.
.
.
Недавно узнал, и прочитал о том, что любимый мой пианист с детства Святослав Рихтер был человеком не вполне традиционной ориентации, часто пишут что его брак с оперной певицей Ниной Дорлиак был фиктивным, то есть был лишь ширмой, по меньшей мере, скрывающей равнодушие великого пианиста к женщинам. Оказывается, об этом писали достаточно давно. По воспоминаниям знавших Рихтера друзей, Нина Дорлиак и Святослав Рихтер даже ночевали в разных комнатах, и были друг с другом на Вы. Прочитал и о том, что якобы об ориентации Рихтера знали почти все окружающие Рихтера музыканты . Честно говоря , не смотря на то, что это лишь слухи, и они ходили уже в эпоху СССР, все могло быть…Святослава Рихтера (русского немца по крови) как известно, предала мать, во время, или после войны бежав в Германию , двадцать лет они не общались. Это могло травмировать мальчика, и наверное , могло сказаться и в его отношении к женщинам…. С другой стороны, Святослав Рихтер был настолько отрешенным от всего мирского человеком, (плюс ко всему гениальным музыкантом) , что честно говоря, ориентация его не играла никакой роли ни при его жизни, ни тем более, сейчас, когда осталась лишь музыка в его исполнении , его картины, и его образ. Для меня это прежде всего человек с мужественным, даже суровым лицом, особенно к старости, и немецкой кровью. Марина Влади вспоминала о Рихтере как о человеке с суровым образом и лицом. Он был очень сильным по человечески, излучал мужское начало и в исполнении, и в жизни, и меньше всего походил на человека , или , как сейчас говорят, представителя «нетрадиционной ориентации».
Впрочем , в юности если судить по фотографиям, он был немного иным , с выразительными и тонкими чертами лица , с несколько чувственно сентиментальным рисунком губ, голубыми, лучезарными глазами, и четким, волевым, даже тяжеловатым профилем . Может быть по эффектности отдельных его артистичных поз на тех, или иных фотографиях, можно заподозрить некоторый нарциссизм свойственный людям именно нетрадиционной ориентации в форме некоторого эстетического позерства , хотя и многие люди традиционной ориентации не чужды этой черты , особенно, если они из артистического мира. Люди нетрадиционной ориентации чаще лучше видят себя со стороны, (отсюда их эстетизм), когда как мужчины гетеросексуальной направленности – больше глядят, или воспринимают мир изнутри, или из глубины себя, но именно взгляда со стороны на себя им недостает. Да и стоит ли так делить людей? На самом деле, и гетеросексуальная и гомосексуальная чувственность, по природе одна. С этой точки зрения – нетрадиционная ориентация - род нормы , хотя и нормы альтернативной , кроме тех случаев, когда любовная ориентация человека «политизируется» .
Впрочем, политизация «сексменьшинств» – тема слишком современная.
А если подойти к этому вопросу более религиозно, каждый человек не полон. Мужчина гетеросексуальной ориентации любит в женщине отрезанную от него мудрость которую он и видит в женщине, правда, насколько эта мудрость совпадает с образом пленившей его женщины, (и совпадает ли вообще) более сложный вопрос. Не случайно, в романтической любви женщина является посредница меж мужчиной и Богом ., особенно гениально это ощущение выразил Александр Блок в своем цикле стихов к прекрасной Даме , даже более проникновенно и сильно чем философ Владимир Соловьев. Независимо от того, насколько твоя любовь счастлива или несчастна , открыть и любить женщину это счастье, это как открыть себя. Хотя, наверное, и люди нетрадиционной ориентации что- то открывают иное и свое.
Но всегда ли нужно связывать ориентацию художника и его искусство?
По крайней мере Рихтер как никто их других исполнителей прежде всего чутко понимал саму душу композитора, а не только душу музыки которую он доносил до слушателя. Кажется , он и любил лишь одних композиторов, и умел общаться только с ними, в жизни будучи довольно замкнутым. Хотя, правильнее было бы сказать, что Рихтер прежде всего видел некий космический замысел того или иного произведения. Возможно, Рихтер даже больше ощущал Логос, чем Душу, тайну замысла он доносил больше чем чувства.
Святослав Рихтер прежде всего духовидец и философ в исполнении.
В этом Рихтеру равных нет и не было , не смотря на то, что и у Рихтера как исполнителя были свои вершины и неудачи, (иногда замысел у Рихтера доминировал над чувством, но этой его стороны я коснусь несколько позднее). Может быть, потому Рихтер и женился, что понимал, что его исполнению не достает чувств, или начала женщины. И потому был со своей супругой на Вы. В связи с этим, интересно и то что Рихтер для брака выбрал «иностранку», (фамилии Дорлиак имеет английские и немецкие корни) , наверное тоже для Вы с большой буквы, для вертикали Вы.
У каждого большого пианиста - свои приоритеты.
Даже приведу один пример, в качестве сравнения Рихтера с другим не менее выдающимся исполнителем Гилельсом . Один раз меня поразило , насколько по разному Рихтер и Гилельс исполнили десятую сонату Бетховена. Честно говоря исполнение Гилельса мне ближе, может быть потому, что Гилельс сумел раскрыть все то, что не раскрыл Рихтер а именно радость встречи с женщиной, переходящую в любовную тревогу и печаль. Известно , что Бетховен посвятил десятую сонату баронессе Йозефе фон Браун. В этой сонате великий композитор выразил свою влюбленность, точнее все самое невыразимое все самое глубокое в любви.
Это одна из самых красивых, и лиричных сонат Бетховена.
При этом отметил бы, что из немецкой классики, Рихтеру больше всего удавался именно Бетховен и Бах, помимо Гайдна, которого Рихтер по сути открыл. Менее летучего Гайдна Рихтер любил больше Моцарта, и в этом тоже Рихтера можно понять, (об этом тоже чуть ниже). как и понять его любовь к Бетховену. Наверное Бетховен это земной Бах, (Бах в страсти, любви, в борьбе, в диалектике времени и пространства) а Бах это небесный, отрешенный от мира Бетховен . Бетховен близок к Баху, а Моцарт намного ближе к Скарлатти, которого к сожалению Святослав Рихтер , в отличие от Баха совсем не понимал, и не смог открыть.
Не понимал может быть и потому, что Скарлатти итальянец, а не немец, как Бах .
Рихтер говорил, что сонаты Скарлатти, в отличие от Баха, так, красивые изящные безделушки придворного композитора, который давал уроки музыки принцессам, (что является правдой, Скарлатти и вправду давал уроки музыки принцессам.) Рихтер не ощущал в нем глубины лиризма, как Гилельс. Бах космичен, но он не природен. Скарлатти более природен , но не на пейзажно- картинном уровне, а на уровне свеченья Природы, ее божественнной тайны., раскрывающей тайну души. Этого нет в Бахе, у которого много других достоинств.
Бах более космичен, и наверное духовен. хотя он же и более рационален.
Не раскрыл Рихтер и десятую, «чувственно лиричную» и «влюбленную « сонату Бетховена. Однако , если сравнить как Гилельс и Рихтер исполнят Аппассионату , исполнение Рихтера выигрывает в надмирности и эпичности. . Повторил бы у Рихтера, как и у Гилельса были свои взлеты и неудачи. Тем не менее, для меня Рихтер был и останется великим исполнителем , говоря шире великим художником и философом в истории музыки, каких только знала культура.
Что стоят только одни цитаты Рихтера о музыке. Вот одна из его цитат.
Самые трудные композиторы – это те, которых в данный момент играешь. Но для меня, пожалуй, всего труднее Моцарт и Шопен – из западных, Рахманинов – из русских. Совсем по-особому, чрезвычайно труден Шостакович. Прокофьев – тот гораздо проще, его играть и удобнее, и легче.
А , как удивительно Рихтер понимал Моцарта.
Моцарта нет ни в детстве, ни в юности, ни в старости , говорил Рихтер .Я искал Моцарта, но нигде не нашел, и уже не знаю, где теперь искать. Вот действительно, интересно и глубоко заметил. Скажем, если говорить об инерпретации Марии Гринберг, ее Моцарт в 12 сонате , будто звучит из далекого, счастливого , будто бы Рождественского детства, особенно в части адажио.
Это одно из лучших исполнений Моцарта .
Мария Юдина же «бетховенизировала» Моцарта , героизировала его, слишком утяжеляла, (борясь с Моцартом лирично поверхностным) чего наверное избегал , и боялся делать Рихтер. Как понимал Рихтер и то, что Моцарта нельзя играть как Гайдна, который Рихтеру очень удавался, потому что это совсем другая музыка, другой век.
Век не бури и натиска, а души, тишины, и звонкого средоточенья какого то небесного озарения.
Моцарт Рихтера как ни странно это прозвучит, куда ближе к Баху, и звучит он ни из детства, ни из юности, и не из старости, Моцарт в понимании Рихтера звучит из Вечности. Но не из трансцендентной, не из уморительной Вечности философов, а из Вечности, согретой чем то земным, хотя и далеким. Таков ли Моцарт на самом деле? Какой на самом деле Моцарт, никто до сих пор не знает. Даже проще наверное сказать какой Бах. В этом и загадка его музыки.
У каждого исполнителя свой Моцарт.
Кто масштабнее и лучше как пианист, Святослав Гилельс, или Эмиль Рихтер, старый вопрос. Ради объективности нужно сказать, что и Рихтер велик, но и Гилельс его нисколько не меньше по масштабу. Они просто очень разные пианисты. При этом, разные даже не в противоположном смысле, а в смысле разности понимания исполняемой музыки.
А иногда , два пианиста как бы дополняют друг друга.
Если говорить о Бетховене наиболее эпичном, (как в Аппассионате ) , Рихтер как именно философ выигрывает у Гилельса, но если говорить о таких вещах, как о упомянутой выше десятой сонате Бетховена (более поэтичной, чем философской) Гилельс просто непревзойден., и после него эту же вещь не станешь слушать в исполнении Рихтера, гениально раскрывающего замысел, но не психологию, не настроения, и не нюансы., которых может быть Рихтер не понимал чисто по человечески., по той причине , что этой музыке не откликнулась его жизнь.
Не исполнил бы так Рихтер и пятый концерт Бетховена, его адажио.
У Гилельса очень матовый (матово волшебный) звук , приглушенно-сумрачный внешне, но светлый внутри. Этот звук кстати он взял у Нейгауза. А Рихтер презирал "волшебный звук". Он любил, мощь, любил смысл, любил духовный охват произведения в целом .
Этим Рихтер поражает, но этой же чертой, иногда приедается.
Потому что от игры иногда хочется души, и чувств, а не одного замысла, как бы замысел не был раскрыт Рихтером, надмирно. Как пишут , знавшие Рихтера музыканты и друзья , в конце жизни Рихтер даже впал в депрессию, ему перестала нравиться его собственная игра.
И все таки, и Гилельс и Рихтер великие исполнители без преуменьшения говоря.
Великие, хотя и разные, в том числе и по человечески. Эмилю Гилельсу просияла любовь дважды, в браке с большой, но увы, рано умершей пианисткой Розой Тамаркиной, и композитором Фаризой Хуцистовой , от которой родилась дочь Елена Гилельс, изумительная пианистка, (манерой игры напоминающая отца) к сожалению, после смерти отца покинувшая этот мир . Остались ее чудесные записи, в том числе и с отцом.
Эмиль Гилельс был очень скромным , в отличие от Святослава Рихтера , с его ореолом «гуру» .
И все таки не смотря на человеческую и исполнительскую, разницу оба пианиста великие. Эти исполнители не просто хорошо проникли в Бетховена в Баха, или в Моцарта. Они проникли в самую душу немецкого идеализма, выраженного до философско-понятийного языка - языком музыки, и космической интуиции... В этом и состоит их заслуга.
И заслуга без преуменьшения говоря большая.
Потому, что проникнуть в душу музыкального и философского идеализма немцев, так же может быть сложно - как проникнуть в Рай Господний, не говоря о русских. В наши дни таких глубоких пианистов нет, и дело даже не в таланте, а просто, в той, старой школе исполнения.
К этой школе и принадлежали, Рихтер, Гилельс, Гринберг, и другие славные пианисты.
__________
P. S.
на фото Рихтер в юности