какая-то рок-звезда ступил на сцену и начал искрить. Такого исполнения музыки А.Вивальди я ждала в последнюю очередь. Просто играючи передавать мелодию первой скрипке, вертеться вокруг себя, топать ногами и почти прыгать. Отчасти его исполнение напомнило мне подачу 2CELLOS, особенно их видео Thunderstruck, где они в камзолах перед такой аристократической публикой того времени начинают играть современную яркую и дерзкую мелодию. Да, всё в солисте выдавало такой взрыв. Думаю, что дети (которых было очень много сегодня на концерте) были в восторге, приобщение к классике в такой подаче точно должно было остаться в их воспоминаниях.
Однако меня это скорее оттолкнуло. Да, детям прикольно и здорово, что доказал мальчик сидящий прямо за мной, но это выглядело немного пошло. Плюс, темп был чуть-чуть загнан.
Во-вторых, Иван Никифорчин и оркестр. Эти музыканты прекрасны. Есть в их игре такая юношеская непосредственность, нет обременённости, поэтому все мелодии, что они создают, притягательные. Хочется слушать раз за разом! Да, бывают проблемы с темпом, но обычному слушателю это не будет понятно. И я ещё раз повторю то, что дирижёр и руководитель – потрясающий человек. Сразу видно, с каким трепетом он относится к музыке, к своим подопечным. Всё это даёт высокий результат, который и заставляет идти на следующий ближайший концерт. (Хотя не все со мной согласятся, так как на этом концерте он чуть ли не прыгал на сцене, что могло сбить с музыки)
И очень явным минусом концерта оказалось то, что зал периодически порывался (и иногда у него это даже получалось) хлопать в середине концерта. С другой стороны, спасибо зрителям, что и после первого отделения, и после второго они смогли вызвать музыкантов на бис.
Второе отделение началось с В.А. Моцарта, «Маленькая ночная серенада». Тут вновь задумываешься, а что же такого интересного можно в ней найти? Я думаю, что каждый из начинающих музыкантов находил ноты и играл эту мелодию. Честно, я её не слушала даже большее количество времени, чем концерты «Времена года». Как же красиво она звучала для меня сегодня! Так легко и воздушно. Потрясающие скрипки, альты, виолончели, контрабас и клавесин. Всё настолько идеально и чётко, что даже сказать нечего. Если я правильно увидела (и мне не показалось), то Иван Никифорчин даже не пользовался партитурой. Во всяком случае, я видела только её обложку и даже не замечала, как он её листал (хотя в остальных произведениях это было достаточно хорошо видно).
Завершением второго отделения стали 6 месяцев из сборника П. И. Чайковского «Времена года» (переложение для струнного оркестра). Совершенно новое звучание для меня! Сколько раз я слушала этот цикл в исполнении фортепиано (спасибо конкурсу Чайковского, все летние месяцы я чуть ли не выучила наизусть), сколько раз я играла это (апрель и июнь для флейтистов тоже что-то вроде классических произведений для программы). И вот обработка для струнного оркестра. Невероятное звучание с новыми красками, перетекающей мелодией от одного к другому. Кажется, что визуальный ряд, что появляется при прослушивании, становится ещё ярче именно в этой обработке.
- «Февраль. Масленица». Яркость, вспышки красок и чёткий образ скоморох перед глазами.
- «Май. Белые ночи». Просто лес, что открывает свои ветви и приглашает зайти внутрь. Какой красивый аккорд у первой скрипки, потом пиццикато у альтов, а потом у виолончелей. Получается такой маленький водопад или перекатывание жемчужной росы сверху вниз. А самое главное, красивый сфилированный аккорд в самом конце.
- «Июнь. Баркарола». Глубокий звук, который идёт фразами, словно рассказ путника, смотрящего вдаль моря. Действительно кажется, что вот волны, лобзающие ноги, как в эпиграфе произведения. Из-за того, что это струнные звук более тягучий, что мне определённо очень нравится!
- «Июль. Песня косаря». Если при исполнении на фортепиано мне представляется один косарь, то тут явно работает из несколько. Скорее всего, это ощущение появляется непосредственно из-за оркестра. Всё-таки много партий и голосов сплетаются в целый хор.
- «Октябрь. Осенняя песнь». Это сделано настолько вкусно, что я закрыла глаза и просто дышала. Медленно и неторопливо, погружаясь в эту печальную, но немного светлую мелодию.
- «Сентябрь. Охота». Да, месяцы переставили местами, чтобы не заканчивать концерт на грустной ноте октября. Не скажу, что я увидела охоту в этом, скорее прогулку большого количества людей по лесу. На конях, со слугами и другими причитающимися атрибутами. Замечательное произведение для окончания концерта.
В итоге, получился концерт со знакомыми мне произведениями, но с новой их подачей. В голове появилось очень много мыслей, идей, касательно того, как я вижу привычную мне музыку. Это были приятные несколько часов в БЗК, и даже огромные зал показался мне небольшим салоном со старых гравюр, где струнный оркестр даёт концерт. Если вы ещё не слушали «Академию русской музыки», то я настоятельно рекомендую вам это сделать. Удивительные музыканты!