В октябре было родительское собрание. Спустя полтора месяца после того, как Раиса Ивановна взяла в своё руководство десятый класс, она выглядела уже не так уверенно. Я помню, какая она была в конце августа. Вид у неё был победоносный: она верила в свои силы и в свой опыт и хотела показать всем бестолковым учителям и требовательным родителям мастер-класс, как надо усмирять необузданных детей. Однако теперь, в октябре, её энтузиазм заметно поутих. Теперь Раиса Ивановна стояла перед нами уставшая и растерянная. Ничего не получилось, и руки у всемогущего завуча стали опускаться.
- В классе ненависть! - с дрожью в голосе сообщила родителям Раиса Ивановна. - Это неслыханно! Сколько я им говорила: "Вы можете выбирать, с кем вы хотите дружить, кого вы приглашаете к себе на день рождения. Это ваше дело! Но в школе вы должны быть одной командой, быть вежливыми друг с другом! У вас должны быть добрые, хорошие отношения. Вот я, например, работаю в этой школе давно. У нас тут разные учителя бывают: с разными характерами, убеждениями, верой, национальностью, принципами, увлечениями. Я завела себе друзей. Я приглашаю их в гости и сама к ним хожу. Но есть учителя, с которыми у меня только рабочие отношения. И, тем не менее, я всегда здороваюсь с ними, разговариваю, помогаю, если надо. Нельзя никого игнорировать, а тем более разводить сплетни, создавать компании против кого-то. Я хотела приучить наших детей здороваться с одноклассниками. И что получилось? Они начали издеваться над одной девочкой. Имя говорить не буду. Они на переменах ходили за ней и постоянно здоровались. И требовали, чтобы она отвечала каждой из них. Притом они ссылались на меня. Мол, это я так велела. В общем, они стали изводить девочку своим преследованием. Говорили, что если она не ответит хотя бы одной из них, то они пойдут жаловаться ко мне. Это десятый класс! Не пятый и даже не седьмой. Стыдно!
- Это всё из-за того, что в классе учатся дети разного уровня, - сказала мама Лиды. - Нашим ребятам трудно общаться с новичками! Я имею в виду девочек из класса "Б". Они не влились в этот класс, они другие! И интересы у них совсем не те!
- Вот в этом-то и проблема, - ответила Раиса Ивановна. - Девочки из бывшего девятого "А" ненавидят девочек из девятого "Б".
- Ну это понятно, - произнесла мама Маши. - Ведь сколько лет наши дети учились в гимназическом классе, а они в простом.
- Не было у нас никогда гимназического класса, - ответила Раиса Ивановна.
- По документам да, но на практике-то был! - возразила мама Маши. - В классе "А" были одарённые дети! Много лет мы собирали этот коллектив. А тут к нам добавили "бэшек", невоспитанных, из плохих семей.
- Почему же плохих? - спросила Раиса Ивановна.
- Все говорили! - ответила мама Маши. - Среди матерей "бэшек" есть и алкоголички, и разведённые!
И тут возмутились родители девочек из класса "Б":
- Да кто вам разрешил так говорить о наших девочках! Следите за речью!
- А вы бы лучше помолчали, - ответила мама Маши.
А дальше крики, оскорбления. Другие родители тоже стали подключаться. Базар усиливался. Раиса Ивановна пыталась их успокоить, но ничего не получалось. Если бы перед ней сидели дети, она бы крикнула. Голос у Раисы Ивановны был пронзительный. Но со взрослыми так было нельзя. И ей оставалось только упрашивать:
- Анжелика Егоровна! Каролина Петровна! Остановитесь! Давайте продолжим собрание! У нас мало времени!
Открылась дверь, и вошла учительница математики Алла Викторовна.
- Здравствуйте! - радостно воскликнула Раиса Ивановна. - Как хорошо, что вы пришли! Уважаемые родители! Это Алла Викторовна, учитель математики у экономической подгруппы. Пожалуйста, Алла Викторовна!
Алла Викторовна достала свою бумажку и обратилась к родителям.
- Я хочу рассказать о результатах по математике моей подгруппы, - произнесла она. - Есть ли тут родители Арсения Зерновского?
Раиса Ивановна помахала ей рукой и вышла из кабинета.
***
Алла Викторовна быстро закончила своё выступление, её информация оказалась недолгой, и наступила неловкая пауза.
- В общем-то, у меня всё, - сказала Алла Викторовна. - Пока я здесь, Раиса Ивановна пошла к другим классам, в которых она ведёт русский и литературу. Надо подождать.
Родители стали ждать. Раисы Ивановны всё не было. Алла Викторовна начала нервничать. В руках у неё была шариковая ручка, и она эту ручку крутила то влево, то вправо.
- Может, тогда мы пойдём? - скромно спросил кто-то из родителей.
- Нет, нельзя, - ответила Алла Викторовна. - Раиса Ивановна должна прийти. Она сказала, что скоро придёт.
- Ну тогда вы можете идти! - сказал ей всё тот же папа. - А мы посидим, подождём.
- Нет, так нельзя, - ответила Алла Викторовна. - Нельзя бросать родителей одних. Такая инструкция!
И опять началась тишина. Никто не знал, когда она закончится.
- Вон я слышу стук каблуков! - обрадовалась Алла Викторовна. - Она идёт!
Но Алла Викторовна ошиблась. Это была другая женщина на высоких каблуках. Не Раиса Ивановна! Она прошла мимо нашей двери, и стук её каблуков затих где-то в районе лестницы.
- Да сколько же можно! - взмолилась Алла Викторовна после ещё одной длинной паузы. - У меня ведь тоже есть дела! У меня пятый класс!
- А что, если Раиса Ивановна уже домой ушла? - спросила чья-то мама.
- Не дай бог! - испугалась Алла Викторовна.
В коридоре была тишина. Не было слышно ни высоких каблуков, ни какой-либо другой обуви.
- Мы так и будем просто сидеть? - произнёс тот самый папа. - Может, вы нам что-нибудь расскажете? Что-нибудь интересное!
- А что я могу рассказать интересного? Я уже всю свою информацию сказала. Боже мой! Где ж она?!
Алла Викторовна чуть не плакала.
- Ну, расскажите, как вы отдыхали летом! - предложил тему ещё один изобретательный папа.
- Сейчас настроения нет, - ответила Алла Викторовна. - Раисы Ивановны нет уже полчаса! Когда ж это кончится?!
Продолжение: