(Дети Замолксиса. Часть 7. Эпизод 1)
Традиционно считается, что «Великая Скифия» погибла около рубежа IV-III вв. до н.э. Скифские племена разбрелись по окраинам степи: в Добруджу, Крым. К последней примыкает также группа «позднескифских городищ» в Нижнем Поднепровье. Ряд исследователей в последние 30 лет существенно пересмотрели эту классическую картину упадка скифов. В первую очередь это касается хронологии. В посте об агафирсах мы этого вопроса уже касались. Так мы знаем, что в последней трети IV в. до н.э. в Северном Причерноморье был отмечен очередной всплеск военной активности и дестабилизации. С одной стороны, мы имеем поход Зопириона, который следует, судя по всему, датировать 332/331 гг. до н.э., а с другой известие о войне скифов с боспорским тираном Перисадом около 328 г. до н.э. Также мы знаем о вторжении скифов в Лесостепную Гетику примерно в это же время, которое привело к уничтожению гетских поселений в этом регионе. В.П. Яйленко именно с усилением скифов связывал следы разрушений на хоре и крепостных сооружений греческих полисов от Истрии до Боспора (хотя, как мы помним, письменные источники позволяют связывать как минимум разрушения в Ольвии с походом Зопириона). Во всяком случае, можно предположить, что скифы завершили то, что не успел сделать македонский полководец. Можно предположить также, что сама активность скифов стала результатом действий Зопириона, нарушившего равновесие между кочевыми и оседлыми группами населения Северного Причерноморья.
Период активизации скифов (еще одной из его причин, скорее всего, было возвращение из Подунавья орды царя Атея в днепровско-приазовские степи и вызванный этим передел влияния – В.П. Яйленко считал, что анонимный географ этого времени назвал эту орду «басилидами» (этим Анонимом в римское время пользовался Помпоний Мела), а декрет в честь Протогена в следующем столетии называл их «саями») был недолгим. Уже к началу 320-х гг. воцарился мир. Следующие примерно 40-50 лет в истории Северного Причерноморья характеризуются как период наивысшего расцвета региона. Скифы вновь налаживают связи с греками. Как я уже упоминал, около 310/309 г. до н.э. царь скифов Агар выступает союзником сына Перисада Боспорского Сатира II в борьбе с его братом Евмелом. Приморские полисы значительно расширяются, перестраиваются по эллинистическим стандартам. В степи появляются богатейшие скифские курганы.
Крайней датой этого периода всеобщего благоденствия можно считать 281 г. до н.э., когда царь Селевк, находясь на вершине могущества, планировал соединить Каспийское и Черное моря каналом, чтобы способствовать торговле. В евразийских степях от Дуная до Урала что-то происходит во 2й четверти III столетия. Археологи повсеместно отмечают резкое уменьшение, если не исчезновение населения. Кочевники из Волго-Уральского региона уходили на юг. В середине столетия племена дахов и парнов захватили Парфию, заложив основу будущего великого Парфянского царства. К концу столетия Греко-Бактрия уже отбивала атаки других кочевников, которые во главе с «тохарами» - юеджи сокрушили уже в средине II в. до н.э. этот восточный оплот эллинизма. В Северном Причерноморье опустела Великая Скифия. Как уже говорил, местные кочевники повсеместно стали уходить на окраины – в Поднестровье и Добруджу, в Нижнее Поднепровье и Крым, где появляются «Малые Скифии».
Пустеет и приходит в упадок скифская лесостепь. Эти события традиционно связывались с сарматским вторжением, но следов сарматов 3 в. до н.э. обнаружить в степи не удалось. Они появляются лишь в следующем столетии. Причем новая сарматская культура резко отличается от прежней культуры скифов и савроматов. Часть населения Великой Скифии уходит в приднепровскую лесостепь и далее на север. Авторы римского времени (Клавдий Птолемей, Плиний Старший, Дионисий Периегит, автор III века Юлий Солин, автор рубежа IV-V вв. Маркиан Гераклейский) фиксируют переселение агафирсов из Среднего Поднепровья по направлению к Прибалтике.
В отличие от кельтов, скифы оказались на окраине Ойкумены и о них нам известно очень мало. Выручают разве что археология и нумизматика. При этом, скифские беды самым тесным образом переплетены с судьбами гетов. Вот лишь один пример того, как сложно разобраться в этих событиях. Одним из оазисов, принимавших скифские племена в Северном Причерноморье было Нижнее Поднепровье, где возникают так называемые «позднескифские городища», основанные оседающими на землю кочевниками. Так выглядит все в теории. На практике же археологи сталкиваются с массой сложностей. Если говорить проще, то на этих городищах нет почти ничего скифского.