Когда в XIX в, в моду вошли дачи, традиция пить чай на природе стала считаться дачной, тем более что как место отдыха - дача предполагала максимальное расслабление.
Отдыхающие поутру уезжали на пикники с самоваром и лакомствами, а вечерами собирались на балконах и верандах при свете керосиновых ламп попить чаю, и не только его, конечно. Как правило, чаепитием в саду заканчивались все семейные праздники: именины, дни рождения, приезды гостей и прочее. Чаепитие — это не просто послеобеденный ритуал, а самое что ни на есть настоящее развлечение, особенно если других не предвидится.
Кроме того, исторически сложилось так, что при помощи чашки горячего чая, русские люди избавляются от тоски, от забот и трудностей. В произведении «Друг семьи» А.И. Вьюрковой есть такие слова: «Иной раз на сердце так заскребет, места себе не находились, жизни не рад, а сядешь за самовар, пота приспустишь, глядь и отошло». До сих пор же, многие дела и вопросы решаются за чаем.
В классической литературе чаепитие проходит в гостиной, столовой, зале, кабинете.
Стол к чаю необходимо было красиво накрыть. Чайный ритуал в Российской Империи — это всегда эстетика. За таким столом, как считалось нужно забыть о срочных делах и неприятностях, никуда не торопиться, насладиться вкусом напитка, была поговорка «выпей чайку – забудешь тоску».
За самоваром решались торговые и деловые дела, даже смотрины проходили за чашкой чая. Так на картине Н. В. Неврева «Смотрины» (1888) изображены девушка и парень, а на столе стоит самовар.
Приходя в гости, молодые люди приносили к чаю сладости: леденцы, помадки, постный сахар, пряники, шоколад и конфекты. Купить эти лакомства можно было в многочисленных кондитерских магазинах и бакалейных лавках. Конфеты вообще были очень сильно привязаны к праздниками и обрядам типа свадебных, например их подавали к чайному столу на сватовстве.
Отметим, что подача большого числа лакомств к чаю, была в некоторой степени хитростью, этаким способом не голодать во время постов, вроде как подавали же не еду в широком понимании. Всякие сушки, бублики, варенья могли быть постной пищей, а согласитесь, пирожков навернешь, сушкою закусишь и жизнь прекрасна.
В целом, с движением чая по стране появились всякие лакомства и к нему, и специальная выпечка. Так в Сибири пекли калачи, шаньги (продолговатые называли ярушниками) из ячной муки, гречишной, гороховой, из моркови и позже картофеля.
Ввозили и сухофрукты, особенно много изюма, с которым пили чай в прикуску.
С другой стороны, исходя из того, что чай все-таки излишество, во многих крестьянских семьях в посты и постные дни отказывались от употребления чая, поскольку «пить чай есть большой грех».
Даже в тяжелые времена русский народ не отказывался от чая, когда не было заварки из листа чайного куста, то пили травяные чаи и даже морковный чай. Для морковного чая морковь, предварительно натирали на крупной терке, и высушивали на воздухе, а когда большая часть влаги испарялась, то заготовку досушивали в духовке. Там морковь должна была «закалиться», побуреть. Такой чай популярен был в среде старообрядцев, если моркови не было, заваривали морковную ботву. Кстати, чай получался витаминный, и спасал многих людей в голодные годы от цинги, снабжая их витаминами и микроэлементами. Кроме того, он позволил сохранить культуру чаепития.
О морковном чае, есть строчки даже у В. Маяковского. Дорога морковь, когда из двух корнеплодов и из «зеленых хвостиков» можно было приготовить ароматный напиток, позволяющий согрееться.
Возвращаясь к теме «хорошего» чая, и любви русского народа к крепкому ароматному напитку, отметим, что в Сибири на рубеже XVII – XVIII вв. получил максимально широкое распространение - кирпичный чай.
Такой чай пили представители всех сословий, его заваривали в ведерном самоваре и пили без сахара. Считалось, что хороший кяхтинский чай не попадает в Сибирь, а сразу уходит в европейскую часть Империи, поэтому тут, мол, и пьют что подешевле.
Люди, любившие байховые чаи, специально заказывали небольшие партии для себя из Кяхты. На самом деле причина была в другом. Так на Русском Севере плохим чаем промышляли татары, «они зимой привозят подкрашенных выварков и продают крестьянам под видом “подмоченного чая”». Продавали и настоящий рассыпной чай, но в деревнях его реализовывали через небольшие лавки и бродячих торговцев.
К концу XIX в., чай начал восприниматься как необходимый элемент комфорта даже в рабочей среде, он плотно вошел в быт военнослужащих (однако в начале XX в. еще не входил в довольствие армии, что печалило не только простых солдат, но и командный состав), крестьян, мещан, купцов и помещиков. Чай воспринимался как крайне полезный напиток, кроме того, был активным элементом борьбы за трезвость в антиалкогольной компании.
Традиции чаепития из Империи успешно перешли в СССР, затем и в Российскую Федерацию. Чай давно не является предметом роскоши, но до настоящего времени является обязательным символом гостеприимства. Некоторые исследователи говорят, что чаепитие настолько прочно вошло в традиции русского народа, что стало частью его генетического кода. Вообще русским, в отличии от англичан, для того чтобы попить чай, не нужны особый повод или время дня, и часто даже не нужна компания. Чай пьют все и в любое время суток.
Отмечается, тем не менее, что имперские чайные традиции отчасти все же канули в Лету после революции. Именно тогда были закрыты многочисленные трактиры и чайные, а также чайные садочки, ведь людям было не до чаепитий. Потом на руинах что-то пыталось выстроиться, но было уже не то. Хотя были и исключения из правил, так Дмитрий Лихачев в своих воспоминаниях писал про одну такую чайную в Великом Новгороде.
Приятного чаепития!
Все статьи по теме