Если быть до конца принципиальным, были они морскими лётчиками, но американцы упорно называют их моряками. Были морские лётчики и в составе других лунных экипажей, но только "Аполлон-12" оказался укомплектован ими полностью. И даже погибший в процессе подготовки к полёту майор Клифтон Кертис Уильямс-младший, пилот лунного модуля первоначального состава экипажа, был лётчиком морской пехоты.
Его заменил Алан Л. Бин, попавший в экипаж, если можно так выразиться, по знакомству. Дело в том, что когда он после службы в боевых частях поступил в школу лётчиков-испытателей, его преподавателем был Чарльз Питер «Пит» Конрад-младший. Зная Бина, как отличного специалиста, он, будучи командиром миссии "Аполлон-12", попросил руководство назначить его в свой экипаж.
Третий, пилот командного модуля Ричард Фрэнсис «Дик» Гордон-младший, также был лётчиком-испытателем ВМФ и до этого уже слетал в космос в качестве пилота "Джемини-11", а командиром был этот же Конрад. Короче, все знали друг друга не понаслышке. Вот они на снимке:
Поэтому в качестве эмблемы полёта был избран клипер под всеми парусами, приближающийся к Луне:
Четыре звезды символизируют членов экипажа, в том числе и погибшего Уильямса - это было сделано по предложению Бина. Командный модуль был назван Yankee Clipper, а посадочный - Intrepid («Неустрашимый»), скорее всего в честь известного авианосца.
Полёт должен был начаться 14 ноября 1969 года. За два дня до этого обнаружили течь в баке для жидкого водорода и заканнибалили проходивший подготовку "Аполлон-13", сняв эту конструкцию с него.
Я не специалист в небесной механике, но в курсе, что старты к другим планетом должны происходить в точно рассчитанные моменты, упустив который, полёт придётся отложить, иногда надолго. Поэтому, видимо, "Аполлон-12" взлетал, невзирая на неблагоприятную погоду, и на 37-й и 53-й секундах полёта получил удары молний. После первой прекратилась передача телеметрии о состоянии астронавтов и произошло аварийное отключение топливных элементов корабля, после второй - гироскопы системы наведения и навигации корабля перестали корректировать полёт.
Как говорится: "Хьюстон, у нас проблемы!" Однако они были решены быстро - Бин смог вручную сделать необходимые переключения по командам с ЦУПа, а гироскопы позже настроили, ориентируясь на звёзды. Так что, несмотря на то, что это был один из самых удачных полётов, были проблемы и с ним.
Помимо исследований лунной поверхности, перед экипажем стояла задача посетить прилунившийся ранее космический аппарат "Сюрвейер-3", демонтировать с него некоторые детали и доставить их на землю.
Насколько самостоятельны астронавты в своих поступках? Например, существует устойчивое мнение, что фразу Армстронга «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» при первом выходе на поверхность Луны ему поручили сказать в НАСА.
Конрад забился на 500 баков с итальянской журналисткой Орианой Фаллачи, что скажет нечто, чего от него не ожидают, и действительно, спрыгнув с трапа на поверхность, воскликнул: Whoopee! Man, that may have been a small one for Neil, but that’s a long one for me! «Упс! Чувак, возможно, для Нила он был маленький, но для меня — большой», намекая на свой небольшой по сравнению с Армстронгом рост. Хотя приверженцы конспирологии могут сказать, что и это было заранее срежиссировано.
Кроме того, они договорились с Бином, что сделают непредусмотренный программой совместный снимок рядом с "Сюрвейером-3", чтобы удивить учёных, а для этого тайком прихватили с собой специальный таймер для автоспуска фотокамеры. К сожалению, найти его в ворохе вещей в сумке не удалось, так что и снимок такой не был сделан, а Бин запечатлён Конрадом рядом с аппаратом в одиночестве:
Наиболее удивительна для меня точность прилунения, от "Интрепида" до "Сюрвейера-3" было всего около 200 метров. Астронавты удалялись от своего модуля и на большее расстояние, дорожки их следов, отмеченные белыми стрелками, были позднее сняты с орбитального спутника:
Неудачей закончилась и попытка провести репортаж цветной телекамерой с поверхности Луны. Она отказалась что-либо показывать, хотя звук исправно передавался. И даже удар по ней молотком, по нашему старинному способу устранения неполадок, ничего не дал. Камеру было решено привезти обратно на Землю для изучения неисправности, а для этого пришлось выбросить несколько килограммов собранных образцов грунта.
Кроме того, забрали с собой несколько деталей "Сюрвейра-3", телекамеру
Пробозаборник
и ещё кое-что по мелочи. Как бы там ни было, 13 кг грунта всё-таки привезли.
На поверхности Луны были оставлены научные приборы для передачи данных на Землю, а также Бин оставил пару значков, принадлежавших Уильямсу, которому было не суждено попасть на Луну лично.
Алан Бин держит специальный контейнер для проб окружающей среды, в котором хранится почва, собранная во время второго лунного выхода. Командир Чарльз «Пит» Конрад только что положил в контейнер лопаткой образец почвы. Снимок был сделан в окрестностях кратера Шарп. Конрад сделал фотографию, и его можно увидеть в отражении в светофильтре Бина.
Всего они провели на Луне 31 час 31 минуты 04 секунды. Всё это время Гордон находился на орбите в командном модуле
При посадке также не обошлось без приключений - модуль первоначально приводнился днищем вверх, и при переворачивании Бину сорвавшейся кинокамерой рассекло бровь, позже пришлось накладывать швы
Тогда ещё сильно опасались занести какие-нибудь зловредные микробы на Землю и астронавты провели 21 день в специальном герметичном модуле:
Позже, кстати, на возвращённых с Луны деталях "Сюрвейера-3" были обнаружены микроорганизмы, обитающие в носоглотке человека, что как бы подтверждало, что они способны выжить в условиях открытого космоса по крайней мере в течение трёх лет. Правда, есть сомнения, не занесли ли их во время исследований - чихнул кто-нибудь не во-время например :)
С полётом связана ещё одна история. Эд Коул, президент General Motors, вместе с Джимом Ратманном «Шевроле» из Мельбурна, штат Флорида, предложили астронавтам специальный план «Шевроле», по которому они могли пользоваться любым автомобилем «Шевроле» в течение года по цене в 1 доллар, от первого суборбитального полета Алана Шепарда на Меркурии в капсуле "Freedom 7" 5 мая 1961 года до последнего полета Аполлона-17, высадившего астронавтов Юджина Сернана и Харрисона Шмитта на Луну 11 декабря 1972 года.
По истечении года машина подлежала возврату и продавалась с аукциона, а астронавты могли заказать новый автомобиль, любой расцветки. Неудивительно, что многие астронавты выбрали шикарный Corvette. Экипаж "Аполлон-12" договорился между собой о такой раскраске
Чтобы машины различались, была предусмотрена такая деталь:
На борту космического корабля предметы каждого маркировались определённым цветом: у командира красными метками, пилота командного модуля белыми, а пилота посадочного - голубыми. Кроме того, вписывалась должность владельца. Единственный найденный ныне из трёх этих автомобилей принадлежал Бину, поэтому на нём стоит метка LPM - Lunar Module Pilot.
Чарльз Конрад-младший продолжил полеты в качестве командира миссии «Скайлэб-2». Он ушел из НАСА и ВМФ в 1973 году в звании кэптена. Он погиб в аварии на мотоцикле в 1996 году.
Ричард Ф. Гордон-младший больше никогда не летал в космос. Являлся дублёром командира основного экипажа "Аполлон-15". Позже был назначен командовать «Аполлоном-18». К сожалению, этот полёт был отменен из-за сокращения бюджета. Он ушел из НАСА и ВМФ в звании кэптена в 1972 году, скончался в 2017 году.
Алан Л. Бин ещё командовал «Скайлэб-3», прежде чем уйти из ВМФ в 1975 году в звании кэптена и из НАСА в 1981 году. Он стал художником, нарисовав множество работ, вдохновленных "Аполлоном".
Использовал необычную технику, краска наносилась толстым слоем и на ней делались отпечатки подошв лунных ботинок или каких-либо инструментов. Он писал: Некоторые из инструментов, которые я использовал на Луне – это те же самые инструменты, которые я использую для создания своей уникально текстурированной поверхности. При внимательном наблюдении можно увидеть отпечатки лунных сапог, идущих по картине. Эти лунные отпечатки точно такие же, как те, которые мы, астронавты программы «Аполлон», сделали во время наших исследований. Если вы присмотритесь, то увидите следы от того же молотка, которым я откалывал осколки скалы, чтобы вернуть их на Землю. Есть также круглые следы, сделанные заострённым буровым долотом, которое я вонзил на два метра в лунную поверхность, чтобы собрать несколько слоёв грунта. (thealphacentauri. net)
Картин этих десятки, можно посмотреть в интернете.
Бин умер в 2018 году после внезапной болезни.
Вообще, флот сделал большой вклад в освоение космоса. Вот статья об одной странной истории в этой связи:
.......................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: