Доводилось слышать занятные байки про «фирменный» звук Блэкмора в Deep Purple. Дескать, вот оно, господа, это настоящий Marshall Plexi Super Lead. Это вот неповторимый узнаваемый саунд легендарного усилителя эпохи, понимаете ли... Говорим Marshall, подразумеваем Ritchie Blackmore. Слушаем Blackmore - слышим Marshall. На самом деле это местами смешно, местами просто не так однозначно. Попробуем внести свою лепту.
Так вот, инсайдеры неоднократно доносили, что в студии с 1966 по 1973 годы Блэкмор использовал исключительно VOX AC30. Это он звучит на всех классических альбомах. Что же насчет концертного звука? Самая интересная версия звучит так. Если на видео грандиозного Concerto for Group and Orchestra 1969-го мы все ещё отчетливо видим AC30, то в 1970 году Ричи уже попробует перейти на Marshall для концертной работы и даже посещает легендарную фабрику в Блетчли (Bletchley), где предлагает собрать ему очень громкий Super Lead, который звучал бы как VOX. Ничего себе задача: «Сделайте мне звук, как у вашего конкурента». Наверное, было немного обидно.
Вроде бы, в действительности авантюра закончилась тем, что для выступлений он заполучил характерный ящик от Плекси с надписью Marshall, внутри которого скрывался почти что оригинальный AC30. Это круче выглядело, было прочнее и удобнее в транспортировке, а ещё позволяло использовать с головой кабинеты Marshall 412 вместо комбоусилителя VOX 212, в котором быстро вылетали любые штатные динамики того времени, не справляясь с мощностью раскачанного оконечника AC30. Однако, сам Блэкмор несколько раз в разных интервью давал понять, что работа над модификацией схемы именно Marshall таки велась, и он даже успел свести с ума некоторое количество сотрудников фабрики, ежедневно по нескольку часов рыча и сотрясая окружающее пространство предельно нагруженным оконечником усилителя после очередной модификации. Пробовали разное: более мощные трансформаторы, разные конфигурации ламп выходного каскада. Менялись пороги перехода от чистого звука в стадию перегруза и последующей компрессии, что-то там происходило с четными гармониками. Но что именно в итоге получил на руки глубокоуважаемый Ричи, так и осталось сокрыто пеленой домыслов.
Так или иначе, следа, подобного участию Эрика Клэптона или Пита Таунсенда из The Who в эволюции усилителей компании, начиная с Marshall JTM45 и далее, к более продвинутым моделям 60-70х годов ХХ века, Блэкмор, кажется, не оставил. Почти то же можно сказать и его вкладе в раскрутку брэнда. В смысле - и да, и нет. Ведь логотип Marshall к тому времени красовался на сцене уже повсеместно. Взять хотя бы Хендрикса или Пейджа. Не будем забывать, что популярность Deep Purple в США - на главной маркетинговой площадке всего, что связано с шоу-бизнесом, - не шла ни в какое сравнение с Led Zeppelin. А на пластинках звук Ричи лучшего периода Deep Purple, так полюбившийся миллионам поклонников, напомним, происходил из недр VOX. Хотя, стеки Marshall в студиях группой тоже использовались. Только играл в них, преимущественно, Джон Лорд, выводящий звук с перегруженного электрооргана Хаммонд (Hammond).
Но в любом случае, начиная с 1972 года, при живых выступлениях и даже в студии - Ричи стал подключаться уже в настоящий Marshall, но с оригинальным финтом: через магнитофон Aiwa или ламповый рекордер Akai M8, выполняющие роль стационарной грелки. Это дало ему искомый звук а-ля VOX при технических параметрах усилителей Marshall. Более того, он до сих пор это часто делает, включаясь в уже ENGL своего имени.
А что же с динамиками? Громогласного усилителя недостаточно. Хендрикс, к примеру, сетовал на относительно низкую мощность гитарных динамиков Celestion G12M-20 и G12M-25, которые у него элементарно не выдерживали концертной нагрузки и быстро приходили в негодность. Поэтому переход на спикеры G12H-30 (55/75 Hz) Greenback - c более тяжелым магнитом и соответственно подобранными комплектующими - воспринял как благодать, ведь это суммарно давало ему по 20 ватт дополнительной мощности в кабинетах 4 по 12". По сути, в стеках Marshall Ричи использовал то же самое, а в AC30 - комбинации «Бульдогов» с различными «Гринбэками» или однотипные пары динамиков.
__________________________________________________________________________________________
Новый производитель Guitar Speakers Impulse Response. Звук, готовый к концертной площадке. Проект SHAKESPIR. По ссылке доступна закачка бесплатного пакета демо и мануал. https://boosty.to/shakespir