Найти в Дзене

Как современный российский театр завоевывает лавры на Западе

Оглавление

С начала 2022 года фамилии, прежде красовавшиеся на афишах московских и петербургских театров и вызывающие в памяти знакомые образы, плавно переехали на афиши европейские. Прежде всего речь идёт о театре, который в нынешних условиях как никакое другое искусство может поднимать актуальные вопросы.

Причём наиболее известные метры успешно встроились в творческий процесс в Европе, работают и создают шедевры, резонирующие событиям наших дней.

Лев Толстой в Мюнхене Начало формы

Мюнхенская сцена гостеприимно встретила новый спектакль Дмитрия Чернякова — оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева. Постановка Чернякова и аккомпанемент Баварского оперного оркестра под управлением Юровского получили широкое признание и были отмечены наградой журнала Opernwelt.

Сомнения Чернякова о том, стоит ли выходить со столь неоднозначной в свете недавних событий постановкой, в итоге не помешали реализации этого проекта.

Отличительной чертой текущей постановки является отход от традиционного для Толстого патриотического пафоса: эта интерпретация делает спектакль более релевантным и актуальным в контексте современных событий и реалий.

Произведение Чернякова вызывает ассоциации с другой знаковой постановкой «Войны и мира», созданной Римасом Туминасом в Театре Вахтангова.

Этот почти шестичасовой спектакль был представлен как глубоко символический и остроэмоциональный ответ на тему войн и мирных времен.

Напомним, вскоре после этого Туминасу пришлось покинуть театр.

Иноагент и белая фабрика

В лондонском Marylebone Theatre состоялась премьера спектакля «Белая фабрика», основанного на романе Дмитрия Глуховского* (признан иноагентом). Максим Диденко создал постановку, перенося зрителей во времена Второй мировой, чтобы рассказать о судьбе жителей еврейского гетто в Лодзи.

Для Глуховского* тема Холокоста новая: работа над романом заняла пять лет, и, по словам автора, его взгляд на события в процессе эволюционировал. В спектакле можно увидеть отсылки к современности. Название произведения и постановки — «Белая фабрика» — символизирует белый пух, который использовался для набивки подушек и перин, изъятых у жителей гетто (их хранили в здании костела).

Лодзинское гетто отличалось от других гетто тем, что здесь, по решению юденрата — совета, состоящего из заключенных, были созданы производственные цеха. Заключенные, работая в условиях неволи и получая ограниченные пайки, надеялись стать настолько необходимыми для нацистского Рейха, что это могло отсрочить или даже предотвратить свое уничтожение.

«Сотворение мира»

В Дюссельдорфе состоялась премьера камерной оперы «Сотворение мира, или Каббалат Шаббат», созданной российским композитором Александром Маноцковым. Эта оперная постановка, основанная на каноническом тексте, была впервые представлена 22 октября.

Исполнение оперы на иврите с немецкими субтитрами невольно создает ассоциации с Израилем, что может интерпретироваться как поддержка еврейского государства после террористической атаки 7 октября, хотя изначально такой эффект не предполагался, ведь репетиции начались ещё в мае.

Представленная коллективом Kibbuz Kollektiv, работа посвящена теме семи дней божественного творения и символизирует подготовку к субботе. В его создании участвуют семь исполнителей и шестерка инструментов, среди них режиссер Эмили Кивлевич, дизайнер Венера Казарова и сам маэстро. Каждый из семи дней творения в опере представлен отдельным инструментом и голосом, но в день Шаббата инструменты молчат. Красиво придумано.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

4 радиационные аварии, о которых в СССР помалкивали — десятилетиями

6 невероятных и глуповатых идей, которые принесли своим создателям кучу денег

10 обычных вещей для Израиля, которые удивляют других. Часть 2

Идеалы мужской красоты на Руси: сегодня они кажутся довольно сомнительными…

Самые дорогие компании мира в 2023 году: топ-10 финансовых тяжеловесов