Определиться с трассировкой и разработать соответствующую документацию обещали еще в 2015 году. Тогда подчеркивалась стратегическая значимость проекта и необходимость его скорейшей реализации. Однако к работам так и не приступили, и тема по-прежнему остается на повестке дня.
Дорога крайне важна
О важности строительства Южного обхода Иркутска неоднократно в 2023-м говорил губернатор региона Игорь Кобзев. По словам чиновника, новая 4-хполосная автомагистраль, которая пройдет в стороне от города, крайне важна для вывода транзитного транспорта с улиц областной столицы — действующая инфраструктура уже не справляется со все возрастающим потоком машин; к тому же это негативно влияет на экологию и в целом лишает комфорта жителей Иркутска. Он признал, что проект капиталоемкий и без помощи федерального центра здесь не обойтись.
Свою позицию по этому поводу Москва обозначила в опубликованном в октябре 2023-го плане реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. В разделе «Автомобильные дороги, пункты пропуска, транспортные коридоры, мосты» упоминается и Южный обход Иркутска, в отношении которого стоит задача — «Проработка вопроса строительства автомобильной дороги...». Причем срок исполнения — 2030 год.
Точка не поставлена
Ранее в местном Минтрансе обещали, что проект будет готов до 2026-го. Правда, как именно пройдет трасса и какова предварительная стоимость ее строительства — неизвестно. В начале текущего года компанией «Мост» (контракт на 3 млн руб. был заключен с ней в 2022 г.) было представлено четыре варианта, которые существенно отличаются друг от друга (см. возможные варианты трассировки). Точка в этом вопросе еще не поставлена.
Поэтому как скоро появится магистраль и сколько еще времени заторы на въезде в Иркутск со стороны Шелехова будут оставаться привычным явлением для областной столицы (например, 8 октября 2023-го протяженность образовавшейся пробки составила 4 км) — сказать сложно.
Стоит отметить, что в 2021 году, когда в очередной раз обещали приступить к проектированию обхода, речь шла о 16-километровой магистрали с тремя мостами и двумя развязками, которая соединила бы поселок Смоленщина (Шелеховский район) с микрорайоном Юбилейный. Работы тогда оценили более чем в 7 млрд руб.
Игорь Меньшиков, руководитель филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» в Иркутске:
«Южный обход — это стратегически важная дорога для региона. Проект разгрузит улицы Иркутска на въездах в крупные микрорайоны Свердловского района города (Первомайский, Университетский, Синюшину Гору), а также выведет за пределы областной столицы транспорт, который движется в сторону г. Шелехова. Предлагаемые четыре варианта Южного обхода Иркутска по сути своей равнозначны. Их отличие состоит только в общем километраже проложенного маршрута».