В период существования Советского Союза автозавод в Кременчуге был известен выпускаемыми самосвалами и тяжелыми грузовыми автомобилями.
Однако по заказу Министерства Обороны на территории завода осуществлялась разработка армейских грузовиков, тягачей и автопоездов.
КрАЗ-253Б
В 1961 году на территории автозавода было организовано секретное СКБ-2, задачей которого являлось проектирование техники для военных.
В течение года осуществлялась разработка проекта восьмитонного грузовика, получившего название КрАЗ-253Б.
Особенностями автомобиля первого поколения стали:
- дизельный 8-цилиндровый двигатель (ЯМЗ-238);
- односкатная ошиновка (покрышки ВИ-3);
- 3-местная кабина, принадлежащая МАЗ-500;
- грузовой кузов, выполненный из цельного металла.
Преимуществом машины первой серии стала повышенная устойчивость и улучшение тягово-сцепных качеств.
Первые испытания прошли в 1962 году, где были подтверждены характеристики проходимости и грузоподъемности.
КрАЗ-259Б
Одновременно с производством КрАЗ-253Б осуществлялась разработка седельного тягача КрАЗ-259Б.
Во время проектирования модели были учтены рекомендации Уральского завода, специализирующегося на автопоездах. В КрАЗ-259Б были использованы аналогичные схемы.
Особенность тягача заключалась в передаче крутящего момента на полуприцеп за счет системы карданов и редукторов. В данной модели использовался полуприцеп КрАЗ-834Б.
Испытания КрАЗ-259Б проходили одновременно с КрАЗ-253Б, в ходе которых удалось выяснить, что второй образец буксирует прицепы до 30 тонн. Наличие неустойчивого грунта помехой не являлось.
Первая серия КрАЗ не могла использоваться военными, так как машины имели сложную и ненадёжную конструкцию. Высокая стоимость также оказала влияние.
КрАЗ-Э253 и КрАЗ-Э259
На протяжении 2-х лет специалисты завода занимались разработкой второй серии военных автомобилей, в которую вошли КрАЗ-Э253 и КрАЗ-Э259.
КрАЗ-Э253 представлял собой 9-тонный грузовой автомобиль, а второй образец – обновленный тягач с полуприцепом. Комплектация машин включала в себя:
- 310-сильный дизельный двигатель с турбонаддувом;
- система, отвечающая за подкачку шин;
- гидроусилитель руля.
Ранее используемая кабина МАЗ подверглась изменениям: увеличилась вместительность, появилось наклонное ветровое стекло и воздухозаборники, располагающиеся вертикально. Обновленный вариант был схож с кабиной ГАЗ-66.
Вторая серия проходила испытания в 1965 году. Вездеходные качества и уровень надежности были повышены, однако себестоимость грузовиков не позволяла развивать проект.
В 1968 году разработчики представили третью серию транспортных средств, единственное отличие которых заключалось в наличии упрощённой кабины.
Представленный вариант не устроил военных, поскольку был воспринят как очередная доработка. Производственные работы были приостановлены.
КрАЗ-6315
В соответствии с февральским постановлением от 1976 года специалисты завода в Кременчуге продолжили разработку грузовых автомобилей и автопоездов. Новой технике на основе типажа было дано название «Открытие».
Инженер Владислав Левский занимался основными разработками, в результате чего стал заместителем конструктора КрАЗ.
В соответствии с его идеей необходимо было создавать, проводить испытания и ежегодно обновлять грузовики, тягачи и автопоезда.
Основной задачей стала унификация транспорта с продукцией, предназначенной для гражданского пользования. На момент 1991 года существовало 30 версий КрАЗ.
КрАЗ-6315 стал основой семейства «Открытие». Особенность модели заключалась в инновационном двигателе, способном работать на любом виде топлива. Была установлена 9-ступенчатая коробка передач.
Преимущество грузовика заключалось в полном приводе и колёсной формуле 6*6.
Одной заправки достаточно, чтобы КрАЗ-6315 мог ехать не менее тысячи километров.