Так припечатали меня однажды под статьёй об одном из любимых городов России. Едко, резко: мол, туристом по Баумана походят всякие, а потом статейки пишут, в любви к Казани объясняются. А знают ли, что любят?!
Такие люди приходят под любой добрый материал о наших городах и не только. О чём ни напиши, ниспровергатель тут как тут. Но в тот раз шаблона не случилось, и вслед за упрёком последовала конкретика: пойдите туда, посмотрите здесь, загляните ещё сюда… Я сохранила тот комментарий и этим летом отправилась по одному из адресов.
Казань. Улица Волкова
"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей". (с)
Кстати, знаете, кому эти строчки принадлежат? Не подсматривая в интернет, вспомните?
Ну, а я пока неторопливо пройду по улице Волкова. Не буду гидом, не стану описывать каждый дом в жанре экскурсии. Просто будем идти, пока не придём к тому, о котором про "гвозди". Нечаянно придём, незапланированно, ничего о нём заранее не слыша и не зная.
Айда, пошли! Мы же в Казани))
Когда-то, не так уж и давно, здесь ходил трамвай, и местные казанцы при любом упоминании этого района горестно о трамвае вздохнут: "Убрали. Им не нужен. Лишили улицу её истории, а нас — удобного дешёвого маршрута. С 1899 года трамвай №2 по нашей улице ходил.
Из трамвайной истории
После открытия линии на этом трамвае перевозили золото с речного вокзала Казани в банк.
А улица и вправду — как из прошлых веков в 21-й целиком попала. Старая Казань. Та самая, в незнании которой меня упрекали. Самый центр, всего несколько минут пешком до модной Петербургской улицы — и такое очарование.
То есть, так до́лжно о ней писать. Так пишут блогеры, так пишут казанские журналисты: благостно, ностальгически. В жизни иначе. В жизни — честно. В жизни одним повезло, другие в ожидании, третьих и следа не осталось. Снесли как ветхое жильё и построили ЖК, ЖК, ЖК...
Этим повезло. Ими занялись участники фестиваля "Том Сойер Фест". Это когда волонтёры и спонсоры восстанавливают здания, не имеющие особого охранного статуса. Люди, которые любят свой город не на словах, а по-настоящему. Которых часто критикуют, но после которых становится вот так.
На Волкова благодаря этому движению ожили 9 деревянных домов.
Я дописала до этого места, стала уточнять фактологию тех из них, какие хотела вам показать, и вдруг сломалось всё, что задумывала. Главный герой будущих строк оказался не совсем тем человеком, каким увиделся нам при встрече во дворе одного из этих домов. Но, давайте, я всё же попробую хотя бы дойти до него, как планировала. Хотя трудно. Такого мои статьи со мной ещё не делали!))
Смотрите, какая красота!
Этот дом попал не в один путеводитель, вот только еще недавно он выглядел совершенно заброшенным и разваливающимся на кусочки.
Печали пока тоже хватает...
А какие контрасты. Говорят, вот там за зеленью и над одиноким частным домиком в прежние годы жила вся партийная верхушка. Как сейчас, не знаю, но раньше район был более чем престижным.
По другую сторону улицы сквозь летнюю зелень виднеется и вовсе историческое место Казани — бывшая Шамовская больница. Построена она в 1910 году на деньги старообрядца, купца первой гильдии хлебопромышленника Якова Шамова.
Рассказ о ней сюда не вместится никак, да и подобраться близко в этот раз мы не успели. Но в попытке это сделать, не уходя с улицы Волкова, попали сюда.
Фото выше – с заднего двора ещё одного "томсойеровского" дома — Волкова, 14. Дом Пёльцама.
Просто были открыты ворота, и мы вошли. Просто сунули нос за входную дверь, постеснявшись подняться и побеспокоить хозяев. Хотя были они или нет, мы ещё не знали.
А когда, никем не остановленные, уже смотрели на Шамовскую больницу (сегодня это отель с номерами от 10 до 80 тысяч рублей в сутки, благотворитель Шамов переворачивается в гробу), из калитки огорода к нам вышел он. Хозяин квартиры 130-летнего дома с очень даже интересной историей. Сегодня я знаю имя — Марат Зиятдинович Бигашев. Тогда узнала только возраст: за 80. Узнала возраст и прочувствовала боевой дух.
Да-да, вот мы и дошли до "гвоздей из людей".
Его борьба началась в 1996-м, когда дом XIX века решено было снести вместе с десятками других. Ветхое жильё, пережиток прошлого, гиря на ногах прекрасного светлого будущего Казани.
1891 год постройки. Дом зоолога-самоучки Эммануила Даниловича Пёльцама. Занимался наукой в Казанском и Томском университетах. Был известен и за рубежом. Таксидермист (тогда — чучельник). Несколько открытых им рыб и птиц названо его именем.
В годы НЭПа квартиры в доме получили сотрудники Татарской конторы Сельхозбанка. Одним из них был отец нашего собеседника Зиятдин Бигашев, другим — Пётр Антипов, прадед ещё одного человека, спасшего дом — Алексея Прокопчика.
Семья Прокопчиков в советское время брала на передержку из Казанского зоопарка юных льва, леопарда и двух пум. Такой вот любопытный штрих к "зооистории" дома.
Но всё это и кое-что ещё удивительное я узнала вот только сейчас, а в тот день мы слушали долгий эмоциональный рассказ пожилого человека, нежданно получившего благодарных слушателей. Про то, сколько прошёл судов о выселении, про владение хорошей квартирой в современном доме, но нежелание в ней жить. Про то, как если нельзя отгрызть дом, то отгрызали землю. Про обнаруженные во дворе остатки конюшен XIX века. Про то, как и кто превращал историческую Шамовскую больницу в дорогущий отель. Про своих кошек…
Я спросила, неужели он один здесь? Ответил, что из четверых владельцев двоих сманили новым жильём, а там, куда мы заглядывали, живут. И быстро-быстро увёл разговор в сторону ещё на немалое время.
И вот теперь, узнав всё о втором хозяине, мне бы рассердиться на старика, на его явное ревностное желание быть главным героем спасённого от сноса дома. На то, что проводил из ворот, так и не сказав, что вторая жилая квартира — целый музей, созданный молодыми хозяевами. Что в ней есть даже комната для гостей Казани. Что в квартире той экскурсии и музыкальные вечера в стиле прошлых времён немолодого, но такого замечательного дома, которому бесконечно повезло с хозяевами. Но я не могу сердиться. Если мы скрасили человеку день, если стали гостями именно его, а не музея, как обычно все остальные, если порадовали беседой, не соблазнившись модным у туристов местом, значит, так тому и быть. Куда привела дорога, туда и должна была привести.
Уходили с Волкова тихими, никуда не торопившимися. Точкой стал неожиданный зелёный угол с "нерасшифрованным" граффити. Или точкой с запятой, потому что такая Казань мне полюбилась не меньше парадной, а похожих улочек в этом уголке города совсем не одна. Вернусь обязательно!
Что скажете, друзья-читатели? Как вам старая Казань? Заслуживает лайка, правда же?