В этой статье разберем, каким образом можно организовать и провести обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. Ведь только правильное применение СИЗ может оградить от опасных, вредных и неблагоприятных факторов работника. И как вы его этому обучите, так их и будет применять работник.
В статье будем разбираться кому нужно проходить обучение по СИЗ, а кому не требуется, какие документы подготовить, как на практике провести обучение по использованию (применению) СИЗ.
С момента выхода Постановления № 2464 этот вид обучения стал обязательной процедурой, которую нужно внедрить в организации, при условии, что есть такие категории работников, кому такое обучение требуется.
Кому требуется обучение по использованию (применению) СИЗ, а кому достаточно инструктажа
Давайте будем разбираться подробно.
Все работники, которые получают СИЗ, должны уметь правильно их применять, и чтобы СИЗ действительно работника защищали от воздействия вредных и опасных производственных факторов (ОВПФ), работодатель обязан научить работника правильно это делать (ст.214 и 215 ТК РФ).
Об этом нам напрямую и говорит п.38 Правил Постановления № 2464, в котором указано, что обучению по использованию СИЗ подлежат работники, применяющие их и применение требует практических навыков. То есть, по сути, если вашему работнику по нормам СИЗ положен противогаз, то он его должен уметь применять. А как его применять, ему должны рассказать и показать на практике. Это первая категория работников.
Есть категории работников, которым таких СИЗ не положено, а в нормах есть, например, очки. Работнику понятно, конечно же, куда их надевать, об этом рассказывать не требуется. Но как проверить их работоспособность и исправность, нужно ему показать и рассказать.
В этом тоже будет заключаться обучение, но проведенное уже в форме инструктажа, а не отдельного обучения. Это вторая категория для обучения.
А вот решить, каким СИЗ вы будете обучать по отдельной программе, а каким только в ходе проведения инструктажа, законодатель разрешил работодателю определиться самому. Об этом поговорим далее.
Инструктаж или обучение по использованию СИЗ
Итак, средства индивидуальной защиты делятся на две группы:
- Средства защиты, применяя которые работники должны иметь практические навыки в зависимости от степени риска причинения вреда человеку.
- Средства защиты, применяя которые работникам не требуется наличие практических навыков.
Как же понять, в каких случаях достаточно инструктажа, а в каких необходимо обучение?
Уточнение в Правилах отсутствует, Минтруд четких разъяснений не дает.
Есть разъяснение от 6 мая 2022 г. № 15-2/ООГ-1049, в котором сказано, что работодатель утверждает перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков, в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, которая определяется по результатам оценки профессиональных рисков и входит в компетенцию работодателя.
То есть, утвержденного перечня СИЗ, применение которых требует практических навыков, не существует и работодатель самостоятельно определяет их перечень на основании результатов оценки профессиональных рисков (ОПР).
В таком случае, чтобы был какой-никакой ориентир, предлагаю отталкиваться от информации, содержащейся в п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” (ТР ТС 019/2011). В нём СИЗ по степени риска причинения вреда пользователю разделены на два класса, и заглянув туда, можно определиться с перечнем и обучением.
Это примерный ориентир для того, чтобы сформировать перечень СИЗов. Из этого перечня можно исключить, то, чему считаете не нужным обучать практически. Например, работник и так знает, как надеть одежду от пониженных температур, хотя она относится ко 2 классу или ботинки от проколов и порезов, которые тоже имеют 2 класс.
А вот с противогазом, страховочной привязью, костюмом для защиты от отравляющих веществ, биологических средств и радиоактивной пыли дело обстоит иначе. Здесь потребуется отдельное обучение практическому использованию. Если работник недостаточно проверит их работоспособность или наденет неправильно, они не защитят его при аварийной ситуации.
В идеале нужно, чтобы руководитель структурного подразделения и специалист по охране труда совместно провели анализ используемых СИЗ и коллегиально решили, каким же СИЗ они будут обучать.
Используйте для распределения обучения и инструктажей нормы выдачи средств защиты, утвержденные в вашей организации.
И после того, как вы определили перечень СИЗ, применение которых требуют практических навыков, не стоит забывать об остальных средства индивидуальной защиты. О них работник также должен иметь представление.
>>> Если вам потребуется профессиональная помощь по охране труда любой сложности, обращайтесь.
Во время инструктажа необходимо ему напомнить, в каком случае надеть очки, в каком щиток, чем отличаются перчатки с полимерным покрытием от перчаток из полимерных материалов, и в каком случае какие СИЗ нужно применять.
При необходимости, работодатель может включить и перчатки в программу обучения использования СИЗ, если посчитает это нужным для своих работников.
Периодичность обучения по использованию (применению) СИЗ
В п.41 Правил установлена периодичность обучения не реже 1 раза в три года. Это для тех, кто работает в организации.
А вот для вновь принятых или переведенных на другую работу — не позднее 60 календарных дней с момента подписания трудового договора. И допускать к работе запрещается без данного обучения, поэтому, чем быстрее обучите, тем быстрее работник приступит к обязанностям.
Для вновь принятого сотрудника получается некая цепочка:
- вводный инструктаж (СОТ рассказывает, какие СИЗ ему положены);
- первичный инструктаж (руководитель структурного объясняет и показывает какие СИЗ есть на рабочем месте и как их применить, как проверить работоспособность, проводит тренировку по применению);
- обучение СИЗ (если оно требуется);
- стажировка (здесь можно закрепить полученные знания на практике еще раз).
Какие потребуются документы для обучения по использованию СИЗ
Как и в случае с другими обучениями по использованию (применению) средств индивидуальной защиты примерно та же схема:
- Приказ о создании комиссии.
- Инструкция о применении СИЗ.
- Программа обучения.
- Протокол проверки знаний.
- Внесение процедуры в положение о СУОТ.
В приказ мы прописываем ответственных лиц за обучение и за проверку знаний. Это могут быть одни и те же работники организации, назначенные в качестве ответственных. Они отвечают за обучение, это, как правило, руководители структурных подразделений, и при этом могут входить в состав комиссии по проверке знаний, подписывать протокол. Рекомендуется назначать столько членов, чтобы при отсутствии одного из них, его заменил кто-то еще.
Далее неплохо бы разработать инструкцию, где с подробностями изложена информация по каждому СИЗ: как применять, как хранить, как осмотреть и т.д. Инструкцию сделать наглядной с картинками, чтобы работник визуально быстро запомнил информацию.
Теперь о программе. Если внимательно прочитать п. 40 Правил, то он предполагает обучение и разработку программы в двух вариантах по следующим схемам:
- В рамках обучения требованиям охраны труда — программа по обучению СИЗ включается в программу обучения требованиям охраны труда.
- В рамках самостоятельного (отдельного) процесса подготовки — разрабатывается отдельная программа по СИЗ.
В первом случае вопросы использования средств индивидуальной защиты включают в программы обучения требованиям охраны труда, не нужно будет разрабатывать отдельные программы, составлять отдельные протоколы проверки знаний.
Во втором случае требуется составить отдельную программу обучения, отдельные вопросы для экзамена, составить отдельный протокол.
Не забудьте, что для легитимности комиссии их члены должны пройти обучение по использованию СИЗ в обучающей организации.
Вот пример включения информацию по применению СИЗ работниками в программу первичного (повторного) инструктажа.
Примерный перечень тем для формирования программы обучения применения (использования) средств индивидуальной защиты Правилами к Постановлению № 2464 не установлен, поэтому предлагаю следующий вариант:
- Нормативная база для обеспечения, использования и применения средств защиты.
- Классификация СИЗ по виду назначения. Основные принципы подбора и применения средств защиты.
- Методы ношения специальной одежды и специальной обуви.
- Тренировки по использованию средств защиты на рабочем месте.
- Действия работника при обнаружении неисправности СИЗ.
Продолжительность обучения по данной программе в Правилах не установлена.
Не забываем, что есть требование п. 41 Правил в части наличия в программе практических занятий по формированию умений и навыков применения и использования СИЗ в объеме не менее 50% общего количества учебных часов должно быть учтено.
Кого обучать в учебном центре по использованию (применению) СИЗ
Подлежат обучению по использованию (применению) СИЗ в учебном центре следующие категории работников (п.40 Правил):
- председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований ОТ по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты;
- лица, которые проводят обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- специалисты в области охраны труда;
- члены комитетов (комиссий) по ОТ;
- лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда
Не забываем также, что СОТ должен пройти тестирование в ЕИСОТ.
Специалист, входящий в состав комиссии по проверке знаний, также может являться лицом, проводящим обучение по использованию (применению) СИЗ.
Для экономии финансовых средств специалист в области охраны труда может входить в состав комиссии и являться лицом, проводящим обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. Либо иной другой специалист по такой же аналогии.
В этой статье я попыталась кратко изложить один из разделов Правил.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что обучение по использованию (применению) СИЗ не зря внедрено законодателем в новые Правила.
Да, это лишняя бумажная волокита, расходование финансовых средств работодателя, затрат человеческих ресурсов, но в конечном итоге мы имеем в этом и положительный момент.
А заключается он опять же в сохранении жизни и здоровья работника. Ведь только подготовленный работник сможет сохранить жизнь и здоровье не только себе, но и коллеге.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк, ведь чем их больше, тем выше у меня мотивация писать для вас полезный материал.
С уважением, практикующий эксперт по охране труда, Воронцова Екатерина