Найти тему
История от историка

Настоящая Ригведа

Видите ли, когда Вы изучаете Ригведу, Вы не можете относится к ней как любому другому ИЕ (индоевропейскому) тексту просто потому, что в ней есть нечто общее с другими ИЕ текстами типа родственных имён "богов" и "мифов".

Шри Ауробиндо (Ауробиндо Акройд Гхош) — бенгальский историк, индоевропеист, индолог, ведолог, эпосовед, социолог, культуролог, переводчик, философ, поэт, йогин, политик. 
Полиглот — владел английским, французским, немецким, итальянским, испанским, латинским, древнегреческим, новоиндийскими языками (бенгали, гуджарати, маратхи, хинди, тамили), ведийским индоарийским и санскритом. Переводчик и комментатор Ригведы, основатель мистико-символического подхода к прочтению Ригведы и психологической парадигмы ригведологии. Религиовед, автор психологического истолкования религии в целом и религиозно-мифологических систем ведизма, брахманизма и индуизма в частности. Автор системы мировоззрения, согласно которой мироздание является совокупностью двух полусфер и пяти слоёв (Анна (санскр. अन्न), Прана (санскр. प्राण), Манас (санскр. मनस्), Виджняна (санскр. विज्ञान), Сат—Чит—Ананда (санскр. सच्चिदानंद) — как отмечает к.и.н. А. А. Семененко, в мировоззренческой системе академика В. И. Вернадского им соответствуют косная (неживая) материя(=Анна), биосфера(=Прана), ноосфера(=Манас) и «область психических явлений»(=Виджняна+Сат—Чит—Ананда)). Применил строго научный подход и метод к описанию, характеристике и систематизации всех областей человеческой психики и создал самую подробную научную картографию всех её составляющих.
Шри Ауробиндо (Ауробиндо Акройд Гхош) — бенгальский историк, индоевропеист, индолог, ведолог, эпосовед, социолог, культуролог, переводчик, философ, поэт, йогин, политик. Полиглот — владел английским, французским, немецким, итальянским, испанским, латинским, древнегреческим, новоиндийскими языками (бенгали, гуджарати, маратхи, хинди, тамили), ведийским индоарийским и санскритом. Переводчик и комментатор Ригведы, основатель мистико-символического подхода к прочтению Ригведы и психологической парадигмы ригведологии. Религиовед, автор психологического истолкования религии в целом и религиозно-мифологических систем ведизма, брахманизма и индуизма в частности. Автор системы мировоззрения, согласно которой мироздание является совокупностью двух полусфер и пяти слоёв (Анна (санскр. अन्न), Прана (санскр. प्राण), Манас (санскр. मनस्), Виджняна (санскр. विज्ञान), Сат—Чит—Ананда (санскр. सच्चिदानंद) — как отмечает к.и.н. А. А. Семененко, в мировоззренческой системе академика В. И. Вернадского им соответствуют косная (неживая) материя(=Анна), биосфера(=Прана), ноосфера(=Манас) и «область психических явлений»(=Виджняна+Сат—Чит—Ананда)). Применил строго научный подход и метод к описанию, характеристике и систематизации всех областей человеческой психики и создал самую подробную научную картографию всех её составляющих.
Владимир Иванович Вернадский — лауреат Сталинской премии I степени (1943), доктор геогнозии и минералогии, академик СПбАН, академик АН СССР, академик АН УССР, основатель и директор Радиевого института СССР (1922—1939 гг.), создатель биогеохимии, директор Биогеохимической лаборатории при АН СССР (1927—1945 гг.), создатель учений о биосфере и ноосфере — «и в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке… или даже религиозно-философские искания… современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша (1872—1950)» (Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991. — С. 146 и Прим.).
Владимир Иванович Вернадский — лауреат Сталинской премии I степени (1943), доктор геогнозии и минералогии, академик СПбАН, академик АН СССР, академик АН УССР, основатель и директор Радиевого института СССР (1922—1939 гг.), создатель биогеохимии, директор Биогеохимической лаборатории при АН СССР (1927—1945 гг.), создатель учений о биосфере и ноосфере — «и в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке… или даже религиозно-философские искания… современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша (1872—1950)» (Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991. — С. 146 и Прим.).

Ригведа ─ это продукт замкнутой общины посвящённых для ретрансляции (передачи) священного знания внутри этой общины посвящённых и подготовки нового поколения посвящённых.

Да, она берёт и не может не брать то, что Вы сопоставляете с другими ИЕ традициями в рамках и методами сравнительной мифологии, сравнительного языкознания и сравнительной индоевропеистики, но если только этим Ваш анализ и ограничивается, то это ─ очень печально, потому что очень поверхностно.

Агни ─ вовсе не бог огня, Ваю ─ вовсе не бог ветра, Индра ─ вовсе не громовник, Ушас ─ вовсе не богиня физической зари и т.д. и т.п. для Риши Ригведы.

Ригведа ─ это текст Йоги прежде всего, поданный через призму использования того, что Вы называете или подразумеваете ИЕ наследием (или не ИЕ якобы заимствованием, если речь идёт о Вишну, скажем, или о Шиве...).

На самом деле это не Ригведа использует ИЕ наследие, Ригведа ─ тот корень, из которого происходит это самое ИЕ наследие, искажаясь и деградируя в плане сакральности и глубины смысла в других ИЕ традициях.

Поэтому когда Вы просто рассказываете нечто считающееся очень давно общеизвестным, никакого эффекта, кроме механической ретрансляции поверхностного понимания, не происходит.

Тем более такие вещи как генотеизм Мюллера, ─ чисто его изобретение и фикция, ─ или космогония Кёйпера, которую он просто, игнорируя текст, вчитывал в Ригведу.

Фридрих Макс Мюллер (нем. Friedrich Max Müller; 6 декабря 1823, Дессау — 28 октября 1900, Оксфорд) — немецкий и английский филолог, религиовед, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии. В 1868 году он стал профессором сравнительного языкознания в Оксфорде, где также преподавал санскрит. Макса Мюллера считают одним из основателей науки о религии, а дату прочтения им первой лекции о сравнительном изучении основных религий мира (19 февраля 1870 года) отмечают как день рождения этой науки. Опубликовал рукопись текста Ригведы. Переводчик и толкователь Ригведы.
Фридрих Макс Мюллер (нем. Friedrich Max Müller; 6 декабря 1823, Дессау — 28 октября 1900, Оксфорд) — немецкий и английский филолог, религиовед, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии. В 1868 году он стал профессором сравнительного языкознания в Оксфорде, где также преподавал санскрит. Макса Мюллера считают одним из основателей науки о религии, а дату прочтения им первой лекции о сравнительном изучении основных религий мира (19 февраля 1870 года) отмечают как день рождения этой науки. Опубликовал рукопись текста Ригведы. Переводчик и толкователь Ригведы.

Когда-то Рудольф Рот создал, как говорили его критики, Тюбингенскую Веду, параллельную Ригведе самой, потом Кёйпер создал Голландскую Веду, так же параллельную самой Ригведе.

Рудольф фон Рот; при рождении Вальтер Рудольф Рот (нем. Walter Rudolph Roth, 3 апреля 1821, Штутгарт — 23 июня 1895, Тюбинген) — немецкий индолог и религиовед, один из основателей ведийской филологии. Главным трудом является монументальный санскритский словарь, составленный совместно с Отто фон Бётлингком.
Рудольф фон Рот; при рождении Вальтер Рудольф Рот (нем. Walter Rudolph Roth, 3 апреля 1821, Штутгарт — 23 июня 1895, Тюбинген) — немецкий индолог и религиовед, один из основателей ведийской филологии. Главным трудом является монументальный санскритский словарь, составленный совместно с Отто фон Бётлингком.

К тексту Ригведы эти две псевдоведы имеют весьма сомнительное отношение.

Вы рассказываете по сути людям о Тюбингенской и о Голландской "Ригведах", а не о самой Ригведе.

Францискус Бернардус Якобус Кёйпер (нидерл. Franciscus Bernardus Jacobus Kuiper; 7 июля 1907 — 14 ноября 2003) — известный голландский учёный-индолог, занимавшийся изучением практически всех областей индо-иранской и индо-арийской филологии, лингвистики и мифологии. Специализировался на индоевропеистике, дравидийских языках и языках мунда. Создатель космогонической и эмбриогонической парадигм интерпретации Ригведы.
Францискус Бернардус Якобус Кёйпер (нидерл. Franciscus Bernardus Jacobus Kuiper; 7 июля 1907 — 14 ноября 2003) — известный голландский учёный-индолог, занимавшийся изучением практически всех областей индо-иранской и индо-арийской филологии, лингвистики и мифологии. Специализировался на индоевропеистике, дравидийских языках и языках мунда. Создатель космогонической и эмбриогонической парадигм интерпретации Ригведы.

Рекомендую Вам труды Шри Ауробиндо и Владимира Яценко, если хотите разорвать этот порочный круг и "нырнуть" на уровень понимания самой Ригведы.

Владимир Яценко — магистр лингвистики, PhD, в 1986—1991 гг. обучался санскриту, индоарийским языкам, общей и теоретической лингвистике на восточном факультете СПбГУ. В 1991—1992 гг. обучался в университете Пуны, департаменте санскритских и пракритских исследований, и в Bhandarkar Oriental Research Institute. Один из лучших знатоков текста Ригведы и ведийского языка в мире. Знаток тайного языка Ригведы.
Владимир Яценко — магистр лингвистики, PhD, в 1986—1991 гг. обучался санскриту, индоарийским языкам, общей и теоретической лингвистике на восточном факультете СПбГУ. В 1991—1992 гг. обучался в университете Пуны, департаменте санскритских и пракритских исследований, и в Bhandarkar Oriental Research Institute. Один из лучших знатоков текста Ригведы и ведийского языка в мире. Знаток тайного языка Ригведы.

Себя рекомендовать не буду, кому надо, тот сам решит, что с моими работами делать.

Александр Андреевич Семененко — российский историк, археолог, ригведолог, искусствовед; кандидат исторических наук. Автор семи монографий, посвящённых анализу символического смысла (тайного языка) Ригведы. Киев, пешеходный мост через Днепр, во время участия в III международной научной конференции «Актуальные проблемы истории древнего мира» в мае 2011 г. (Киев: КНУ им. Т. Шевченко).
Александр Андреевич Семененко — российский историк, археолог, ригведолог, искусствовед; кандидат исторических наук. Автор семи монографий, посвящённых анализу символического смысла (тайного языка) Ригведы. Киев, пешеходный мост через Днепр, во время участия в III международной научной конференции «Актуальные проблемы истории древнего мира» в мае 2011 г. (Киев: КНУ им. Т. Шевченко).

В любом случае, Ригведа Ауробиндо-Яценко намного ближе к самой Ригведе, чем "Ригведы" Рота-Мюллера и Кёйпера.

Что ещё почитать о символической интерпретации и тайном языке Ригведы:

Семененко А.А. Интерпретация религиозной системы индоариев древневедического периода (эпоха составления Ригведасамхиты) // Учёные записки / Колледж «Номос» (далее УЗКН). — Вып. I. — Воронеж, 1999. — С. 57–68.

Семененко А.А. В. И. Вернадский и Ригведа: скрытые связи // УЗКН. — Вып. V. — Воронеж, 2006. — С. 81–96.

Семененко А.А. О значении термина vasu в Ригведе // УЗКН. — Вып. VII. — Воронеж, 2010. — С. 49–100.

Семененко А.А. Шри Ауробиндо и академическая ригведология: непреодолимая пропасть или скрытое заимствование? (Историографический этюд). — Воронеж: На правах рукописи, 2015. — 184 с. — ISBN 978-5-9907439-1-5.

Семененко А.А. Тантра Веды. — Воронеж: На правах рукописи, 2017. — 282 с. — ISBN 978-5-9907439-3-9.

Семененко А.А. Ригведийское учение о Психокосме Человека–Вселенной // Космос как мирочувствие: искусство, культура, наука, история: материалы межвузовской научной конференции, посвящённой 55-летию космического полёта Ю. Гагарина и Дню Космонавтики (г. Воронеж, 12 апреля 2016 года). — Воронеж: «Издательство Алейникова», 2017. — С. 43–52.

Семененко А.А. О духовно-психологическом символизме изготовления Сомы в Ригведе. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2019. — 110 с. — ISBN 978-5-9907439-9-1.