Найти тему
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря-2).

Оглавление

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря-2).

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.С. Гумилёв

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

Этими словами Николая Степановича Гумилева, классика русской поэзии, предлагаю продолжить таинственную и загадочную историю Николаевского мужского монастыря города Петровска, которая своими корнями уходит к середине 17 века… Строительство на р.Медведице в 1698 году крепости Петровск является в этой истории своеобразным «толчком» к её развитию, а начало 20-го века эту историю завершает.

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

Казалось бы, чего проще, если связать появление монастыря в наших краях с церковным расколом в Русской Православной Церкви начавшемся в 1650-х годах, а его закрытие - с обновленческим расколом в Русской Православной Церкви, инициированного Советской властью в 1920-м году…

Теперь можно говорить что угодно, и эти события, в конце концов, тоже имели своё место в истории Николаевского мужского монастыря, и всё же, я думаю, здесь было всё гораздо проще…

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

Ни для кого не секрет, что монастыри и пустыни появились гораздо раньше 17 века, и монашеская жизнь всегда заключалась в стремлении человека к максимально полному служению, посвящению себя Богу.

Вот, приблизительно как представляются монастыри в современной интерпретации:

«Бо́льшая часть Российских монастырей основаны отшельниками, удалившимися от мирских соблазнов на уединение, однако же в пустынях своих святостью прославившимися и привлёкшими к себе многочисленное братство».

Думаю, что эти слова в полной мере подошли бы и к нашему монастырю, а подтверждением этого предположения могут служить сохранившиеся исторические материалы.

Одним из таких документов я бы назвал исторический очерк Н.Е.Кушева подготовленный им к двухсотлетию города Петровска и вышедший в 1898 году.

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

Привожу строки из книги Н.Е.Кушева «Двухсотлетие города Петровска»:

… В монастырской библиотеке Николаевского мужского монастыря хранились редкие старинные книги, по листам которых были следующие надписи:

- «Книга, называемая триодь цветная, отдана по указу благоверной Государыни и Великой княгини Марфы Матвеевны в вечное поминовение по государю царю и великому князю Федору Алексеевичу… в петровскую пустынь 1708 года, 8 февраля».

- В триоди постной была надпись: «по указу великой княгини Марфы Матвеевны дана в вечное поминовение по великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичу всея Руси… в Петровскую пустынь».

- Ещё одна книга в библиотеке имела надпись: «Сия книга, называемая Апостол, города Петровска Николаевской пустыни игумена Палладия Медведева (келейная) куплена за свои деньги в лето 1708 года».

Саратовской , губернш.

http://twerdowskie.ucoz.site›Petrovsk/200-letie_…

Пожалуй, довольно долго мне придется объяснять церковные термины, приведенные выше по тексту, поэтому предлагаю, принять их к сведению, а остановиться лишь на предложенном мной выводе:

- книги с подобными надписями (от царствующей фамилии) могли быть переданы только в «признанные» на то время монастыри (пустыни), вызывающие к себе их доверие и уважение.

Можно ещё напомнить, опять же обращаясь к книге Н.Е.Кушева, что «во время нашествия Пугачева все монахи разбежались в разные стороны; шайка Пугачева уничтожила весь архив и увезла много драгоценностей»… на основании этих строк можно смело предположить о непризнании монахами Емельяна Пугачева.

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

После проведения Екатериной 2 секуляризации монастырских имений в 1764 году, Николаевский монастырь города Петровска становится заштатным…

Р.s. Заштатный монастырь – это своеобразный тип монастыря, который появился в России в XVII веке. Его особенностью является то, что он располагался на земле, выделенной его обитателям государством, а его обитатели - монахи занимались не только духовной практикой, но и земледелием, скотоводством, ремеслами.

Заштатный монастырь: что это такое и какова его...

yacht-sail.ru›chto-znachit/cto-takoe-zastatnyi-…

И всё же (как приводится в очерке Н.Е.Кушева) «между настоятелями были и такие личности, как например игумен Моисей, который был отрешен от должности и послан в Саратовский дом под надзор за распространение им раскольнической секты, так называемой Климовщины, которой он сам держался и привлекал многих из простонародия».

Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).
Современная Базарная площадь города Петровск (бывшая Монастырская площадь).

Из всего вышесказанного можно с уверенностью сделать вывод, что Николаевский мужской монастырь следует считать православным; подчинялся он главе епархии, на территории которой находился; настоятели монастыря назначались епархиальным архиереем с последующим утверждением Синодом.

И ещё… как дополнение я бы привел высказывание М.С.Полубоярова: «монастыри (в данном случае речь идет о Николаевском (мужском) и Покровском (женском) Петровских монастырях), сыграли, по видимому, не последнюю роль в крещении мордвы в 1744-46 годах».

Петровск после Петра - Очерк по истории города...

petrcity.ru›?s=ocherk27

-7

Современная улица Чапаева. Часовня в честь Преподобного Серафима Саровского.

Часовня в честь Преподобного Серафима Саровского на территории Центральной районной больницы г. Петровска. Приписана к Казанскому храму г.Петровска.
Часовня в честь Преподобного Серафима Саровского на территории Центральной районной больницы г. Петровска. Приписана к Казанскому храму г.Петровска.

Часовня освящена 05 ноября 2006 года Епископом Саратовским и Вольским Лонгином

Попечение поручено иерею Алексию ДОЛГОВУ

Из истории:

В 2006 году Администрация и медперсонал Центральной районной больницы г.Петровска обратились в Саратовскою епархию с просьбой о строительстве часовни на территории больницы. Часовня была построена в течение 2006 года трудами главного врача ЦРБ А.В.Скворцова на средства благотворителя С.Н.Орлова.

Часовня в честь Преподобного Серафима Саровского...

eparhia-saratov.ru›Articles/chasovnya-v-chest-…

-9

К сожалению между Часовней в честь Серафима Саровского и Николаевским мужским монастырем нет никакой связи, но следующая история, которой я бы хотел сегодня поделиться так или иначе затрагивает духовную жизнь г.Петровска и, в каком то смысле, даже её объединяет.

Эта страница истории связана с биографией Николая Федоровича Позднего, служившего с 1944 по 1959 годы священником в Казанском храме г.Петровска.

-10

Данный материал был подготовлен членом Межсоборного присутствия, секретарем комиссии по канонизации подвижников благочестия священником Максимом Плякиным под названием: «Иеромонах Нил (Позднев) — молитвенник земли Петровской».

Приснопамятный иеромонах Нил, в миру Николай Федорович Позднев, родился 26 июля 1902 года в селе Мокрое Петровского уезда Саратовской губернии. Во Святом Крещении наречён, вероятно, в честь блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (†1392, память 27 июля). С детства мальчик вместе с родителями, Федором Евдокимовичем и Евдокией Ивановной, посещал Николаевский мужской монастырь в уездном городе Петровске. С 12-летнего возраста он исповедовался у настоятеля монастыря — игумена Серафима. Когда монастырь признал обновленчество, часть его насельников перешла на приходы, не желая вступать в общение с раскольниками. Среди них был и духовный отец Николая Позднева…

В дальнейшем судьба Николая Позднева была связана с Спасо-Преображенской Крестовой (единоверческой) церковью, где в то время служили монахи из закрытых гонителями обителей епархии, хотя имя игумена Серафима (предположительно духовный отец Николая Позднева) будет упоминаться в деле 1935 года по обвинению их обоих в членстве в «антисоветской группе церковников и монашества»…

Священник Максим Плякин

comcan.ru›Иеромонах Нил (Позднев) текст для …

К сожалению, так и не известна духовная жизнь Николая Позднева в период с 1914 по 1928 год, дальнейшая его связь с Петровским мужским монастырем основана лишь на предположениях…

Известно только, что « в 1928 году по благословению духовника Николай переехал в Саратов».

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Город Петровск Саратовская область.
Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Город Петровск Саратовская область.