"Григорий держал в руках какой-то листок, который ему сунула в руки женщина с микрофоном у рта, а сам смотрел, боясь, что у него сейчас выпадут глаза от удивления, на свою бывшую жену Лену, и на…
ЕЁ ДОЧКУ?? У Лены есть дочь?
А почему она ее так назвала: Гаврилова Дарья Григорьевна?? "
Пятница. Вечер.
Григорий поддерживал Вику за локоть, пока они продвигались по ряду в зрительном зале до своего места. Маленький актовый зал оказался заполненным до отказа. Даже в проходах стояли школьники-подростки, не участвующие в концерте, но тоже участвующие в общем празднике. Все технические кружки, кружки рукоделия и изобразительного искусства, организовали на первом этаже здания Дома пионеров выставку своих работ, а танцевальные группы и группы певческие сегодня будут блистать на сцене перед зрителями.
Когда Гриша и Вика заняли свои места, свет в зале погас, и зрители затихли в ожидании начала концерта.
Через несколько минут тяжелый занавес темно-зеленого цвета разошелся в стороны, и открыл сцену, на которой стояли сейчас мальчик и девочка в школьной форме с повязанными на груди красными галстуками. Их звонкие торжественные голоса объявили начало отчетного концерта за прошедший год.
Гриша, вздохнув и расправив плечи, сцепил пальцы рук в замок на коленях, и приготовился ждать выступление дочери Даши. С первыми звуками музыки, льющимися из усилительных колонок, он повернул голову и повел взглядом по головам сидящих таких же родителей, а затем посмотрел на Вику…
Его улыбка медленно погасла, когда он увидел, что жена сидит и смотрит на сцену, не моргая, как замороженная статуя. Уже трижды за сегодняшний день Гриша заставал жену в таком странном состоянии. При взгляде на Вику ему казалось, что она находится сейчас где-то далеко, глубоко в своих мыслях, а совсем не здесь, рядом с ним. Каждый такой раз он одергивал жену и с беспокойством спрашивал: что случилось? Может что-то болит у нее? Но Вика, выныривая из своих тяжелых (судя по напряженному лицу) дум, отвечала ему, что все нормально, просто накопилась усталость.
И вот опять она в этом состоянии.
Григорий легонько дотронулся своим плечом до плеча Вики, и жена, сразу же очнувшись, посмотрела на него, и даже улыбнулась.
Наверное, показалось. Раз Вика улыбается, значит все нормально.
После этого Григорий успокоился, и сосредоточился на концерте.
****
Женщина лет тридцати, одетая в черную узкую юбку и белую блузку с повязанным бантом на шее, давала последние наставления перед выступлением своим двадцати ученицам из группы:
- Девочки! Слушаем музыку, про счет не забываем! Когда перестраиваемся перед куплетом - не паникуем! Шаги считаем! Руки в стороны, потом два притопа, пятка-носок, пятка-носок, и руки скрестили на груди! Затем поворот, а дальше повтор! Все будет хорошо! Вдруг сбились - смотрим на девочку, танцующую впереди или сбоку от себя, и повторяем за ней! Все ясно? Я буду стоять здесь. После того, как номер закончится, вы остаетесь стоять на месте, со сцены не уходите! Я вынесу благодарственные письма вашим родителям, и буду вызывать их на сцену. И уже с родителями вас сфотографирует на сцене фотограф, чтобы остался снимок на память вам домой, и на стенд нам, в Дом пионеров. Все понятно?
Девочки, обутые в белые чешки и гольфы, и наряженные в красные сарафанчики и белые кофточки с рукавами-фонариками, с красными косынками на головках, повязанными «матрешкой», улыбались своему преподавателю, и волнительно совершали скованные движения то руками, то ногами, чувствуя, как напряжение не дает им возможности устоять на месте.
- А сейчас выступает танцевальная группа «Ягодки», под руководством Марии Геннадьевны Афанасьевой! Встречаем!
Сразу после объявления своего номера девочки выбежали, одна за другой, на сцену в отрепетированном заранее порядке.
Номер начался.
*****
Юные танцовщицы лихо и синхронно отплясывали на сцене танец под песню «Калинка». Все прошло отлично, и маленькие артистки, улыбались ярко, слыша, как им хлопают в зрительном зале благодарные зрители.
Когда музыка стихла, Мария Геннадьевна, как и обещала, вышла на сцену, к своим запыхавшимся и счастливо улыбающимся подопечным, и начала, поочередно, приглашать на сцену родителей девочек.
Когда уже все родители заняли места каждый возле своей «Ягодки», женщина педагог произнесла, улыбаясь, в зал:
- Дорогие друзья! Еще две девочки пока стоят на сцене без своих родителей. Так удивительно вышло в нашем коллективе, что наши Даши оказались полными тезками не только по имени и отчеству, но даже и по фамилии! Это очень редкий случай, как вы понимаете! И сейчас мы приглашаем подняться на сцену родителей двух наших очаровательных маленьких артисток, каждую из которых зовут Гаврилова Дарья Григорьевна! И так, встречаем:
мама Гаврилова Елена Николаевна!
папа Гаврилов Григорий Иванович!
и мама Гаврилова Виктория Анатольевна!
Поднимайтесь к нам на сцену, пожалуйста, дорогие родители!
После прозвучавшего приглашения Лена, поднявшись со своего места, и пройдя по проходу вдоль рядов, подошла к ступеням, ведущим на сцену.
Лена так волновалась, что не очень вслушивалась в имена родителей другой девочки Даши. Да, она полностью согласна с Марией Геннадьевной: такое совпадение редко случается в жизни, но, получается, что все же бывает и такое))
Преодолев несколько крутых, узких ступенек, ведущих на сцену, Лена подняла голову только тогда, когда уже шагнула на деревянный пол сцены, залитой ярким светом, и…
чуть позорно и опасно не рухнула вниз со ступеней, в зрительный зал, так как ноги машинально захотели самостоятельно сделать шаг назад, когда Лена увидела, как по сцене, навстречу ей, с другой стороны, идет ее бывший муж и отец Даши
ГРИГОРИЙ!!
И идет он с какой-то красивой девушкой, цепляющейся за его локоть....
И направляется к ЕЁ дочке Даше, не замечая пока еще саму Лену с другой стороны сцены....
Только каким-то чудом Лена сохранила равновесие, и пошла вперед, к центру сцены, туда, где ее ждала дочь Даша и…Григорий.
Лена запаниковала:
ОТКУДА ГРИША СМОГ УЗНАТЬ О ДАШЕ? И ОБ ЭТОМ КОНЦЕРТЕ?
И только когда увидела, что Григорий встал возле другой девочки, стоящей рядом с Дашей, а не возле ее дочери, она, кажется, поняла, в чем дело….
Даша рассказывала ей, что она подружилась с девочкой с таким же именем и даже фамилией, но Лена, даже если бы и сильно постаралась, не смогла связать эту незнакомую девочку с Григорием.
???
Подойдя к дочери, Лена взяла ее за руку и посмотрела на девочку, что стояла сейчас рядом с Дашей.
И еще одно удивление накрыло ее с головой…
Может это из-за костюмов и косынок создается такое впечатление?
???
Елена перевела взгляд с одного детского лица на другое, и изумилась:
Они очень похожи между собой, Даша ее и Даша Григория: носики, формы губ…
Лена медленно подняла голову и увидела совсем рядом с собой лицо Григория…
Да: те же губы, форма носа….
???
Получается, вторая девочка, Даша, тоже родная дочь Григория?
Иначе откуда такое сходство?
Лена, как во сне, повернулась лицом к зрительному залу, приняла из рук руководителя танцевального кружка благодарственное письмо, а затем, чувствуя на себе жгучий взгляд Григория, потянула дочь за руку, желая отойти от другой семьи Гавриловых со своим ребенком как можно дальше.
----
Григорий держал в руках какой-то листок, который ему сунула в руки женщина с микрофоном у рта, а сам смотрел, боясь, что у него сейчас выпадут глаза от удивления, на свою бывшую жену Лену, и на…
ЕЁ ДОЧКУ?? У Лены есть дочь?
А почему она ее так назвала: Гаврилова Дарья Григорьевна??
Григорий теперь переводил взгляд с одной Даши на другую, и у него сейчас возникло чувство, как-будто он смотрит на свою старую детскую фотографию (если не брать в расчет косынок и сарафанов девочек, а только черты лица):
знакомый нос в двух экземплярах, и губы... в двух экземплярах, ....и овал лица…
Лишь когда Лена потянула свою дочь за руку, и поспешила (а она, действительно, ПОСПЕШИЛА отойти от них как можно дальше), Григорий опомнился, и встал лицом к зрительному залу.
Через пару минут все девочки, вместе с родителями, разошлись за кулисы, освободив сцену для следующего коллектива с танцевальным номером.
****
Пока дочь переодевалась в маленькой комнатке вместе с другими девочками, Григорий искал среди родителей взглядом Лену, но так и не находил.
Вскоре вышла Даша, и они отправились домой.
Уже выйдя из здания Дома пионеров Григорий, наконец-то, увидел Лену. Она стояла под большим голым кленом, сжимая в руках сумочку. На ней приталенное коричневое пальто, длинный белый шарф, связанный крупной вязкой, обмотан вокруг шеи в несколько раз, и такие же, по цвету и вязке, шапка на голове и рукавички на руках. Грише не нужно даже говорить: он знает, что эти вещи Лена точно связала себе сама.
Увидев семью Григория, Лена демонстративно отвернула лицо, и стала смотреть в другую сторону, видимо не желая встречаться с ним даже взглядом.
Григорий так и замер, не в силах отвести взгляд от первой жены...
Лена сейчас стоит такая нежная, такая обиженная и далекая от него, под этим голым, безлиственным кленом.
Гриша все еще смотрел на Лену, когда к ней подбежала ее дочь…хм... (пора себе признаться)...ИХ ОБЩАЯ ДОЧЬ, так похожая на него и на саму Лену, и они ушли, взявшись за руки, по тротуару в другую сторону от здания Дома пионеров…
Как сквозь слой ваты, издалека, до Гриши доносился тихий и размытый чей-то голос:
Гриша.. …Гриша…Гриша, что с тобой?
- Папа!
Григорий очнулся и, опустив затуманенный взгляд, посмотрел на свою дочь.
НА СВОЮ ВТОРУЮ ДОЧЬ!
И почему он раньше не замечал того, что Даша, дочь Вики, на него похожа? Он просто всегда был уверен, что она рождена от кого-то другого, ведь врачи говорили ему, что он бесплоден!
Григорий не мог поверить, что все это происходит не во сне, а вот здесь, наяву! С ним!
- Да, Дашенька…
- Папа? Что с тобой?
- Ничего, родная. Все нормально. Пойдемте ловить такси. На улице холодно.
Взяв дочь за руку, Григорий сделал шаг, за ним другой, казалось, ставшими деревянными ногами.
Его душа и тело сейчас мечтают сорваться с места, и догнать Лену и Дашу. Ему, до боли в мышцах лица, хочется еще раз посмотреть в глаза Лене, хочется услышать от нее хоть какие –то объяснения!
Что все это значит? Почему так??
Но…
Не сейчас. Потом. Он найдет их. Обязательно! И они поговорят в спокойной обстановке.
Это все пока не укладывается у него в голове. Надо все тщательно обдумать: Лена родила от него дочь?? Она уходила от него уже беременной?!
Так вот что значили ее слова тогда, в день развода!
«Прощай, Гриша. Будь счастлив. Спасибо тебе за все. И за САМОЕ ГЛАВНОЕ тоже…».
За САМОЕ ГЛАВНОЕ тоже…
ЗА ДОЧЬ…
ЗА ЕГО ДОЧЬ!
Вот что кричала ему Лена, уходя!
Айсберг! Чертов Айсберг! Тайны!! Обиды, недомолвки… Она не простила ему того, что он упрекнул ее в измене! Кстати: а Лена замужем сейчас или нет? Даша говорила, что у той, другой Даши нет отца...
НЕТ ОТЦА! А я....??
Лена... Зачем ты так поступила с нами? А знает ли дочь о его существовании?? Хотя...отчество она дала дочке мое! И фамилию мою!
???
Григорий сжал челюсти до боли в зубах, и зашагал быстрее, уводя за собой свое НАСТОЯЩЕЕ – жену и родную дочь, от своего ПРОШЛОГО: тоже жены, и тоже родной дочери…
Как такое могло с ними случиться?
Как?
На эти вопросы у Григория нет ответа.
****
Суббота, поздний вечер
Вот уже идет второй год, как Лена отучилась на курсах лифтеров, и работает на том же участке, что и работала дворником все семь лет до этого. График Лену устраивает: сутки через двое. Дополнительно женщина так и продолжает работать на полставки дворником, и еще берет подработки с доставкой почты в местном отделении связи. Обычно это случается два раза в неделю (суббота, вторник). В эти дни на почте накапливается особо много корреспонденции, и Лена всегда рада заработать лишнюю копейку.
Но сегодняшняя суббота выпала на дежурство, и поэтому сейчас Лена сидит на диванчике в однокомнатной квартирке, на первом этаже, в которой находится пульт наблюдения за работой всех пассажирских лифтов в подъездах двенадцати ближайших девятиэтажек, и вяжет спицами свой очередной заказ – кардиган для женщины, соседки по лестничной клетке.
Рядом с ней, на соседнем стареньком диванчике, сидит другая женщина лифтер, и так же как и Лена, она занята рукоделием.
Лена временами смотрит на пульт управления, вздыхает, и дальше продолжает свое вязание, чувствуя, как у нее в горле першит от запаха табака. Эта женщина, Ольга Алексеевна, шестидесяти лет от роду, дымит как печная труба, не переставая, все сутки напролет. Женщина, понимая, что она не одна в помещении, выходит на балкон, с периодичностью раз в полчаса, и вдыхает в свои легкие очередную «кислородную палочку». Затем, минут через пять, она возвращается вместе с запахом дыма, на свое рабочее место.
Елена не обижается на Ольгу Алексеевну, понимая, что у каждого свои привычки в жизни, но все же ей тяжело и некомфортно находится здесь и сейчас. И поэтому, когда на пульте управления загорелась красная лампочка, сигнализирующая о том, что случилась поломка, Лена, взяв с собой длинный изогнутый ключ, фонарик и ключи от машинного отделения, с большим желанием вышла из квартиры, и направилась устранять поломку.
****
Подойдя к шахте лифта, Лена открыла ключом раздвижные двери. Оказалось, что лифт застрял где-то между шестым и седьмым этажом. Закрыв двери и вытащив ключ, женщина начала подниматься по ступеням. Поговорив с узниками (оказалось, что застряли в лифте женщина с сыном-подростком), Лена поднялась в машинное отделение на девятом этаже, отключила питание, и колесом-маховиком поняла кабину немного выше, чтобы можно было эвакуировать пассажиров.
Сделав все необходимое, девушка спустилась на нужный этаж, открыла ключом двери шахты и лифта, и освободила людей из заточения на высоте.
Выполнив работу и выслушав благодарности, Лена начала спускаться по лестнице медленным шагом, не очень желая возвращаться в прокуренную квартиру-дежурку. Ее мысли вновь и вновь возвращались сейчас к Григорию. Теперь она часто думает о нем, о его новой семье.
Поучается, все у Гриши хорошо…Он счастлив. У его дочки полная семья. Есть папа и мама…А вот ее дочь Даша постоянно спрашивает: почему с ними не живет папа?…Где папа?...Что с папой?...Когда-нибудь приедет к ним в гости папа?...
- Лена? Это вы?
Лена подняла голову и встретилась глазами с человеком, стоящим возле квартиры, на лестничной площадке, с ключом в руке.
- Олег? Здравствуйте!!
Лена, увидев старого знакомого, внука покойной Нины Ивановны, улыбнулась приветливо:
- Как вы здесь оказались, Олег?
Молодая женщина удивленно хлопала ресницами, и только сейчас поняла, что это же тот же самый подъезд, в котором жила Нина Ивановна, а это ее квартира.
Олег за прошедшие годы почти не изменился. Только, конечно, возмужал, еще больше, раздался в плечах, но стройность и стать не утратил.
- А я теперь живу в этой квартире. С женой Верой развелся девять месяцев назад. Перевелся по службе в ваш город. А вы все так же живете в соседнем доме, Лена?
- Да)) – Лена рассмеялась – Ничего не изменилось у меня. Все по –прежнему. Дочка растет, я работаю.
И уже без улыбки добавила:
- Только вот Лялечка, собачка Нины Ивановны, недавно умерла. Мы очень горевали с Дашей, и до сих пор не можем привыкнуть, что ее с нами нет.
- Да…Жалко.
Произнес Олег, а потом, вдруг, добавил:
- Лена? Может, встретимся, бабушку помянем? Поговорим просто так?
Лена немного засмущалась, но ответила:
- Конечно… Приходите к нам с Дашей… завтра вечером? Вы завтра сможете? Вам будет удобно?
Олег кивнул головой:
- Обязательно приду. Спасибо за приглашение. В шесть? Или раньше?
- Давайте в шесть часов. До свидания, Олег))Рада была вас увидеть))
- До свидания, Лена. До завтра.
****
Уже выйдя из подъезда Лена поежилась плечами, и не смогла согнать улыбку со своего лица: Олег хороший, добрый человек, и встреча с ним получилась приятной.
Только подумать: он Дашу маленькую на руках держал, а сейчас она уже девятилетняя девочка!
Ну, что же….Значит надо будет приготовить что-нибудь вкусное и праздничное завтра на ужин…))
----
Спасибо за прочтение))
Всем спасибо за поддержку, за пальчики вверх и отзывы!
Всем удачной новой недели!!