Бомбардировщик для бомбардировщика: история Ту-95Н

374 прочитали

С развитием ядерного оружия к началу 50-х годов перед его обладателями встал острый вопрос о способе доставки "подарков" в случае нового глобального конфликта. Ракет с ядерной б/ч тогда ещё не было, и знакомить противников с достижениями физиков-ядерщиков предполагалось по старинке - бомбами. Военная авиация к тому моменту уже вступила в реактивную эру, но бомбардировщики все ещё оставались дозвуковыми.

С развитием ядерного оружия к началу 50-х годов перед его обладателями встал острый вопрос о способе доставки "подарков" в случае нового глобального конфликта.

И вот в 1954 году конструктор Павел Цыбин предлагает проект невиданного доселе бомбардировщика РС со скоростью полёта 3000 км/ч, дальностью 14 000 км и потолком в 30 000 метров. В довершение всего новый самолёт должен был нести термоядерную бомбу весом в 3 тонны. В Кремле предложение Цыбина оценили и дали ему денег на реализацию проекта.

Когда Цыбин и его ОКБ-256 перешли от слов к делу, выяснилось, что самолёт получается уж слишком тяжёлым и дальность его полёта уменьшается почти вдвое. Однако Павел Владимирович не думал сдаваться и предложил новый вариант своего бомбардировщика, который теперь должен был стартовать в воздухе с самолёта-носителя. Платформой для воздушного старта Цыбин выбрал Ту-95, недавно поступивший на вооружение ВВС СССР.

С развитием ядерного оружия к началу 50-х годов перед его обладателями встал острый вопрос о способе доставки "подарков" в случае нового глобального конфликта.-3

Замысел конструктора был таким: Ту-95 поднимается в воздух, неся РС на внешней подвеске, пролетает около 4000 километров и отцепляет своего "подопечного". Бомбардировщик после отцепления включает пару ракетных ускорителей, забирается на нужную высоту, где ускорители сбрасываются, а полёт продолжается с помощью двух прямоточных двигателей РД-013 (на момент проектирования самолёта этих двигателей не существовало). Потом за 50 километров от цели самолёт сбрасывает планирующую термоядерную бомбу и возвращается на аэродром. Первоначально планировалось, что бомба будет находиться в хвостовой части самолёта, по сути продолжая его фюзеляж, но потом от столь новаторского решения отказались и решили по поместить боеприпас под "брюхом".

С развитием ядерного оружия к началу 50-х годов перед его обладателями встал острый вопрос о способе доставки "подарков" в случае нового глобального конфликта.-4

Однако нельзя было просто так взять и подвесить РС под фюзеляж Ту-95 - для этого в конструкцию туполевской машины потребовалось вносить серьёзные изменения. В частности, самолёт-носитель нужно было оснастить переходным люком (экипаж РС весь полёт должен был находиться на борту Ту-95 и перебирался в свой бомбардировщик непосредственно перед его стартом), смонтировать подвеску для бомбардировщика и системы его энергоснабжения.

Работы по переделке в модификацию Ту-95Н серийного бомбардировщика с номером 101 стартовали в 1957 году. Заводской этап работ закончили в 1958 году и тогда же Ту-95Н перелетел в ЛИИ имени Громова для монтажа подвесной системы и других специальных агрегатов. Однако вместо продолжения работ программу спешно закрыли, а самолёт через несколько лет передали в музей ВВС в Монино.

С развитием ядерного оружия к началу 50-х годов перед его обладателями встал острый вопрос о способе доставки "подарков" в случае нового глобального конфликта.-5

Причина столь внезапного закрытия проекта была проста - в 1957 году СССР благополучно испытал первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. После этого советское руководство поняло, что отправлять ядерные заряды в колыбель демократии с помощью ракет будет куда проще и главное дешевле, чем с помощью странных бомбардировщиков.

Что касается Цыбина, то упорный конструктор после прекращения работ над РС пересмотрел концепцию своего детища и превратил его в высотный самолёт-разведчик, стартующий с земли без помощи Ту-95. Но и этот самолёт конструктора в серию не пошёл - всего было построены 4 разведчика, которые распили сразу после закрытия проекта.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

Судьба самолёта: история "хрущёвского" Ту-114

Советский "Чинук": история единственного сохранившегося вертолёта Як-24

Судьба самолёта: история Як-141, упавшего на палубу авианосца

Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт