Найти в Дзене
Невыдуманные истории еды

Выпей чайку – забудешь тоску

Когда в XIX в, в моду вошли дачи, традиция пить чай на природе стала считаться дачной, тем более что как место отдыха - дача предполагала максимальное расслабление. Отдыхающие поутру уезжали на пикники с самоваром и лакомствами, а вечерами собирались на балконах и верандах при свете керосиновых ламп попить чаю, и не только его, конечно. Как правило, чаепитием в саду заканчивались все семейные праздники: именины, дни рождения, приезды гостей и прочее. Чаепитие — это не просто послеобеденный ритуал, а самое что ни на есть настоящее развлечение, особенно если других не предвидится. Кроме того, исторически сложилось так, что при помощи чашки горячего чая, русские люди избавляются от тоски, от забот и трудностей. В произведении «Друг семьи» А.И. Вьюрковой есть такие слова: «Иной раз на сердце так заскребет, места себе не находились, жизни не рад, а сядешь за самовар, пота приспустишь, глядь и отошло». До сих пор же, многие дела и вопросы решаются за чаем. В классической литературе чаепити

Когда в XIX в, в моду вошли дачи, традиция пить чай на природе стала считаться дачной, тем более что как место отдыха - дача предполагала максимальное расслабление.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Отдыхающие поутру уезжали на пикники с самоваром и лакомствами, а вечерами собирались на балконах и верандах при свете керосиновых ламп попить чаю, и не только его, конечно. Как правило, чаепитием в саду заканчивались все семейные праздники: именины, дни рождения, приезды гостей и прочее. Чаепитие — это не просто послеобеденный ритуал, а самое что ни на есть настоящее развлечение, особенно если других не предвидится.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Кроме того, исторически сложилось так, что при помощи чашки горячего чая, русские люди избавляются от тоски, от забот и трудностей. В произведении «Друг семьи» А.И. Вьюрковой есть такие слова: «Иной раз на сердце так заскребет, места себе не находились, жизни не рад, а сядешь за самовар, пота приспустишь, глядь и отошло». До сих пор же, многие дела и вопросы решаются за чаем.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

В классической литературе чаепитие проходит в гостиной, столовой, зале, кабинете.
Стол к чаю необходимо было красиво накрыть. Чайный ритуал в Российской Империи — это всегда эстетика. За таким столом, как считалось нужно забыть о срочных делах и неприятностях, никуда не торопиться, насладиться вкусом напитка, была поговорка «выпей чайку – забудешь тоску».
За самоваром решались торговые и деловые дела, даже смотрины проходили за чашкой чая. Так на картине Н. В. Неврева «Смотрины» (1888) изображены девушка и парень, а на столе стоит самовар.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Приходя в гости, молодые люди приносили к чаю сладости: леденцы, помадки, постный сахар, пряники, шоколад и конфекты. Купить эти лакомства можно было в многочисленных кондитерских магазинах и бакалейных лавках. Конфеты вообще были очень сильно привязаны к праздниками и обрядам типа свадебных, например их подавали к чайному столу на сватовстве.
Отметим, что подача большого числа лакомств к чаю, была в некоторой степени хитростью, этаким способом не голодать во время постов, вроде как подавали же не еду в широком понимании. Всякие сушки, бублики, варенья могли быть постной пищей, а согласитесь, пирожков навернешь, сушкою закусишь и жизнь прекрасна.

В целом, с движением чая по стране появились всякие лакомства и к нему, и специальная выпечка. Так в Сибири пекли калачи, шаньги (продолговатые называли ярушниками) из ячной муки, гречишной, гороховой, из моркови и позже картофеля.
Ввозили и сухофрукты, особенно много изюма, с которым пили чай в прикуску.
С другой стороны, исходя из того, что чай все-таки излишество, во многих крестьянских семьях в посты и постные дни отказывались от употребления чая, поскольку «пить чай есть большой грех».

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Даже в тяжелые времена русский народ не отказывался от чая, когда не было заварки из листа чайного куста, то пили травяные чаи и даже морковный чай. Для морковного чая морковь, предварительно натирали на крупной терке, и высушивали на воздухе, а когда большая часть влаги испарялась, то заготовку досушивали в духовке. Там морковь должна была «закалиться», побуреть. Такой чай популярен был в среде старообрядцев, если моркови не было, заваривали морковную ботву. Кстати, чай получался витаминный, и спасал многих людей в голодные годы от цинги, снабжая их витаминами и микроэлементами. Кроме того, он позволил сохранить культуру чаепития.
О морковном чае, есть строчки даже у В. Маяковского. Дорога морковь, когда из двух корнеплодов и из «зеленых хвостиков» можно было приготовить ароматный напиток, позволяющий согрееться.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Возвращаясь к теме «хорошего» чая, и любви русского народа к крепкому ароматному напитку, отметим, что в Сибири на рубеже XVII – XVIII вв. получил максимально широкое распространение - кирпичный чай.

Такой чай пили представители всех сословий, его заваривали в ведерном самоваре и пили без сахара. Считалось, что хороший кяхтинский чай не попадает в Сибирь, а сразу уходит в европейскую часть Империи, поэтому тут, мол, и пьют что подешевле.
Люди, любившие байховые чаи, специально заказывали небольшие партии для себя из Кяхты. На самом деле причина была в другом. Так на Русском Севере плохим чаем промышляли татары, «они зимой привозят подкрашенных выварков и продают крестьянам под видом “подмоченного чая”». Продавали и настоящий рассыпной чай, но в деревнях его реализовывали через небольшие лавки и бродячих торговцев.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

К концу XIX в., чай начал восприниматься как необходимый элемент комфорта даже в рабочей среде, он плотно вошел в быт военнослужащих (однако в начале XX в. еще не входил в довольствие армии, что печалило не только простых солдат, но и командный состав), крестьян, мещан, купцов и помещиков. Чай воспринимался как крайне полезный напиток, кроме того, был активным элементом борьбы за трезвость в антиалкогольной компании.
Традиции чаепития из Империи успешно перешли в СССР, затем и в Российскую Федерацию. Чай давно не является предметом роскоши, но до настоящего времени является обязательным символом гостеприимства. Некоторые исследователи говорят, что чаепитие настолько прочно вошло в традиции русского народа, что стало частью его генетического кода. Вообще русским, в отличии от англичан, для того чтобы попить чай, не нужны особый повод или время дня, и часто даже не нужна компания. Чай пьют все и в любое время суток.
Отмечается, тем не менее, что имперские чайные традиции отчасти все же канули в Лету после революции. Именно тогда были закрыты многочисленные трактиры и чайные, а также чайные садочки, ведь людям было не до чаепитий. Потом на руинах что-то пыталось выстроиться, но было уже не то. Хотя были и исключения из правил, так Дмитрий Лихачев в своих воспоминаниях писал про одну такую чайную в Великом Новгороде.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Приятного чаепития!

Все статьи по теме