Найти тему
Книжные тропинки

Все книги серии «Змей и голубка» («Змей и голубка», «Кровь и мёд», «Боги и чудовища») Шелби Махёрин по порядку чтения

Оглавление

Роман «Змей и голубка» Шелби Махёрин сразу же привлёк моё внимание, что не удивительно. Редко когда дебютная работа писателя вдруг врывается на верхние строчки практически всех топовых книжных списков в категории фэнтези. А когда её начали сравнивать с книгами Джорджа Р. Р. Мартина, я не выдержала и купила заветный томик, поставив его на полку в ожидании выхода продолжения одноимённого цикла. Однако скоро за восторженными отзывами такой же бурной рекой потекли отрицательные. Несмотря на это, серию я собрала до конца, но азарта читать уже не было. Потому в итоге добралась до неё лишь спустя два года.

Цикл «Змей и голубка» обманчив. С одной стороны, обещанное читателям жестокое противостояние между ведьмами и Церковью, в истории Шелби Махёрин действительно есть. Однако рассчитывать на полноценное тёмное фэнтези не стоит, данная планка явно была завышена маркетологами. «Змей и голубка» — это классическое молодёжное (Young Adult) фэнтези с ярко выраженной любовной линией, пусть и в мрачном антураже гримдарка. Тем более, трилогию категорически нельзя сравнивать со знаменитым циклом Джорджа Р. Р. Мартина. Даже если Белые дамы, явившись «поприветствовать» королевскую семью (в третьей главе первого тома), и впрямь напоминают своими действиями Белых ходоков, это вовсе не значит, что «Змей и голубка» автоматически становится полным аналогом «Песни Льда и Огня». И в этом, кстати, кроется причина половины негативных отзывов — в обманутых ожиданиях. Но если данная мной информация вас не разочаровала, то приглашаю к подробному знакомству с циклом.

Цикл книг американской писательницы Шелби Махёрин «Змей и голубка» (англ. «Serpent & Dove»): книга №1 «Змей и голубка» (англ. «Serpent & Dove», 2019), книга №2 «Кровь и мёд» (англ. «Blood & Honey», 2020), книга №3 «Боги и чудовища» (англ. «Gods & Monsters», 2021); жанры — героическое фэнтези, гримдарк фэнтези, городское фэнтези, любовное фэнтези; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет, Yaoung Adult.
Цикл книг американской писательницы Шелби Махёрин «Змей и голубка» (англ. «Serpent & Dove»): книга №1 «Змей и голубка» (англ. «Serpent & Dove», 2019), книга №2 «Кровь и мёд» (англ. «Blood & Honey», 2020), книга №3 «Боги и чудовища» (англ. «Gods & Monsters», 2021); жанры — героическое фэнтези, гримдарк фэнтези, городское фэнтези, любовное фэнтези; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет, Yaoung Adult.

Описание мира в цикле «Змей и голубка» Шелби Махёрин

Сюжет цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин разворачивается в королевстве Бельте́рра. Управляет им династия Лионов. Нынешним королём является Огю́ст Лио́н, а следующий претендент на трон — его наследник, принц Борега́р. Однако реальная власть в Бельтерре всегда была сосредоточена в руках Церкви, которая уже много столетий ведёт ожесточённую войну с ведьмами и другими дьявольскими порождениями тёмных лесов Бельтерры: мелузи́нами (русалками), лу-гару́ (оборотнями), матаго́тами (мятущимися духами) и прочими. Карающей дланью Церкви служит особое воинство — шассёры, использующие в бою серебряные клинки-балиса́рды с расплавленной в них первоначальной реликвией — балисардой Святого Константина.

За века гонений шассёры сожгли на кострах бесчисленное число ведьм, но те не могли ради собственного спасения покинуть родную Бельтерру, так как черпали свою силу от предков, покоящихся в её землях. Потому каждый раз с появлением новой Верховной, ведьмы пытались вернуть себе Бельтерру, и каждый раз им это не удавалось, пока власть не перешла к Госпоже Ведьм Морга́не ле Бла́н из ковена Белых дам. Она смогла, наконец, придумать колдовской узор, который позволит избавить ведьм от гонений и положит конец тирании Лионов.

Карта королевства Бельтерра из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин на русском и английском языках.
Карта королевства Бельтерра из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин на русском и английском языках.

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин

Книга (роман) №1 «Змей и голубка»

Два года назад Луи́за ле Бла́н покинула свой ковен и укрылась в шумной столице Бельтерры — Цезари́не. Девушка намеренно отказалась от магии, поселилась на чердаке театра «Солей-и-Лун» и стала промышлять воровством. Но этого было мало, чтобы действительно спрятаться от Госпожи Ведьм. Потому, когда Луиза узнаёт о месте нахождения кольца Анжелики, способного отражать колдовство и делать своего владельца невидимым, то решается на крайне опасную афёру — обокрасть торговца магическими артефактами Пье́ра Трамбле́. Той же ночью вместе с подругой-ведьмой Козе́ттой Монвуазе́н и дружком-вором Бастье́ном Сен-Пье́ром она пробирается в особняк. Но стоило Луизе заполучить желанное кольцо — чётко выстроенный накануне план рухнул. Дом месье Трамбле окружили гвардейцы и шассёры во главе с капитаном Ри́дом Ди́ггори. Чудом троица смогла вырваться из ловушки, однако тяжело раненная Луиза убежать далеко не смогла. И буквально на следующий день она снова сталкивается с Ридом Диггори в театре при весьма пикантных обстоятельствах. Невольными свидетелями этой сцены оказываются все зрители, пришедшие на спектакль. И тогда, чтобы избежать публичного скандала, Архиепископ Флори́н Клеме́нт Бельте́ррский вынуждает Рида и Луизу вступить в законный брак.

Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №1).
Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №1).

Книга (роман) №2 «Кровь и мёд»

Вопреки здравому смыслу и многовековому принципу «ворожеи́ не оставляй в живых» Рид Диггори по-настоящему влюбляется в свою жену-ведьму. А это значит, что путь шассёра для него теперь окончен, особенно после того, как он вырвал девушку из когтистых лап Морганы ле Блан и убил Архиепископа. Теперь вместе с Луизой, Анселем, Козеттой, принцем Борегаром и Белой дамой Эле́н Лабе́лль он скрывается и от ковена Шато ле Блан, и от короля, назначившего за его поимку крупное вознаграждение, и от Церкви. Чтобы выжить — им нужны новые могущественные союзники. Однако, единственный пока возможный вариант сразу отпал — Алые дамы (ведьмы крови), возглавляемые Жозефи́ной Монвуазе́н, не пожелали разговаривать с бывшим шассёром. Меж тем Моргана ле Блан, используя безрассудную вылазку Луизы и Рида к ручью, передаёт беглецам послание, согласно которому она планирует нанести удар по королевству во время похорон Архиепископа через две недели. В Цезарин стечётся огромное количество людей, а значит, столица просто потонет в крови. И тогда Луиза предлагает новый план: она с Козеттой и Анселем отправляется лично просить помощи к Алым дамам в Ля-Форе-Де-Ю (Лес Очей), а Рид с Борегаром и мадам Лабелль — в Ле-Вантр (Брюхо) к оборотням, чтобы попытаться уговорить их сплотиться против Морганы.

Книга (роман) №3 «Боги и чудовища»

Хоть Луиза и объединила вокруг себя мощную силу из некогда опасных противников — Алых дам и лу-гару, предприняла все меры предосторожности, чтобы обойти мрачное предсказание Козетты, она не сумела обыграть свою мать Моргану ле Блан. Госпожа Ведьм просто вплела в свой колдовской узор новые золотые нити и жертвы, в числе которых оказался близкий Луизе человек. Это так сильно надломило девушку, что она потеряла бдительность и сама же оказалась в ловушке, подстроенной Николи́ной ле Кле́р. Причём, в ловушке столь опасной и мрачной, откуда не смогла вырваться ещё ни одна душа, порабощенная этой Алой ведьмой. Меж тем, Кло́д Деверо́ — руководитель бродячей труппы «Фортуна» и оборотень Бле́з остались в Цезарине, чтобы найти выживших во время колдовского пожара в подземных туннелях столицы, а остальные вновь отправились в Шато ле Блан по берегу залива Лё-Меланколи́к, который постепенно сводит их с новыми друзьями и врагами. Но на этот раз в борьбу решают вступить и боги этого мира, потому что ставки стали слишком высоки даже для них.

Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №2).
Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №2).

Особенности цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин

Цикл «Змей и голубка» имеет высокий возрастной ценз и потому сразу возникает вопрос: чем это обусловлено? Причин несколько. Во-первых, вся история пронизана лёгким флёром нетрадиционной любви. Со слов Элен Лабелль, становится известно, что многие ведьмы предпочитают строить отношения с женщинами. В дальнейшем о некоторых связях становится известно. Например, первой любовью Козетты Монвуазен была куртизанка Бабетта Дюбиссон. Появляются упоминания и о других однополых парах. Так, Клод Деверо во время похода расскажет Луизе о своей первой пассии — юном и своенравном пастушке. Однако ни одной пары, которая бы демонстрировала такую связь в настоящем времени нет. Эта тематика ограничивается лишь краткими воспоминаниями о подобном сексуальном опыте или отношениях в прошлом. Тем не менее, учитывая, что преподносятся они в положительном ключе, «Змей и голубка» автоматически попадает под 18 плюс. Во-вторых, в каждой книге цикла присутствует пара-тройка жестоких сцен, например, в первой книге — это сожжение ведьмы на костре и попытка убийства Луизы её матерью. И, в-третьих, герои время от времени используют ненормативную лексику, особенно много её в первой книге цикла.

Сеттинг трилогии «Змей и голубка» представляет собой смешение элементов реального мира с фэнтезийным. Конфликтообразующей завязкой в нём является гонение Церкви на ведьм, которое имело место в средние века на территории Европы. Вместе с обилием географических названий и архитектурных строений на французском языке, а также французских имён у персонажей это даёт возможность провести параллель между Бельтеррой и Францией примерно XVI-XVII веков (правда с вкраплениями деталей из XVIII, XIX, XX и даже XXI столетий, благодаря появлению в истории эклеров, водопровода с краном, ванны, лавандовой пенки, инъекций и шприцов). Подобными метаморфозами в рамках любовного фэнтези-жанра никого не удивишь. Другое дело, что Шелби Махёрин также переносит в свою историю католическую ветвь христианства как основу Церкви Бельтерры практически без изменений: от атрибутов (кардинал, архиепископ) до персонажей Библии (Адам и Ева) и святых (Николай и Магдалина). А любой, кто знаком с Писанием, легко узнает стихи, цитируемые героями «Змея и голубки». Это литературное решение автора может не всем прийтись по душе, как и ряд её небольших вольных вставок и трактовок Книги Книг для обоснования сюжета.

Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №3).
Луиза ле Блан и Рид Диггори из цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин (арт персонажей №3).

Достоинства и недостатки цикла «Змей и голубка» Шелби Махёрин

Достоинства цикла

  1. Главным достоинством цикла «Змей и голубка», на мой взгляд, является детально проработанная система магии. Она основывается на законе энергетического баланса: «Задаром ничего не бывает. Например, чтобы сломать одно, нужно сломать другое. Кость за замок… или же можно разрушить сердечную связь. Природа требует равновесия». Кроме того, Шелби Махёрин создаёт для неё потрясающе эффектный визуал. Со стороны Белых дам — это золотые нити, связующие их с землёй и предками: «Пока я рассматривала замок, из земли выросла сверкающая золотая нить и обвила его. Затем, она змеёй окольцевала мой указательный палец, образуя связь между мной и предметом моего колдовства... Не позволяя себе передумать, я резко повернула палец и руку пронзила боль. Сжав зубы, я смотрела, как нити исчезают, возвращаясь в землю вихрем золотой пыли. Замок щёлкнул и меня охватил восторг». Со стороны обычных людей и шассёров — это может быть запах, вкус, вибрация в воздухе, едва уловимый светящийся ореол и эмоциональные ощущения: «Запах преследовал ведьм повсюду. Сладкий и травяной, но всё же резкий — слишком резкий. Едва ощущаясь на ветру, он жёг мне горло. Душил меня. Будто бы дразнил насмешкой». Благодаря подключению всех органов чувств для восприятия магии, она оживает в голове читателя, становится для него реальной.
  2. Магическая система задаёт истории высокую морально-этическую планку, заставляя персонажей вновь и вновь делать сложный выбор: за любое колдовство ведьмам приходится платить собой: либо физически (нанося себе телесные повреждения), либо психологически (жертвуя эмоциями, воспоминаниями, привязанностями и так далее). Если ведьма не остановится в желании подчинить себе всё и вся — она может в итоге потерять свою человеческую суть, превратиться в чудовище под маской человека. Потому противостояние Морганы, когда-то позволившей тьме поглотить её душу, и Луизы, которой только предстоит сделать выбор между светом и тьмой, хорошо держит интригу до конца.
  3. Классический сюжетный троп «враги-любовники» сразу же отсылает к знаменитой трагедии «Ромео и Джульетта». Вражда между двумя домами у Шелби Махёрин становится враждой между двумя фракциями: ведьмами и Церковью. Однако, взяв за основу довольно известную арку отношений для Луизы и Рида, автор умело её обыгрывает через юмор, диалоги, поступки героев и растущее между ними сексуальное притяжение. Эта парочка — полные противоположности друг друга. В Луизе отлично сочетаются сила и слабость. Она может проявить настоящий бойцовский дух в опасные моменты, решиться на безрассудство, чтобы спасти свою шкуру. Может запросто притвориться слабой, когда этого требует ситуация. И быть по-настоящему уязвимой перед страхом быть пойманной своим злейшим врагом. Рид, напротив, внешне выглядит поверхностным, холодным, чопорно-правильным, но постепенно раскрывается другой человек — верный, отважный юноша, готовый на всё ради близких. Луиза и Рид учатся доверять друг другу, слышать друг друга и принимать такими, какие они есть. Их взаимодействие в первой книге цикла — вкуснейшая конфетка.

Недостатки цикла

  1. Основным недочётом цикла «Змей и голубка» является несоответствие двух противоборствующих сил: ведьм и шассёров. Шелби Махёрин удалось великолепно показать тёмные стороны Белых и Алых дам. Когда те появляются со своим колдовством — сразу пробегает холодок по коже. Однако святое воинство на их фоне выглядит, мягко говоря, уныло и жалко. Все восторженные дифирамбы автора мгновенно разбиваются в крошку, как только охотники-инквизиторы начинают действовать. Один только эпизод с облавой в доме Трамбле чего стоит! Луиза, Козетта и Бастьен легко сбегают от синих мундиров лишь потому, что те не догадались выставить оцепление вокруг особняка! А дальше начинается просто череда глупых проколов. Когда же «марширующий отряд из двадцати шассёров» направился в Шато ле Блан, мне стало ясно, что они все просто безнадежно тупы. Идти строевым маршем через магический Лес Очей, кишащий опасными существами, могут лишь умственно неполноценные. Не знаю, чего добивалась Шелби Махёрин, выставляя шассёров в таком свете, но в итоге у неё получилась корявая картинка. Ведьмы внушают страх, а солдаты Церкви — жалость и стыд за сильный пол. В их многовековое противостояние просто не верится, потому внимание по мере чтения переключается на Луизу и её разношёрстную компанию, которая к финалу становится равной силой Моргане.
  2. Цикл изобилует мелкими логическими нестыковками и сюжетными лакунами. Глобально они не влияют на ход истории, однако их количество может в какой-то момент довести до белого каления и вынудить вас бросить чтение. Так, Шелби Махёрин периодически забывает, что её история развивается в зимнее время. Луиза и Рид то спешат в лавку покупать тёплую верхнюю одежду, то забираются на крышу театра и занимаются там любовью полностью раздевшись. Такую же карусель демонстрируют герои в поступках. Например, во второй книге цикла до того осторожная Луиза неожиданно сбегает из магического укрытия за вином, а потом вообще уводит ночью Рида купаться на озеро, начхав, что их в Бельтерре разыскивают абсолютно все: от Морганы до простого люда, кто не против получить вознаграждение от короля. Ансель, что несколько лет готовился стать шассёром, оказывается, вообще не умеет драться, потому Луизе приходится заняться его обучением. Козетта, которая ещё недавно ругала подругу за раскрытие Бастьену важного секрета о себе, на первом же свидании с принцем Борегаром признаётся, что является ведьмой и берёт его с собой в поход на Моргану. Для чего в походе принц? Это вообще вишенка на торте. Ему Шелби Махёрин поручит самую «важную» миссию — Его Высочество покрасит Луизе ле Блан волосы. Остальное с его точки зрения: «Фи». Действительно, на что ещё может сгодиться двадцатиоднолетний амбал?
  3. Интересные главные герои, с сильными характерами и интересным прошлым, к сожалению, после бегства из Шато ле Блан (в финале первой книги цикла) далее не развиваются. Рид погружается в странные эмоциональные метания. Приняв ведьминскую сущность своей любимой («Ты так по-особому видишь мир. Я тоже хочу его так видеть»), он вдруг упирается, не желая обучаться магии. Девушка, напротив, начинает на него давить, как стадо бизонов. В конце концов, ничего не значащая круговерть ссор, пустых претензий и взаимных обид, обрубается автором сперва пленением Луизы, а потом банальной амнезией Рида. Таким образом, вместо роста персонажей во второй и третьей книге цикла мы получаем набор ромфантовских клише. Обидно. И даже счастливый финал для Луизы и Рида, не спасает от горечи этой пилюли.

Рекомендации к чтению

Цикл «Змей и голубка» Шелби Махёрин крайне сумбурен. Первая и третья книги с точки зрения насыщенности событиями — яркие и динамичные. Вторая, наоборот, вязкая и тягучая, утопающая в ничего не значащей пустопорожней психологии. Есть интересные, неожиданные повороты и крутая кульминация, но при этом дорогу к финалу устилает обильная россыпь мелких логических дыр и ляпов. То есть, весь цикл — это сплошное противостояние плюсов и минусов. Как тогда определиться: читать его или нет? Если вам нужна романтическая история с откровенными пастельными сценами и бурным выяснением отношений главных героев, визуально красивой продуманной системой магии и условным фэнтезийным антуражем, то да, попробовать стоит. Но если вы любитель добротного исторического фэнтези, где каждая деталь соответствует конкретной эпохе и стране, если важно наличие качественно прописанных батальных сцен, если нравится следить за ростом персонажей, на долю которых выпадает много испытаний — этот цикл, увы, станет для вас разочарованием.

Оценка: 3/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм