Автор: сотрудник МГМ, неравнодушный гражданин, исследователь и популяризатор истории города топоров - Константин С. Косенков
Напомню.
В рамках первичной попытки понять и разобраться что же, всё-таки, может скрываться за данной, ранее не встречавшейся графикой на средневековых кирпичах архитектуры орденского периода, мы рассматривали вот это изображение:
или его упрощённый схематичный вариант:
Собственно, сегодня, оглянувшись по сторонам, для нас, как оказывается, не составит большого труда найти нечто очень подобное. Вот несколько окружающих нас примеров из современной жизни:
- Логотип австрийского банка Raiffeisen Bank:
Значение объясняется так:
«Символом Райффайзен Банка стали две перекрещенные лошадиные головы, они же изображены на логотипе. С давних времён западноевропейские народы прикрепляли этот знак на фронтонах своих домов, чтобы уберечь семьи от зла и несчастий»
2. Лого Райффайзен банка легко перепутать со знаком времён Третьего Рейха (интересное сходство, неправда ли)- мужская служба труда RAD/M традиционно крепила такие знаки отличия на свою форму:
3. Украшение в виде парных голов коня на крышах домов различных этносов также вниманием обойти нельзя:
Подобное можно встретить на Русском Севере, в Ярославской, Костромской, Владимирской, Вологодской, Нижегородской губерниях. Они вполне однотипны с коньками на жилищах Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Словакии, Венгрии, Германии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Голландии. Очевидно, это традиция уходит глубоко корнями в языческую древность и имеет свои трактовки и объяснения.
4. Геральдика не отстаёт.
Герб общины Дёрник/Dörnick в Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн:
Герб общины Калькхорст/Kalkhorst в Германии в земле Мекленбург-Передняя Померания:
5. Как-то неожиданно осенило (и как мог сразу этого не вспомнить?), что-то, практически идентичное, видел на… своей собственной зимней куртке:
Борис Биджан Сабери/Boris Bijan Saberi (отец - сириец /иногда пишут иранец/, мать -немка) — немецкий дизайнер, имеющий авангардные взгляды на классические элементы одежды, любящий эксперименты с формой и фактурой. В 2013 году Сабери запускает свой второй бренд — 11 by Boris Bidjan Saberi. Закладывал ли автор в лого нечто тайное и сакральное - трудно сказать. Вероятнее всего - нет. Хотя, известно, что у Сабери есть страсть к нумерологии, а родился он 11 сентября... Очевидно - в данном случае, это всего лишь две перекрещенные единицы:
Выше приведённые примеры интересны, вполне правомерны и достаточно характерны. Но, они из настоящего/имеют отношение к современной истории и сопоставлять их с интересующим изображением из подвала средневекового замка Нойхаузен можно и, для полноты картины, нужно... но, всё же, внутреннее самоощущение оставалось не очень удовлетворённым, а мозг требовал однозначных сатисфакций, без каких-либо допусков и натяжек.
И вдруг, что называется, оно пришло само и откуда совсем не ожидал!
Работая над очередной статьёй, посвящённой сакральному месту пруссов - РОМОВЕ, погружаясь в изучение других подобных объектов в Западной Европе, вслед за Старой Уппсулой настал черёд и Арконы...
Напоминаю, речь идёт о сегодняшнем немецком острове в Балтийском море РЮГЕН (Руян/ или пушкинский Буян), на котором располагался город и религиозный центр славянского балтийского племени руян - АРКОНА или ЯРОМАРСБУРГ:
Город существовал до XII века, и описан современником-датчанином Саксоном Грамматиком в его труде «Деяния данов». После поражения руянского князя Яромира датским королём Вальдемаром I, Аркона, как и тамошний храм Сятовита (Свентовита) - четырёхликого бога богов, была разрушена в 1168 году. Примерно в это же время, по очевидной христианской традиции, неподалёку от уничтоженного древнего языческого славянского города, на славянском кургане, начинают строить христианскую церковь в месте, которое сегодня известно как село АЛЬТЕНКИРХЕН/ALTENKIRCHEN. Так началась христианизация острова…
Камни для строительства нового культового сооружения новой правильной веры брали из языческой Арконы/Яромарсбурга. До наших дней дожил один под названием «камень Свентовита/Svantevitstein» - древнейшее свидетельство славянской истории на этой земле. Возможно, именно его описывает хронист Давид Хитреус в «Саксонской хронике» XVI века:
«Изображение бога руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма; коренные жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».
Конечно, камень вмонтировали в стену южного притвора горизонтально, тем самым выказывая всяческое пренебрежение и неуважение к поверженным языческим святыням «диких» славян...
Так вот - к чему вся эта затянувшаяся преамбула?
В этой кирхе, на сколько понимаю из описания (сам, к огромному сожалению, на месте не бывал /пока/), напротив места, где вмурован «камень Свентовита», на стенах есть непонятные ЗНАКИ…
В «LiveJournal» в отчёте от 2011 года о посещении острова Рюген человека по имени «zelomir» по приложенным фотографиям (не очень, к сожалению, хорошего качества) определить точно, нацарапаны ли данные знаки на кирпичах или они были сделаны по сырой глине до обжига, вряд ли удастся.
Но, в данном случае, это и не столь важно, ибо на одной из стен, около оконного проёма, сегодня мы можем с вами видеть практически ровно такой же знак, что и у входа в подвал орденского замка Восточной Пруссии Нойхаузен!!
Вот это поворот…
Да, в данном исполнении этого графического знака отсутствуют точки - но точки иногда и не ставят даже в конце предложения.
По внешнему виду знака, даже на этих не очень качественных фотографиях, можно заметить, что сделан он не вчера, т.е. не в наши дни.
Далее, погрузившись в изучение истории древнейшего христианского культового сооружения острова Рюген, встретилась вот такая информация. Оказывается, в данной кирхе есть, так называемая, «оружейная палата» или «арсенал» - место для хранения оружия:
«В 14 веке жители Рюгена постоянно носили с собой оружие, поэтому пастор в те времена построил в ризнице оружейный склад. Таким образом, священник мог полагать, что его паства не возится с оружием, а /надлежащим образом/ посвящает себя службе».
Применение подобной меры также, вполне, может говорить и банальной безопасности в пределах храма во время богослужений.
Далее, в этом же источнике, нахожу следующее:
«Знаки домов (бренды домов)/Hauszeichen (Hausmarken) внутри арсенала, которые можно различить и сегодня, обозначали место хранения оружия, которое имела определённая/соответствующая семья. Только после того, как оружие было сложено, верующим разрешалось войти в кирху через отдельный вход».
Таким образом, вот всё и становится на свои места…
То есть, «тайные знаки» на стене бывшего арсенала древнейшей кирхи Рюгена - это, так называемые, «хаусмарки» - знаки, идентифицирующие ту или иную семью/дом, чьё оружие здесь оставалось на хранении во время церковной службы.
Как пишет интернет, на Рюгене хаусмарки упоминаются в документах с 1530 года. Особенно их использовали рыбаки для маркировки сетей, ловушек и другого рыболовного инвентаря. Их до сего дня можно увидеть в деревне Витт/Vitt на полуострове Виттов/Vittow (всё это здесь же неподалёку), где ими отмечены все дома, а в гавани на рыбацком сарае висит стенд со всеми местными хаусмарками. Та, что нас так интересует, к сожалению, отсутствует:
И в самом конце хочу показать крышу одного из старых домов в Альтенкирхен:
Знакомо - не правда ли?
Каким образ теперь мы может спроецировать этот совсем небольшой корпус знаний на почву Восточной Пруссии, а именно, в непосредственную близость к подвалу орденского замка Нойхаузен?
Можем ли мы рассматривать эти знаки как совокупность чего-то, как некую систему передачи какой-то информации?
Не знаю… не уверен...
Напомню. На стене у входа в подвал замка Нойхаузен, помимо «главного/основного» исследуемого знака, есть и другие:
- Хранили ли в интересующем нас подвале какое-либо оружие?
- Могут ли являться данные знаки хаусмарками владельцев этого оружия?
- Может ли этот знак вообще являться обозначением места хранения оружия, как такового?
Внятных ответов на эти вопросы, у меня, по-прежнему, нет, и, уверен, вряд ли мы достигнем единства мнений.
Появятся ли они в ходе дальнейших поисков и изысканий? - будем надеяться.
А пока мы имеем то, что имеем - знаем то, что мы знаем.
Это немного, но всё же. Иными словами, пища для размышлений есть.
Да - расстояние между объектами по прямой без малого 500 километров:
POST SCRIPTUM
Что примечательно - в сети пересмотрел множество фотографий культового сооружения Альтенкирхен и только в одном месте попалось пару картинок, где человек (явно славянского происхождения с ником zelomir) обратил внимание и хоть как-то зафиксировал данные знаки-хаусмарки на стене южного притвора… За что ему и большая благодарность
ЛИТЕРАТУРА и ИСТОЧНИКИ
- Фотографии из свободного доступа сети «Интернет»
- Фотографии из личного архива автора
Использование материала, репосты, ссылки, цитирование разрешаются и категорически рекомендуются... конечно, с упоминанием автора