Приказ Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года. В нём говорится: «...мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу. Отдельные генералы подали плохой пример нашим войскам...
Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам».
Так ли это было?
* * *
Из материалов предъявленного обвинения следует, что 4 августа 1941 года бывший командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов Владимир Яковлевич сдался в плен неприятелю.
В этот день во время боевых действий частей 28-й армии на Западном фронте в районе Рославля к командному пункту Качалова под деревней Старинкой были доставлены две листовки, сброшенные с неприятельского самолёта.
Качалов прочитал вслух содержание листовок, из которых одна служила пропуском к неприятелю, и спросил бывших с ним командиров, кому нужна листовка.
Все ответили молчанием, приняв вопрос Качалова за неуместную шутку. Тогда Качалов, сложив листовку вчетверо и положив её в карман гимнастёрки, сказал: «Авось мне пригодится».
После этого он, оставаясь около часа на командном пункте и видя беспорядочный отход некоторых частей армии из д. Старинки, никаких мер к наведению порядка не принял. Затем на глазах у окружавших его военнослужащих Качалов сел в танк и направился в д. Старинку, занятую неприятелем...
На основании изложенного генерал-лейтенант Качалов Владимир Яковлевич, бывший командующий 28-й армией, 1890 года рождения, происходящий из граждан с. Городище одноимённого района Сталинградской области, бывший член ВКП (б), награждённый 2 орденами Красного Знамени и медалью «XX лет РККА», депутат Верховного Совета РСФСР, бывший офицер царской армии, женат, несудимый, обвиняется в том, что 4 августа 1941 года в боевой обстановке на Западном фронте, в районе Рославля, под д. Старинкой, изменил Родине, перешёл на сторону врага. На основании действовавшего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 27 сентября было принято решение о заочном осуждении В. Я. Качалова.
* * *
Как следует из приговора от 29 сентября 1941 года, бывший командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов Владимир Яковлевич был заочно осуждён к расстрелу.
В основу столь сурового наказания в отношении Качалова В. Я. лёг приказ № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 года, в котором указывалось, что командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов В. Я. проявил трусость, дезертировал и перешёл на сторону немецких фашистских войск.
Произведённым в 1941 году расследованием было установлено, что 4 августа 1941 года немецкие войска в районе деревни Старинка Стодолищенского района Смоленской области, прорвав оборону войск нашей 28-й армии, вклинились между её 122-й и 145-й дивизиями. В конце дня 4 августа Качалов находился со своим штабом в расположении войск 122-й дивизии и готовился к прорыву из окружения, а затем неожиданно на танке уехал в сторону войск противника, и с тех пор никто из военнослужащих штаба армии его больше не видел.
В связи с жалобами родственников Качалова и письмами генералов и офицеров, знавших Качалова и высказывавших сомнение по поводу возможности измены Качалова, было произведено дополнительное расследование, которым установлено, что генерал-лейтенант Качалов в плен фашистским войскам не сдавался, а 4 августа 1941 года, следуя в танке в районе деревни Старинка, где вели бой разрозненные части и подразделения 28-й армии, вместе с экипажем погиб от огня немецкой артиллерии и был похоронен местными жителями в общей могиле.
Это обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей — жителей деревни Старинка Кузьмина Н. В., Мучкина В. К., Андреева А. В., Зайцева Ф. В., а также актом комиссии от 6 ноября 1952 года, производившей перезахоронение останков и приведение в порядок могил.
В обзоре 9-го немецкого армейского корпуса, захваченного нашими войсками, указано:
«К этому моменту пал командующий 28-й армией Качалов со своим штабом, вместе с особо мощной танковой группой пытался прорваться через Старинка, но в конце концов был задержан и не прошёл».
Генералы и офицеры, знавшие Качалова на протяжении многих лет службы в армии и на фронте, характеризуют его положительно.
Дополнительным расследованием установлено, что Качалов в период боя не проявлял растерянности, трусости, а выезд его в сторону противника, вклинившегося в расположение частей 28-й армии, следует полагать, был вызван желанием прорваться к своей 145-й дивизии, отрезанной от штаба армии.
Таким образом, генерал-лейтенант Качалов Владимир Яковлевич, по неполным материалам следствия, не установившего факта сдачи Качалова в плен, в 1941 году был необоснованно заочно осуждён за измену Родине к расстрелу...
* * *
Произведённым в 1952 году дополнительным расследованием установлено, что генерал-лейтенант Качалов в плен противнику не сдавался, а 4 августа 1941 года в районе деревни Старинка Смоленской области во время боя погиб от огня немецкой артиллерии и был похоронен местными жителями в общей могиле.
Это обстоятельство подтверждено показаниями свидетелей — жителей деревни Старинка Мучкина, Зайцева... и других, актом комиссии от 6 ноября 1952 года, производившей перезахоронение останков и приведение в порядок могил, а также трофейным документом 9-го немецкого армейского корпуса, захваченного советскими войсками.
Опрошенные в процессе проверки генералы и офицеры Советской Армии, знавшие Качалова на протяжении многих лет службы в армии и на фронте, характеризуют его, Качалова, положительно.
Таким образом, Качалов в сентябре 1941 года необоснованно был осуждён заочно за измену Родине, и 23 декабря 1953 года приговор был отменён.
Также отменено и определение от 29 сентября 1941 года о привлечении к ответственности членов семьи Качалова.
* * *
АВТОБИОГРАФИЯ
Генерал-лейтенанта КАЧАЛОВА Владимира Яковлевича
Родился я в мае 1890 года в селе Городище Сталинградской обл., родители мои занимались сельским хозяйством, потом переехали в г. Сталинград и в течение 25—30 лет до 1917 года занимались сапожным делом, сначала отец несколько лет работал сапожником по найму, потом работал самостоятельно, один, без наёмного труда, и примерно последние 17—18 лет до революции имел сапожную мастерскую и лавку на базаре, где и продавал изготовленную обувь. В начале 1917 года за неплатежи сапожная мастерская и лавка были ликвидированы кредиторами, и отец снова с 1917 года поселился на хуторе в 10 км от города и стал заниматься сельским хозяйством, каковым и занимался до 1931 года. Отец умер в 1940 году, мать умерла в 1928 году.
Женат, имею сына рождения 1932 года. Жена моя Елена Николаевна Ханчин — дочь врача, который последнее время работал врачом в Казахстане, мать жены — учительница. С ранних лет я помогал отцу в его работе и с 12 лет я пошёл в школу, окончил церковно-приходскую школу, городское училище и в 1910 году окончил Харьковское коммерческое училище. После окончания учения я был призван на военную службу вольноопределяющимся и в 1912 году демобилизован в запас. После военной службы больше года я проработал счетоводом, одновременно готовясь для поступления в высшее учебное заведение.
В августе 1914 года по мобилизации был призван из запаса в армию и в конце 1914 года при Казанском военном округе выдержал испытание на прапорщика запаса и был направлен младшим офицером в 712-ю пехотную дружину, далее в 23-й Сибирский запасной полк и оттуда с маршевой ротой был направлен в действующую армию на румынский фронт в 58-й полк, где я и пробыл до 1918 года февраля месяца в должностях младшего офицера, командира роты, а в период революции на выборных началах заведующим хозяйством полка и последующее время командиром полка. В феврале 1918 года уехал с фронта в Сталинград и в июле 1918 года добровольно вступил в ряды 10-й Красной Армии (Царицынский фронт) во 2-ю сводно-казачью дивизию, помнаштадивом. В сентябре 1918 года назначен командиром группы на Царицынском участке в районе Карповка — Кривец Муза и далее боевого участка Вороновка — Песчанка. В январе 1919 года был назначен начальником штаба 3 бр. 38 сд и в июле начальником штаба отдельной кавалерийской бригады 38 сд, с сентября 1919 года по февраль 1920 года был начальником штаба сводного конного корпуса и 1-го конного корпуса 9-й армии. При развёртывании конного корпуса во 2-ю Конную армию (июль 1920 г.) назначен начальником полевого штаба 2-й Конной армии и в октябре 1920 года назначен командиром кавдивизии этой армии, каковой и командовал до сентября 1922 года. С сентября 1922 года... учился на ВАК в Москве, откуда был направлен на Туркестанский фронт в Восточную Бухару, где командовал 1-й отдельной кавалерийской бригадой и 11-й кавалерийской дивизией до октября 1924 года. После ранения назначен инструктором кавалерии Западного военного округа, в должности, на которой был до 1925 года. С ноября 1925 по январь 1931 года командовал 14-й кавдивизией и с января 1931 по ноябрь 1933 года был командиром-комиссаром 6-й стрелковой дивизии, с ноября 1933 по декабрь 1935 года учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе на особом факультете, после окончания академии до мая 1936 года был в Управлении боевой подготовки КА, с мая 1936 по июль 1937 года был командиром-комиссаром 22 сд и с июля по декабрь включительно 1937 года командовал 9 ск. С января 1938 года по апрель был замкомвойсками Северо-Кавказского военного округа, с апреля 1938 по июнь 1940 года командующий Северо-Кавказским военным округом, с июля 1940 года по настоящее время командующий войсками Архангельского военного округа.
Участвовал в боях против белых:
1. На Царицынском фронте в составе 10-й Красной Армии с июля 1918 по сентябрь 1919 года в должности командира отряда, начальника штаба 3 бригады 38 сд и отдельной кавбригады 38 сд.
2. В составе 9-й армии с сентября 1919 по апрель 1920 года по ликвидации Деникина в должности начштакора конного корпуса.
3. В составе 13-й армии и 2-й Конной армии с июня по ноябрь 1920 года по ликвидации Врангеля в должности начштаба конного корпуса и командира 2-й кавдивизии.
Участвовал в боях по ликвидации бандитизма:
На Украине против Махно, с ноября 1920 по март 1921 года; на Дону по ликвидации банд в районе станиц Каменец, Морозовская, Цимлянская, Чирская, с марта по май 1921 года; на Северном Кавказе, по ликвидации банд в районе Ставрополь — Пятигорск, Моздок, Святой Крест, с мая 1921 по сентябрь 1922 года. Всё время в должности командира 2-й кавдивизии. В Восточной Бухаре по ликвидации басмачества с октября 1923 по ноябрь 1924 года в должности командира 11-й кавдивизии.
Имею 5 ранений: 1. В бою под Варламовской, сентябрь 1918 года. 2. В бою под Вороново, январь 1919 года. 3. Контузия в бою на реке Маныч, май 1919 года. 4. В бою с бандами в районе г. Ставрополь, август 1922 года. 5. В бою с басмачами в Бухаре в районе Миршаде, декабрь 1923 года.
Награждён двумя орденами «Красное Знамя», Юбилейной медалью «XX лет Красной Армии», двумя золотыми именными часами от Наркома обороны.
Член ВКП(б) с июня 1927 года, партбилет № 1013639, принят в члены партии партийной организацией 10-й кавдивизии (ныне 14-я кавдивизия), в кандидаты принимался парторганизацией 2-й кавдивизии (ныне 5-я кавдивизия). Партийных взысканий не имею. В других парторганизациях не состоял. В троцкистской правой национал-шовинистической и прочих контрреволюционных организациях не состоял. Отклонения от генеральной линии партии не имел, ни в каких антипартийных группировках не участвовал.
В белой армии не служил и на территории, занятой белыми, не проживал. За границей не был и из близких родственников за границей никого нет.
Под судом и следствием не был.
Депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва.
Генерал-лейтенант (КАЧАЛОВ)
19.4.41 г.
Материал подготовлен к публикации с помощью сотрудников Военной коллегии Верховного суда СССР (1988)
☆ ☆ ☆