Найти тему

Загадка "настила". Перевал Дятлова. - 8

Оглавление

Предыдущая часть:

Еще одно важное "действующее лицо" этих событий - Неволин, радист Северной экспедиции. Но поскольку в Совдепии все было не тем, чем казалось, и многие этого, к сожалению, до сих пор не понимают, то сначала я скажу пару слов о том, кто такие были геологи в Совдепии и чем они занимались.

Советские геологи и радисты

Коммунистам и советской власти очень было нужно золото, алмазы, нефть (позднее газ), а также, конечно же, уран. И поэтому советские геологи, которые занимались поисками месторождений всех этих "полезных ископаемых", были в Совдепии людьми очень важными и специальными. Геологические экспедиции по советским меркам очень неплохо снабжались (в том числе транспортом - включая вертолеты и самолеты, а также другим оборудованием и экипировкой), они вели свои поиски ископаемых в районах, закрытых для обычных советских граждан (в том числе вблизи воинских частей и военных полигонов, а также в регионах ГУЛАГа). И у них были карты. Советские геологи в то время были немногими людьми, которые (помимо военных) имели доступ к достаточно хорошим картам.

Кроме того, геологические экспедиции снабжались рациями. В Совдепии очень долгое время даже обычные фотоаппараты (и другая фототехника) были недоступны для простых "советских трудящихся" - большевики и чекисты повсюду искали шпионов и "врагов народа", кроме того, им не хотелось, чтобы люди фотографировали весь тот ужас обычной жизни обычных "советских трудящихся", который в действительности повсюду творился в дикой, нищей и людоедской Совдепии - и поэтому долгое время доступ к фототехнике в Совдепии имело очень ограниченное число людей (журналисты и фотокорреспонденты советских газет и т.д.). Ну, представьте, если бы обычные советские граждане начали фотографировать горы трупов, которые большевики и чекисты наворотили в России во время массового голода начала 1930-х годов, и если бы эти фото потом стали достоянием гласности. "Нехорошо". Поэтому фотоаппараты и фототехника стали более-менее доступными для "широких советских трудящихся масс" только при Хрущеве - собственно, именно в это время, в середине-конце 1950-х годов, в Совдепии происходит настоящий "бум" фотографирования. И наши дятловцы уже могли вполне спокойно взять с собой в поход несколько (достаточно неплохих) фотоаппаратов.

А вот с рациями и радиоприемниками все было сложнее. По тем же причинам: коммунисты и чекисты всюду искали шпионов и опасались свободной передачи информации среди советских граждан. Так что даже еще в 1980-е годы чекисты пытались "заглушить" иностранные "голоса" (иностранные радиостанции). А в 1950-е годы доступ к рациям и радиопередатчикам, понятное дело, и вовсе могли иметь только хорошо проверенные люди.

А у геологов и геологических экспедиций рации были. Радист Неволин входил в Северную геологическую экспедицию. А кому Неволин (от имени Масленникова) отправлял свои радиограммы? И от кого он их принимал? От некоего Сульмана. Сульман Абрам Маркович (см. Фото 1 ниже) в 1959 году был главой (начальником) Северной разведочной экспедиции Уральского геологического отдела. И, как и полковник Ортюков, входил в штаб "поисковых работ".

Фото 1. Сульман Абрам Маркович (1904-1983). С июня 1958 по февраль 1962 - начальник Серовской и Северной разведочных экспедиций Уральского геологического управления. В марте 1959 года был избран депутатом Ивдельского горсовета, был членом Ивдельского комитета КПСС. В марте 1962 года вышел в отставку.
Фото 1. Сульман Абрам Маркович (1904-1983). С июня 1958 по февраль 1962 - начальник Серовской и Северной разведочных экспедиций Уральского геологического управления. В марте 1959 года был избран депутатом Ивдельского горсовета, был членом Ивдельского комитета КПСС. В марте 1962 года вышел в отставку.

И понятно, что все эти советские геологи - в силу специфики своей работы - были теснейшим образом связаны с чекистами. Особенно руководители и радисты. В Совдепии вообще все радисты находились под пристальным вниманием чекистов, а нередко были их агентами. И Неволин, конечно, исключением не был.

Роль "Северной экспедиции" в нашей истории

И, к сожалению, большинство исследователей недооценивают ту роль, которую сыграла в этой истории "Северная экспедиция" и ее члены - в том числе во время "поисковых работ".

Про Сульмана, начальника "Северной экспедиции" и члена "штаба поисковых работ", я уже сказал выше. Радист Неволин, как известно, 24 февраля выехал из Суeватпауля на двух оленьих упряжках с группой мансюков во главе со Степаном Куриковым и 26 февраля прибыл к перевалу, соединившись с группой Слобцова (эту группу иногда называют "группой Неволина", "группой Степана Курикова" или "отрядом Северной экспедиции"). Но этим роль "Северной экспедиции" в этой истории далеко не ограничивается.

Так, есть несколько свидетельств, что уже вскоре после начала "поисковых работ" в поселке Северный-2 была развернута промежуточная база "Северной экспедиции" для сообщения с лагерем поисковиков в верховьях Ауспии. Об этом, в частности, сообщает некий Эмиль Федорович Бачурин. Это был довольно известный советский "уфолог", и в 1985 году он написал пространное письмо в редакцию газеты "Труд", в котором, среди прочего, сообщает следующее (см. Фото 2-4 ниже):

"В 1958-59 и 1961-1963 годах я работал в Северной, Полярно-уральской и гидрологической экспедициях Уральского территориального геологического управления.

Зимой (в конце февраля-начале марта) 1959 г. с вертолета летевшего спецрейсом в одну из партий Северной экспедиции, на восточном склоне горы Оттортен у границы Свердловской области и Ханты-Мансийского национального округа были обнаружены трупы нескольких человек, покинутые палатки. Пилота особенно насторожило то, что ни один из замерзших не воспользовался лыжами...

Для расследования гибели этих туристов (группа состояла из опытных и тренированных туристов Уральского политехнического института, имевших первые разряды по туризму, I-II разряды по лыжам) к месту событий были заброшены специалисты: следователи, медэксперты, эксперты-криминалисты, представители местных органов власти. Наземное обеспечение их работы осуществлялось силами войск МВД и нашей экспедиции. На месте событий мне быть не пришлось, т.к. я исполнял обязанности повара и истопника на промежуточной базе, через которую по специально пробитому вездеходами зимнику проходило снабжение рабочей группы и потом, обратная транспортировка, но из разговоров все знали о результатах экспертизы".

И далее Бачурин сообщает некоторые подробности этой истории - которые частично соответствуют действительности, а частично нет.

Фото 2. Текст письма Бачурина, стр. 4.
Фото 2. Текст письма Бачурина, стр. 4.
Фото 3. Текст письма Бачурина, стр. 5.
Фото 3. Текст письма Бачурина, стр. 5.
Фото 4. Текст письма Бачурина, стр. 15.
Фото 4. Текст письма Бачурина, стр. 15.

Конечно, все "советские люди" были немного сумасшедшими (они же 70 лет "коммунизм строили"), а в 1980-90-е годы - во время "перестройки", развала страны и "рыночных реформ" - чекисты обрушили на головы несчастных "советских людей" новую массированную информационную атаку. И в те годы вера в "летающие тарелки", "экстрасенсов" и прочее приняла в Совдепии массовый характер (вспомним хотя бы известную статью следователя Иванова 1990-го года про "огненные шары", в которой он "на голубом глазу", беззастенчиво, "вешал лапшу на уши", рассказывал про НЛО на перевале). И можно просто отмахнуться от этого письма уфолога Бачурина - мало ли было в Совдепии всяких "уфологов", которые писали письма в советские газеты?

Однако Бачурин в этом письме сообщает несколько деталей и подробностей, узнать о которых из советских газет и других СМИ того времени он точно не мог: об этой истории с гибелью дятловцев в Совдепии ничего не писали. Откуда он мог все это узнать? Я полагаю, что он не врет. То есть что он действительно в 1959 году работал (или подрабатывал) в Северной экспедиции чернорабочим (поваром, истопником и т.д.). И сообщает то, что слышал по разговорам от других.

Кроме того, 1 марта, когда на перевале поднялся ветер, Масленников отсылает в штаб следующую радиограмму (Лист 165):

"Из состав отряда в количестве 30 человек чувствует себя нормально все работают дружно и организованно. Однако если непогода будет 3-4 дня и если вы дадите разрешение мы можем отрядом за 2 суток своим ходом дойти до Северного Лозьвы где нас можно взять вертолетом. Можно подготовить посадочную площадку в среднем течении Ауспии".

То есть в случае, если бы сообщение по воздуху из-за непогоды прервалось на 3-4 дня, предусматривалось, что поисковики (из-за отсутствия провизии) смогут своим ходом (на лыжах) добраться по Ауспии и Лозьве до Северного-2. Зачем? Чтобы там переждать непогоду и дождаться вертолета. А значит, в это время в Северном-2 действительно была развернута (или только разворачивалась) промежуточная база, о которой сообщает в своем письме Бачурин. И по той же причине (на случай непогоды, когда вертолеты не могли садиться на перевале) около лагеря поисковиков вскоре начали готовить дополнительную вертолетную площадку.

Загадочные члены "Северной экспедиции"

Ранее я уже рассказывал об еще одной странной истории, связанной с членами "Северной экспедиции". Группа Карелина-Атманаки возвращалась 25 февраля из своего похода (у них был другой маршрут, чем у дятловцев), и на вокзале в Серове к ним подошел какой-то загадочный незнакомец. Вот что об этом сообщил сам Атманаки во время допроса (Лист 213):

"После восхождения на Денежкин камень мы доехали до Покровска-Уральска, оттуда поездом до Серова, где нам пришлось сделать пересадку на свердловский поезд. Пока мы ждали, мы зашли в столовую, где ко мне подошел товарищ и, представившись членом Северной геологической партии, сообщил, что на севере ведутся энергичные поиски группы туристов из города Свердловск подвергался, вплоть до применения авиации. Он спросил, кто мы и ищут ли нас. Я сказал, что срок еще не истек, и спросил, откуда эта группа. Ничего определенного он сказать не смог, поэтому мы побежали на станцию ​​и одновременно заказали разговор со Свердловском и Ивделем, где нам сообщили штаб поисковой группы".

Что это был за загадочный член Северной геологической экспедиции? И откуда он уже 25 февраля знал об "энергичных поисках" группы Дятлова (хотя в это время поиски только-только начинались, и Масленников с Ортюковым только 24 февраля прилетели из Свердловска в Ивдель)? Ранее я высказал предположение, что это был чекист, который вот таким образом просто перенаправил Карелина и Атманаки на "поисковые работы". Или это действительно был какой-то хорошо осведомленный член "Северной экспедиции"? Или и то, и другое?

Наконец, в этой истории есть еще один очень загадочный член "Северной экспедиции" - Николай Огнев (по кличке "Борода"). Да, тот самый, который очень много общался с дятловцами в 41-м квартале (см. Фото 5-7 ниже).

Фото 5. Геолог Огнев ("Борода") - крайний слева - провожает дятловцев в 41-м квартале.
Фото 5. Геолог Огнев ("Борода") - крайний слева - провожает дятловцев в 41-м квартале.
Фото 6. Геолог Огнев ("Борода") - крайний слева - провожает дятловцев в 41-м квартале.
Фото 6. Геолог Огнев ("Борода") - крайний слева - провожает дятловцев в 41-м квартале.
Фото 7. Огнев в бараке 41-го квартала.
Фото 7. Огнев в бараке 41-го квартала.

Он явно не был простым рабочим, и вел себя с "ребятами-лесорубами" из 41-го квартала как начальник. Но что там делал в 41-м квартале среди этих "лесорубов" геолог Огнев? И почему он из "геологов" был там один? И почему в "уголовном деле" нет протокола его допроса? Допросы Ряжнева, Дряхлых, даже возчика Валюкявичуса есть, а геолога Огнева почему-то нет.

Следы этого Огнева теряются в 1962 году. Зато в конце 1960-х годов объявляется некий Владимир Михайлович Спичкин (см. Фото 8 ниже). Чекист, подполковник, начальник подразделения Управления КГБ СССР по Курганской области. Писал книги под литературным псевдонимом "Владимир Огнев". Автор шпионско-приключенческих рассказов и повестей: дилогии "Две операции майора Климова" - "По следам Оборотня" и "Фиолетовое пятно"; "Кузьменко меняет профессию" и других (см. Фото 9 ниже). В это время чекисты начали активно пиарить свое ведомство и свою чекистскую мафию, и в Совдепии в это время появилось множество книг и кинофильмов о "подвигах чекистов" и "чекистских разведчиков". И чекист Спичкин решил попробовать себя на этом литературном поприще.

Фото 8. На двух фото слева - Огнев из 41-го квартала, справа - чекист Спичкин.
Фото 8. На двух фото слева - Огнев из 41-го квартала, справа - чекист Спичкин.
Фото 9. Обложка книги чекиста Спичкина-Огнева "Две операции майора Климова"- шпионской дилогии. Книга посвящена "памяти командира партизанского отряда "Вихрь", чекиста, полковника Владимирова Павла Васильевича". В аннотации также сказано: "Две повести — «По следам Оборотня» и «Фиолетовое пятно» — рассказывают о борьбе органов Комитета государственной безопасности с агентурой иностранных разведок и другими государственными преступниками". Эти книги можно и сегодня легко найти и (бесплатно) прочитать (я, признаться, не читал - от всей этой занудной пафосно-"патриотической" советской чекистской мути меня воротит).
Фото 9. Обложка книги чекиста Спичкина-Огнева "Две операции майора Климова"- шпионской дилогии. Книга посвящена "памяти командира партизанского отряда "Вихрь", чекиста, полковника Владимирова Павла Васильевича". В аннотации также сказано: "Две повести — «По следам Оборотня» и «Фиолетовое пятно» — рассказывают о борьбе органов Комитета государственной безопасности с агентурой иностранных разведок и другими государственными преступниками". Эти книги можно и сегодня легко найти и (бесплатно) прочитать (я, признаться, не читал - от всей этой занудной пафосно-"патриотической" советской чекистской мути меня воротит).

Радист Неволин

О том, что произошло с дятловцами в 41-м квартале, почему Юрий Юдин прервал свой поход и какую роль во всей этой истории сыграл "геолог" Огнев - обо всем этом я подробно расскажу чуть позже. А пока вернемся к нашему радисту Неволину (см. Фото 10 ниже).

Фото 10. Радист "Северной экспедиции" Егор Семенович Неволин (1932-2010).
Фото 10. Радист "Северной экспедиции" Егор Семенович Неволин (1932-2010).

Известно о нем очень мало. Известно, что родился он в Ивделе (видимо, в семье какого-то лагерного чекиста или вертухая) и в 1959 году работал в радиотелефонной службе Северной геологоразведочной экспедиции. Во время "поисковых работ" находился в лагере поисковиков почти постоянно, с 26 февраля по 13 мая. Позже, уже в 2000-е годы, журналисты его разыскали, но он наотрез отказался с кем-либо встречаться и как-то комментировать эту историю, сославшись на то, что дал "подписку о неразглашении".

При этом известно также, что в лагере, помимо Неволина, судя по всему, был и еще какой-то радист. Так Блинов в уже упоминавшемся мною своем дневнике сообщает о событиях сразу после обнаружения палатки и тел двух дятловцев следующее:

"Что делали в это время в Ивделе? Решили все группы снимать и перебрасывать в район аварии. На месте аварии сделать базовый лагерь для организации поисков. Всем было ясно, что живых искать уже поздно, а мертвых под снегом найти не просто. Борису Слобцову была передана радиограмма, чтобы они нашли подходящее место для лагеря в долине реки Лозьвы. Решили, что Женя Масленников, радист, Юра-корреспондент газеты «На смену», и Я- Юрий Блинов, летим на место поисков. Женя Масленников был назначен во главе всех работ на месте".

Неволин, как мы знаем, в это время уже был на перевале, прибыв туда на оленьих упряжках с "вижайским отрядом". А значит, с Блиновым, Масленниковым и Яровым (корреспондентом газеты "На смену") вылетел еще какой-то радист. А в записи от 17 апреля в дневнике Блинова есть такая запись:

"Опять на Отортен (вернее на высоту 1079 м). Погода сегодня исключительная. Небо едва облачно, северо-западный ветерок и легкий морозец в 1730 переброска закончилась полностью. Заменили полностью весь состав лагеря. Даже радиста Георгия отпустили на 3 дня домой – отпраздновать день рождения. Лагерь за полтора месяца очень сильно изменился".

Что это был за радист Георгий? Егор Неволин или какой-то другой?

В любом случае, понятно, что Неволин сыграл во всей этой истории довольно заметную роль. Был ли он "кадровым чекистом", или только их "агентом" - этого мы не знаем. Но он вовсе не был просто "исполнителем", который послушно передавал Масленникову и Ортюкову радиограммы из "штаба" и отсылал их радиограммы в "штаб". По сути он был одним из "теневых координаторов" всего этого спектакля с "поисковыми работами", который там, на месте, исходя из обстановки, мог принимать определенные решения, реализуя указания, поступавшие из "штаба". И в истории с "обнаружением" "настила" Неволин также сыграл ключевую роль.

Продолжение: