Когда об огромных очередях возле Большого театра стали писать в СМИ, я сначала не поверила: подумалось, что это "утка" какая-то. Но потом посмотрела на фото, почитала репортажи и убедилась, что это правда.
Москвичи и гости столицы уже несколько дней (начиная еще с 3 ноября) штурмуют кассы Большого театра, чтобы купить заветные билеты на спектакль "Щелкунчик" в постановке Григоровича.
А в этой очереди чего только ни происходит! И давка, и накал страстей, и голод, и холод. То есть люди фактически живут там! Место в очереди уже стоит 40 тысяч рублей. Появились и номера на руках, и тетради, в которых активисты записывают всех стоявших.
Сами замерзающие, но стоящие в очереди объясняют, что у спекулянтов билеты на этот спектакль уже стоят 150 тысяч рублей. А здесь еще есть шанс купить их в 10 раз дешевле!
"А как же сон и питание и еще, простите, естественные нужды?" - спросите меня вы.
Да никак. Поэтому стоящих сменяют родственники или друзья. Но потом они возвращаются к месту своего героического стояния или уже сидения.
И ладно если этот спектакль нельзя было в записи посмотреть!
Устраивайся на диване, включай интернет: и вот тебе "Щелкунчик", вот Григорович. Даже можно выбрать разные года с разными исполнителями.
И насладиться красотой танца можно, и на драматургию посмотреть, и полюбоваться костюмами-декорациями. И бесплатно это все. Смотри-персматривай хоть по 10 раз.
Что не так?
Мне кажется, у этого явления есть несколько причин.
Первое. Попасть в Большой на Новый год - это попасть в сказку. А в сказку особенно на фоне тяжелых событий, происходящих вокруг, очень хочется сбежать. Со всех ног.
Второе. Вопрос престижа. Мол, я был в Большом. И не просто когда-то, а в те самые новогодние дни. И все видел. Люстры рассмотрел, себя на фоне афиши сфотографировал.
Третье. Получить то, чего добиваются многие. Доказать себе самому и окружающим, что ты можешь, идя к заветной мечте, ни есть, ни пить, ни спать сутками, но своего добиться.
А вообще это свидетельствует о том, что спектакли в Большом театре из искусства превратились в какой-то маркер "избранности". Мол, если ты этим обладаешь, то стоишь где-то высоко на социальной лестнице.
А кто не хочет стать таким избранным?
Разве что только Онегин А.С. Пушкина заявлял, что балеты долго он терпел, но и Дидро враз надоел.
Но это он так. Из пижонства.
Правда, есть в этой очереди и особенные люди. Это фанаты Большого. Они не просто любят этот театр, они его обожают. Молятся фактически. С одной из таких дам поговорил корреспондент. Женщине много лет, у нее хоровод болезней, но она упорно ждет очереди в театр своей мечты.
Вот люди. Их бы энергию да в другое русло! Какие бы горы они свернули!
На самом деле балет - это красивое искусство, которое требует невероятного труда. Но даже это высокое искусство не способно сделать нас счастливыми.
Да, да, чувства избранности не дает даже балет.
Я сама еще в юности видела "Щелкунчика" в Мариинке в Питере, было здорово, чуть завораживающе и воздушно, но это ведь только игра, удовольствие, которое дается нам лишь на миг. А жизнь она другая.
К слову сказать, билеты мы с друзьями покупали совершенно свободно. Брали самые дешевые, еще в вузе учились, поэтому видно артистов было плохо. Смотрели балет стоя на своей галерке. Но ничего. Что-то разглядели.
А сегодня я бы в театр на балет не пошла. Ни в Большой, ни в Малый (правда, там балетов не показывают). А если мне пришлось бы читать лекцию на эту тему студентам, то я бы посмотрела все внимательно дома. Благо, есть такая возможность.
А вы, мои уважаемые читатели, готовы бы были к такому подвигу ради искусства?