Найти тему
Mehanika RUS

«Волга»: давний эпизод из личного опыта

«Волга»: давний эпизод из личного опыта

Вы скажете, если эпизод давний, зачем о нем писать? Дело прошлое… Так-то оно так, но эпизод знаковый. Именно тогда, на рубеже веков, «Волга» стала стремительно терять качество. Итак, поехали!

Как я радовался, когда купил ее – зеленую «Волгу» ГАЗ-3110. Ничего, что там стоял карбюраторный мотор ЗМЗ-402. Хоть и устарел он морально, но за много лет его наверняка довели, не подведет… «Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда…» – по телевизору звучал чудесный романс из кинофильма «Дни Турбиных», а мы обмывали покупку…

Шло время, спидометр «намотал» 10000 километров. «Ты проехал на нашей новой машине десять тысяч и ничего не полетело?» – изумлялись умудренные опытом друзья. «А почему что-то должно полететь, – гордился я, – масло меняю регулярно, протягиваю, регулирую – все, как завод велел». И на другой день «замолотил» клапан.
Замолотил – отрегулируем. Только почему зазор у четвертого клапана стал больше миллиметра? Наверное, наконечник штанги был плохо на нее напрессован, теперь подсел и встал на место. Что же, бывает и такое. Устанавливаю зазор 0,35. Вот, теперь все в порядке. Поехали!

Что за наваждение? Барабанит, как пулемет. Жду, пока остынет двигатель, снимаю клапанную крышку. Опять на четвертом клапане огромный зазор! Придется открыть крышку клапанной коробки, ту, что сбоку, а для этого надо снять датчик-распределитель, а потом и его привод.

Снимаю ось коромысел, вытаскиваю штанги (не перепутать!), а затем и толкатели (тоже не перепутать!). Все вынимаются легко, с характерным «масляным» чавканием – все, кроме четвертого. Нет, его не заклинило, он ходил, мог работать, но из «гнезда» вылезать не желал… «Сырой», расклепался от кулачка…» – этот диагноз означал одно: нужно вытаскивать распредвал и проталкивать дефектную деталь в поддон картера.

В создавшейся ситуации у меня было три выхода. Во-первых, поехать на гарантийную станцию и там «качать права» – ведь год с момента покупки еще не прошел. Во-вторых, поехать на независимый сервис и все сделать там. И, наконец, в-третьих, сделать все своими руками в условиях обычного гаража.

Первый вариант отпадал по следующей причине. Дилер имел свой сервис и практиковал агрегатный метод ремонта. После многочисленных хождений и нервотрепки, если очень повезет, мне поменяли бы двигатель. А это означало переоформление агрегата в ГИБДД и выявление всех «детских» болезней заново. А вдруг, образно говоря, в новом моторе окажутся деревянные поршни?

Второй вариант был соблазнителен, но я подумал: платить за запчасти, платить за работу… Да и не так уж много сервисов, где не халтурят. И вспомнив известный тезис о спасении утопающих, я остановился на третьем варианте – гаражный ремонт собственными силами. По крайней мере, выйдет дешевле, да и винить в случае чего придется только себя.

Уважаемые владельцы «волг» с «сырыми» толкателями, внимание! Рано или поздно вы попадете в аналогичную ситуацию и вам, кроме перечисленных выше операций, придется сделать следующее.

Слить масло и охлаждающую жидкость, снять вентилятор, ремень (ремни) привода генератора, радиатор и, если есть – электровентилятор. Иначе распередвал из блока на всю свою длину не выйдет.

Снять храповик, ведущий шкив, демонтировать ступицу с коленчатого вала (нужен съемник), снять крышку распределительных шестерен. Открутить два болта через отверстия в шестерне распредвала, извлечь распредвал. Дефектный толкатель будет мешать, его следует держать в верхнем положении, а распредвал поворачивать, чтобы вершины кулачков не задевали за застрявший толкатель. После извлечения распредвала выдавить толкатель вниз, в поддон.

Теперь нужно снять поддон картера. Для этого придется поддомкратить машину, снять правое колесо, маятниковый рычаг, опустить рулевую трапецию. Открутить правую опору двигателя, приподнять его на несколько сантиметров (нужна таль!) и только после этого снять поддон и извлечь толкатель на свет божий. Пользуясь случаем, проверить затяжку коренных и шатунных подшипников (нужен динамометрический ключ). Все… Вроде несложно, но геморроя, извините за вульгаризм, «выше крыши».

Сборка – в обратном порядке. Не забудьте запастись моторным маслом, тосолом, новыми прокладками, герметиком, ну, и конечно, кондиционными толкателями. А возможно – и новым распредвалом. В моем случае его пришлось поменять – почему, ясно из приведенных здесь фотографий. Вал тоже оказался «сырым», как, впрочем, еще два толкателя – третий и восьмой.

-2

После ремонта я поехал в НАМИ (были связи!) и попросил замерить твердость извлеченных деталей. И что же оказалось? Догадайтесь сами. Да, да, ни в какие ворота. Отослал результаты на ЗМЗ и ГАЗ, но ответы затерялись где-то в приволжских степях.

В те годы я занимался автомобильной журналистикой. Мне приходилось писать о фрикционных изделиях из Ярославля и Егорьевска, о фильтрах из Питера и Ливен, о фаркопах из Ступино и о многом другом. Я всегда делал это с удовольствием. Я очень уважаю отечественных производителей и всегда старался им помочь. Уважаю – но список этот всегда расширял и расширяю очень осторожно.

ГАЗ тогда отказывался от мотора 402 и переходил на модель 406. Но подумалось: если на ЗМЗ будут продолжать устанавливать «сырые» детали – грош цена всей этой возне. До Москвы такая машина доедет, до Европы – нет.
Вспомнился старый, еще советских времен, анекдот: «Слушай, а ты «Волгу» купить можешь?» – «Могу, но зачем? Возись потом с этими пристанями, теплоходами…»

Лучше бы я купил реку… Это, конечно, шутка. Свою машину я полюбил еще больше. Она хорошая, только вот сделали ее плохо. Но это уже не ее вина.

Юрий Буцкий
Фото автора