«Неужели эту крепость так никогда и не удастся взять?» - думал абхазский князь, глядя на Сухум-Кале. Этот город был ключом к власти, а его взятие означало бы восстановление справедливости. Однако Сухум не спешил сдаваться подошедшим к его стенам войскам. Насупленный мрачный город казался действительно неприступной крепостью, которую не могла одолеть артиллерия.
Противостояние братьев-князей Аслан-бея и Сефер-бея началось во времена русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Когда умер отец молодых князей, старший тут же захватил власть, что было не по душе Сеферу. На стороне младшего брата была поддержка русских, и он поспешил воспользоваться помощью могущественной державы, пообещав, что после взятия Сухума эти земли перейдут во владения Российской империи. Вот только город был уж очень «крепким орешком». Как же проходил штурм Сухум-Кале? И кто одержал верх в этом сражении?
Противостояние братьев
После смерти абхазского князя Келеш-бея власть перешла к его старшему сыну Аслан-бею. Обстоятельства смерти прежнего правителя так и остались невыясненными. При дворе поговаривали, что именно старший из сыновей был убийцей отца. Причиной столь решительного хода наследника могли стать отношения Келеш-бея с русскими и турками. Несмотря на то, что князь принял русское подданство, он достаточно долго поддерживал переписку с турецкими политиками. Не исключено, что князь дожидался исхода войны, чтобы понять, на чью сторону выгоднее перейти – к русским или туркам.
Правда, Келеш-бей так и не узнал, кто стал победителем в этом противостоянии, а его таинственная смерть породила новый конфликт – теперь уже между сыновьями покойного. Затеяв междоусобную войну со старшим братом, Сефер-бей обвинял того в связях с турками. А вскоре командующий русскими войсками в Мегрелии Рикгоф получил письмо от молодого князя. В нём Сефер-бей говорил:
«…покойный Келеш-бей еще при жизни своей передал вам [права на княжество]… ежели вы хотите, даю сию землю вам, лишь бы отомстить помянутому Аслан-беку, не откладывая сие».
Также Сефер-бей отмечал, что многие представители сухумской знати поддерживают его и выступают за союз с Россией. Так, например, поддержку князю оказывала его родственница, владетельница Мегрелии Нино Дадиани, которая прислала в помощь зятю значительный отряд воинов. Вместе с объединённым войском Сефер-бей отвоевал у брата большую часть княжества, которое передал под власть России – с условием, что он будет править на этих землях.
Решение принято
А вот его брат Аслан-бей уже не скрывал своей протурецкой позиции. К 1810 году Сухум-кале превратился в крепость, где обосновалось несколько турецких частей и их соратников. Русское командование понимало – город этот представляет серьёзную угрозу, и надо как можно скорее взять его, чтобы всё княжество оказалось под властью России. Турецкий оплот в Сухуме не мог существовать долго.
Но как же одолеть Сухум-Кале? Ещё в начале 1810 года Сефер-бей вместе со своими воинами и отрядами Нино Дадиани подошёл к городским стенам. Предприняв попытку штурма, князь открыл огонь из артиллерийских орудий. Однако особенное расположение укреплений и прочность крепостных стен сделали Сухум практически неуязвимым для пушек. Кроме того, в самой крепости было немало мощных орудий, которые давали отпор штурмующим отрядам. После того боя Сефер-бей понял, что не сможет одолеть «неприступный» Сухум.
Всё решили русские
В качестве подмоги князю была отправлена русская эскадра под командованием капитан-лейтенанта Петра Додта. Один линейный корабль, два фрегата и несколько вспомогательных кораблей – казалось бы, выглядела эта группа не слишком впечатляюще.
Однако Додт знал своё дело. Пожелав решить всё мирным путём, капитан начал переговоры, но в ответ раздался залп орудий. Враг не собирался сдаваться или вступать в переговоры. Сделав логичный вывод, что противник не хочет действовать «по-хорошему», Пётр Андреевич приказал на протяжении двух дней разносить стены крепости огнём корабельной артиллерии.
11 июля 1810 года на берег был высажен десант. Отважный майор Карандин повёл своих бойцов на штурм Сухума. Они вытеснили турецкий гарнизон из крепости, заставив Аслан-бея и его соратников бежать из города. В руках русских оказалось немало трофейных орудий и пороха, а сам Сухум стал отныне считаться русскими владениями.
Несмотря на стремление Сефер-бея проявить себя в противостоянии с братом, по иронии судьбы князь так и не принял участия в штурме заветного Сухум-Кале. К тому моменту, когда он со своими отрядами подошёл к городу, крепость уже находилась в руках русских. Однако эту оплошность князю простили. После изгнания протурецкой партии с абхазских земель Сефер-бей, всегда выступавший в поддержку единства с Россией, стал новым правителем Абхазии.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))