Найти тему

Загадка "настила". Перевал Дятлова. - 34

Предыдущая часть:

Но с этой группой саперов ст. лейтенанта Авенбурга и сержанта Савельева из 5-й железнодорожной бригады есть еще один важный и интересный момент. Варсеговым, корреспондентам "Комсомольской правды", удалось найти в архиве воинской части 24594 из Серова, в которой служили саперы группы Авенбурга (и которая подчинялась штабу воинской части 01662), еще один очень интересный документ (см. ссылку и Фото 1 ниже).

Это приказ воинской части 24594 о постановке на котловое довольствие военнослужащих, прибывших в эту часть. И в последних строчках этого приказа речь идет о постановке на котловое довольствие интересующей нас группы саперов из пяти человек во главе с сержантом Савельевым. Как мы установили ранее, 14 марта эта группа вернулась из командировки с перевала, и, согласно этому приказу, их ставят/восстанавливают на котловое довольствие в их части.

Что в этом приказе самое интересное? ДАТА. Приказ о восстановлении на котловом довольствии группы сержанта Савельева был основан на телефонограмме из штаба воинской части 01662, полученной еще 14 февраля.

Что это? Снова какая-то "ошибка" или "опечатка"? Хотели написать от 14 марта (14.III.59 г.), но по ошибке написали 14 февраля (14.II.59 г.)? Нет, это, конечно, никакая не "ошибка" и не "опечатка". Объясню, почему.

Перевал Дятлова: Зачем на поиски пропавших туристов приезжал военный дознаватель
Фото 1. Приказ воинской части 24594 о восстановлении на котловом довольствии группы саперов сержанта Савельева, вернувшихся в часть из командировки на перевал ("из Ивделя"). Этот приказ был отдан на основе приказа, пришедшего из штаба в/ч 01662 по телефонограмме от 14 февраля.
Фото 1. Приказ воинской части 24594 о восстановлении на котловом довольствии группы саперов сержанта Савельева, вернувшихся в часть из командировки на перевал ("из Ивделя"). Этот приказ был отдан на основе приказа, пришедшего из штаба в/ч 01662 по телефонограмме от 14 февраля.

Советская армия - это ведь была не просто толпа злых, угрюмых и забитых мужиков, с не слишком умными лицами, которые бегали в кирзовых сапогах с какими-то железяками и громили все вокруг (или готовились что-нибудь разгромить). Нет, советская армия (как, впрочем, и любая другая) - это, прежде всего, огромная бюрократическая машина, бюрократический механизм. И, как и любой другой бюрократический механизм (любое ведомство, министерство или другой "государственный орган"), она управлялась и приводилась в движение с помощью бюрократических процедур - приказов (устных и письменных), распоряжений, инструкций и т.д. И все "телодвижения" этой армейской бюрократической машины фиксировались в этих документах.

При этом такие приказы иногда имели письменный характер (и их доставляли командирам частей специальными депешами с курьерами или почтой), иногда - устный, а иногда они отдавались по телефону. Так, начальнику штабу воинской части 01662, чтобы отдать приказ начальнику подчиненной ей части 24594, совсем не обязательно было каждый раз присылать письменный приказ с депешей или, тем более, бегать по частям, чтобы лично отдать такой приказ устно. Очень часто такие приказы отдавались по телефону.

То есть начальник штаба (или кто-то по его поручению) просто звонил в подчиненную ему часть и отдавал соответствующий приказ. И этот приказ имел такую же силу, как устный или письменный. И все такие приказы, отданные по телефону - как "телефонограммы" - обязательно регистрировались и в штабе части, отдавшей этот приказ, и в той части, куда этот приказ поступил. При этом форма регистрации таких приказов и правила передачи/приема таких приказов по всей армии, конечно, также были едиными и стандартными, утвержденными специальными приказами Министерства обороны. Ниже (см. Фото 2 и 3) я привел формы регистрации таких приказов, отданных по телефону, которые приняты сегодня в армии РФ, но примерно такие же формы заполнялись и в 1959 году. И в приказе №170 министра обороны РФ от 04.04.2017 года говорится, в том числе, как отдаются и принимаются такие приказы-телефонограммы (см. ссылку ниже): в части, принимающей приказ, на телефоне сидит какой-нибудь "дежурный офицер", он в специальную книгу учета, со специальной формой, записывает все поступающие приказы, а потом передает их командиру/начальнику этой части:

"92. Принимаемые и передаваемые телефонограммы (приложение N 6 к настоящей Инструкции) записываются дежурным по штабу воинской части в ведущуюся у него книгу учета входящих и исходящих телефонограмм (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Принятые телефонограммы дежурный докладывает должностным лицам, которым они адресованы. Об ознакомлении с телефонограммами должностные лица расписываются в указанной книге. Порядковая нумерация передаваемых телефонограмм ведется с начала года".
https://sudact.ru/law/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-04042017-n/prilozhenie/iii/priem-pervichnaia-obrabotka-i-uchet/
Фото 2. Форма для регистрации приказа по телефону (телефонограммы), принятая в армии РФ.
Фото 2. Форма для регистрации приказа по телефону (телефонограммы), принятая в армии РФ.
Фото 3. Форма книги учета входящих и исходящих телефонограмм, принятая сегодня в армии РФ.
Фото 3. Форма книги учета входящих и исходящих телефонограмм, принятая сегодня в армии РФ.

Теперь что касается этого "котлового довольствия". Армия Совдепии была огромной. До 1955 года (до "реформы Жукова-Хрущева") ее численность составляла около 5,8 миллионов человек, но к декабрю 1959 года эту толпу бездельников сократили до 3,5 миллионов. И эту огромную толпу здоровых мужиков нужно было не только во что-то одевать и обувать - их еще нужно было и кормить. Кормить каждый день. И кормить так, чтобы эти бездельники хотя бы не падали в голодные обмороки. Естественно, в дикой, нищей и голодной Совдепии каждый день накормить такую огромную толпу мужиков было непростой задачей - на это каждый день требовалось огромное количество продуктов, и требовались деньги, финансы.

И поэтому все, что было связано со снабжением армии (в том числе с продовольствием и питанием), также подлежало учету. В советской армии ведь постоянно происходило воровство и хищения - и продуктов, и одежды, и всего, что поступало в армию. И поэтому каждый военнослужащий, который поступал и служил в какой-либо воинской части, обязательно ставился на продовольственное довольствие специальным приказом, а когда он убывал из этой части - с довольствия снимался.

При этом в советской армии (как и в нынешней армии РФ) было несколько видов такого продовольственного довольствия. Самое распространенное - это, конечно, как раз "котловое довольствие". Под этим понималось, что военнослужащий каждый день, три раза в день, ходит в столовую своей части, и там питается горячей пищей. Такое же "котловое довольствие" предусматривалось и в "полевых условиях" (например, во время учений). Был также предусмотрен "сухой паек", который включал различные консервы и концентраты, и такие пайки выдавались военнослужащим, когда обеспечить их горячей пищей по каким-либо причинам было невозможно. Иногда выдавались дополнительные пайки (при службе в высокогорной местности, а также летчикам, водолазам, подводникам и т.д.). Кроме того, если военнослужащие отбывали в командировку, то вместо пищи им иногда просто начислялась стоимость положенного им "котлового довольствия" - это же деньги, и если часть не выдала военнослужащему горячий или сухой паек, который ему был положен, то вместо еды ему начислялись деньги. То есть под "котловым довольствием" иногда понимается не еда, а какие-то денежные выплаты или начисления.

А теперь посмотрим снова внимательно на приказ в/ч 24594 на Фото 1 выше. В первых трех строчках речь идет о двух рядовых, Закирове и Инякове, из ВСО-846 (видимо, военно-строительного отряда), которых 14 марта отправили на гауптвахту сроком на 10 суток. Сидевшие на гауптвахте солдаты, конечно, в столовую во время ареста не ходили, но котловое довольствие им было положено, как и другим, и поэтому они на время ареста этим приказом переводятся на "котловое довольствие за наличный расчет" (то есть им начисляли деньги вместо еды). На каком основании был отдан этот приказ? На основании записки (видимо, командира их отделения или роты) от 12 марта.

В следующих трех строчках этого приказа речь идет о военнослужащих Локтионове (и с ним один) и Кочеряне (и с ним один). Они прибыли в Серов (в в/ч 24594) из Свердловска, из ОВГ-354 (видимо, из общей воинской группы). Естественно, их тоже нужно было чем-то и как-то кормить. И поэтому их в в/ч 24594 ставят на "котловое довольствие". На каком основании? На основании специального т.н. "продовольственного аттестата", который им выписали в Свердловске, когда они отбывали в Серов. А когда был выписан этот "продовольственный аттестат"? 11 марта 1959 года.

А теперь посмотрим на интересующие нас более всего три последние строчки этого приказа. Ст. лейтенанта Авенбурга, сержанта Савельева и еще пятерых солдат-саперов отправили в командировку в Ивдель, на перевал. И 14 марта они из этой командировки вернулись. Естественно, их теперь снова должны кормить в их части, восстановив на "котловом довольствии". Именно об этом говорится в этом приказе. Но на каком основании? Естественно, на основании какого-то приказа, по которому их отправили в эту командировку и сняли с котлового довольствия в части 24594. То есть на основе какого-то предыдущего приказа. В данном случае - на основе приказа, поступившего 14 февраля в в/ч 24594 из штаба в/ч 01662 в виде телефонограммы, зарегистрированной в журнале/книге телефонограмм этой части 24594 под номером № 24/14.

И это было всегда так: постановка/восстановление на котловое довольствие всегда происходила на основании какого-то приказа, изданного/отданного ранее. В самом деле, какой смысл было получать отдельный приказ из штаба воинской части 01662 для восстановления в части 29594 на котловое довольствие сержанта Савельева и еще пятерых солдат из этой же части 24594? Они же не были какими-то "приблудными" солдатами, которых решили накормить из сострадания. Или солдатами, переведенными из другой части (как те же упомянутые выше Локтионов и Кочерян), которые потеряли по дороге выписанный им "продовольственный аттестат". Нет, они были из этой же части 24594. И когда они вернулись из командировки на перевал - их автоматически, обычным приказом, восстановили на довольствие. На каком основании? На основании приказа, по которому их отправили в эту командировку. И этот приказ пришел из штаба 01662 в виде телефонограммы еще 14 февраля.

То, что все происходило в армии именно так, доказывает и другой приказ, который я уже приводил ранее (см. Фото 4 ниже). Это как раз приказ об отправке Авенбурга, Савельева и еще пятерых солдат-саперов из части 24594 на перевал от 2 марта. Лагерь поисковиков ("лагерь Масленникова") снабжался продовольствием и питанием по отдельной линии, по распоряжению штаба "поисковых работ" и партийных органов. И в снабжении этого "лагеря поисковиков", как мы выяснили, была задействована даже Северная геологическая экспедиция (см. ссылку ниже). И снабжали их там очень неплохо - включая (для начальства) даже столь любимую Масленниковым вареную колбасу, которую он не пожалел для своего фальшивого "лабаза" (Иванов, после составления протокола об обнаружении "лабаза" 2 марта, эту вареную колбасу и все другие продукты из "лабаза" Масленникову тут же вернул - колбаса-то еще совсем свежая была, жалко выкидывать!). И поэтому, когда группу Авенбурга-Савельева отправляли в эту командировку на перевал 2 марта, им просто начислили стоимость положенного им котлового довольствия: ст. лейтенанту Авенбургу по стоимости полного "котлового довольствия", а сержанту Савельеву и пяти рядовым - по стоимости "котлового (сухого) пайка" (на солдатах решили немного сэкономить).

Фото 4. Приказ от 2 марта воинской части 24595 о переводе Авенбурга, Савельева и пятерых солдат на денежное котловое довольствие во время их командировки на перевал.
Фото 4. Приказ от 2 марта воинской части 24595 о переводе Авенбурга, Савельева и пятерых солдат на денежное котловое довольствие во время их командировки на перевал.

И поэтому когда они все вернулись в свою часть 14 марта - естественно, никакого дополнительного приказа из штаба части 01662 о восстановлении их на "котловом довольствии" в их части 24594 не требовалось. И их поставили на это довольствие в соответствии с приказом из штаба 01662 от 14 февраля, согласно которому они отправлялись (или готовились к отправке) в командировку на перевал. А это значит, что в штабе воинской части 01662 (и, очевидно, в штабе Уральского военного округ в Свердловске и в Министерстве обороны в Москве) уже 14 февраля точно знали, что дятловцы погибли, и что вскоре начнутся их "поиски" на перевале.

Продолжение: