Найти в Дзене
ПРОСТО Но любопытно

Альберт Лиханов «Благие намерения». Быть педагогом - это призвание!

Мои уважаемые друзья! Хочу порекомендовать Вам замечательную, трогательную и очень актуальную повесть А.А. Лиханова «Благие намерения». Она точно не оставит Вас равнодушными, откроет потайные глубинки Вашей души и сердца. Заставит задуматься о судьбах детей, проникнуться сочувствием и родительской болью за них, а также уважением к педагогическому труду, оценить всю сложность и важность данной профессии.

Лев Николаевич Толстой писал: « Если учитель имеет только любовь к детям, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…».

   Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. Литературный образ учителя – этому подтверждение.

  Ценным источником информации о педагогической деятельности является художественная литература, которая всегда являлась зеркалом общественной жизни. Больше внимания уделяется образам мудрых и понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого ребенка.

   Альберт Анатольевич Лиханов (1935-2021) - советский и российский писатель, общественный деятель, лауреат Государственной премии РСФСР, премии Президента России в области образования, создал и возглавлял Российский детский фонд и Международную ассоциацию детских фондов, которые помогают обездоленным детям.

  В 1984г. выходит экранизация одноименной повести Альберта Лиханова, режиссер Андрей Бенкендорф, в главных ролях - Марина Яковлева и Юрий Платонов.

   «У всякого времени своя жестокость», - считал Альберт Анатольевич Лиханов. И эта жестокость заставляет взрослых помнить о том, что они в ответе за свои выборы и решения. Писатель в своем произведении поднял очень сложную и важную тему - разбитое детское сердце, сломанное детство, сиротство, горе детской души. Его педагогическая проза - это желание активно помочь миру сохранить право на веру, надежду и любовь, сохранить «человеческое в человеке», помочь согражданам понять свои цели и смыслы, испытания и поражения, победы и открытия.

   Повесть «Благие намерения», опубликованная в 1980 году, открывает не только тему сиротского детства, но и ставит проблему педагогического призвания.

Судьба Надежды Георгиевны Победоносной - это воплощение педагогики сердца, в которой нельзя себя беречь, где нужно любить ребенка, быть его земным ангелом - хранителем. За эту книгу Альберт Анатольевич получил Международную премию имени М. Горького.

  В «Благих намерениях» ярко проявляется христианское начало, как неотделимая черта героини – носительницы морально-нравственных ценностей, которой в произведении выступает Надежда Георгиевна. В этом плане характерна и символика ее имени: Надежда означает путь к спасению, отчество и фамилия связаны с образом Георгия Победоносца – христианского святого, символический смысл которого реализуется как борьба со злом.

   Легка ли профессия учителя - воспитателя? Конечно, нет! Практически на каждой странице повести можно встретить строки, которые отражают размышления Надежды Георгиевны о высоком долге педагога, способного беззаветно погружаться в человека.   

Любовь – вот основной вид «топлива», поддерживающий горение души учителя. Это чувство (если оно есть!) невозможно погасить или дозировать. Идеальный учитель – это благородный максималист, таким его рисует Альберт Лиханов. В подтверждение его мысли руководитель школы - интерната называет учительское дело подвигом во имя детей.

 Всем известна простая истина о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Кто-то с ней согласен, кто-то нет, но нельзя отвернуться от желания творить добро и закрыть глаза на то, что происходит - нужно действовать, иначе никак. Вне зависимости от того, куда это приведет...

   Надежда Георгиевна, главная героиня повести, способна и на высокие намерения, и на благие поступки. Повесть призывает, но не заставляет следовать ее примеру – заставить любить невозможно. К этому каждый приходит (возможно, и нет!) ценой многих жизненных проб и ошибок. Очень тяжело, когда ошибки ранят взрослое сердце, но хуже всего, когда они ранят хрупкие и нежные детские души – неокрепшие, доверчивые и чрезмерно ранимые. 

  Главную героиню повести, Надежду, после окончания пединститута отправляют в небольшой северный город, где она оказывается воспитательницей первоклассников. Ей достается младший класс в интернате, двадцать два обездоленных ребенка, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь детям? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Надежда Георгиевна привлекает внимание, прежде всего, силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные ее черты. Героиня должна была воспитывать детей – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Надежда тогда еще сама походила на «жалкого и мокрого щенка, который оступился в лужу, и, хотя, молчит, вид у него хнычущий, бестолковый, растерянный». Представим интернатскую лестницу, а на ней стоит группа растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами».Сердце «разрывается» от боли, сочувствия и беспомощности. « …Я смотрела на школьную лестницу, и что-то потихоньку начинало раскачиваться во мне. Вдоль лестницы, на каждой ступеньке, стояли маленькие люди в серых костюмчиках или коричневых платьицах, нет, назвать их малышами не поворачивался язык – это были печальные и усталые маленькие люди… Внизу царил смех, кипела радость (многих ребят на выходные забирали родители, родственники), а там, на ступеньках, дрожала обида…Я смотрела снова и снова, вглядывалась в эти лица и точно начинала прозревать: вот оно, вот оно!...». И новую их воспитательницу, почти еще девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже такую же растерянную (она получила специальность учителя словесности старших классов, но волею судьбы оказалась воспитателем первоклашек, впрочем, в каждой случайности есть своя закономерность…), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими. «У малышей никого нет, вот что. Им нужен кто-то. Очень близкий нужен. Им нужен дом. Родные люди. Им нужно то, что им дать невозможно…Невозможно! Это слово вызывало озноб, беспомощность, бессилие… А я-то на что? Я же человек. Я с ними». «Меня душила любовь, нежность к этим детям, мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, враз, обнять и прижать к себе…Слезы застилали глаза…». «Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Это аксиома…если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Существует соображение, что сострадание воспитывается. Действенней всего – собственной бедой…Что же, выходит, что гуманизм должен быть непременно выстрадан? Тогда это будет больной гуманизм. Гуманизм, основанный на собственном страдании. Нет, нет…Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком…» Героиней движут чувства высокие и благородные – любовь и сочувствие к маленьким детям, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное. Она позже поймет, убедившись на примере нескольких детских драм и своей собственной любви к молодому журналисту Виктору, что испытать счастье и быть счастливой – далеко не одно и то же. Пока же ей немыслимо примириться с очевидной несообразностью: «Не голод, не война. Не трудно, вообще, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается главная героиня. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет». Надежда Георгиевна выступает с гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе детей из интерната на выходные дни. Она сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять свое назначение, а без этого не может быть учителя.

  Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

   Есть в этой повести еще одна героиня – директор детского дома, откуда прибыли к Надежде Георгиевне ее питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Надежде Георгиевне, хотя она не сразу осознает это, вскоре приходится делать выбор между личной жизнью, которую проповедует ее возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живет Наталья Ивановна. Главная героиня расстается с Виктором, уезжающим в Москву, и остается со своими воспитанниками.

    Когда Альберт Лиханов создавал такое глубокое произведение, он еще надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнута эта повесть. Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное. 

   Надежда Победонсная, главная героиня повести, на протяжении десяти лет педагогической практики воспитывала детей Личностями, учила верить в себя, смело смотреть в будущее. Такой образ педагога достоин уважения и подражания. Она отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла и сердца, пройдя через все трудности, которые приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, ее первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и удивительной наставнице.

  В конце повести воспитанники Надежды Георгиевны покидают детский дом, закончив школу. У нее же теперь есть возможность вернуться домой из этого городка, тем более, что и мама героини убеждена: «Жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, еще не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнет новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед. На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя. «Я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека…». В этом и состоит подвиг настоящего учителя, умеющего отказаться от многого во имя детей.

  Тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной. Именно падение ценности семьи и послужило толчком к возникновению этого социального явления. Читая произведение Лиханова, можно заметить, под влиянием чего изменилась семья, рассмотреть образ матери, как это связано с тем, что происходит в обществе, а главное, что выбирают люди в качестве жизненных приоритетов.

  Педагогическая сила повести «Благие намерения» заключается в том, что она наполнена милосердием и любовью к детям. Жалость, доброта, прощение, помощь – это путеводные звезды этой повести. «Благие намерения» - это «крик души». Альберт Анатольевич говорит, что сложилось так, что сегодня все дети России, по сути, – сироты. В людях, не ждущих «милости от природы», подчинивших, как им кажется, все вокруг, становится все меньше милосердия, они больше уповают на силу и деньги. 

   Повесть А. Лиханова помогает понять, что право быть счастливым есть у каждого человека. В мире есть много того, что не зависит от нас, того, что мы не в силах изменить, но человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!

   Быть учителем – значит нести ответственность за многие жизни и судьбы детей. Взяв однажды за руку своего воспитанника, педагог должен распахнуть для него свою душу и посеять в душу его все, что требуется для звания Человека. 

   Дети хотят видеть в учителе друга и делиться с ним своими успехами, неудачами, школьными и личными проблемами, доверять ему. Они готовы открыть свою душу и сердце педагогу, а взамен от него почувствовать душевный отклик, понимание, переживание, участие в их судьбе и школьных заботах. Каждый ребенок надеется, что учитель найдет к нему подход, вселит уверенность и силу, надежду на лучшее будущее. Педагог должен верить в свое дело, а главное – любить и уважать своих учеников, видеть в них личность. Учитель воспитывает будущее поколение. От его профессионализма зависит будущая жизнь учеников, их цели и выбор пути. Главное – увидеть ту песчинку, из которой может вырасти настоящая жемчужина. Все эти качества настоящего педагога, воспитателя и профессионала увидел в Надежде Георгиевне директор школы. «Надежда Победоносная!» - сказал он. Директор поверил в надежду на победу: над трудностями, испытаниями, бедами и слабостями. Он почувствовал, что этот педагог сможет одержать победу над собой, над горем сирот и помочь им вырасти настоящими людьми и не потерять веру в жизнь и людей.

-2

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий учитель-наставник должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.

  Повесть очень сильная, наворачиваются слезы при прочтении. Но, наверное, такой и должна быть высокая литература. Произведение оказывает положительное влияние на читателя, находит отклик в сердце.

Рекомендую всем, и взрослым и подросткам, которые еще только определяют свой жизненный путь, стоят на пути выбора!