Каждый год после ЕГЭ в новостных полях то и дело появляются разные истории с трагическими концами.
При этом взрослые искренне недоумевают и задают себе вопрос: как такое возможно, чтоб из-за какого-то экзамена…..
Так-то оно так, но психологи объясняют: чтобы не сойти с ума от того уровня самоорганизации и ответственности, которые нужны 16-летнему человеку для выполнения текущих задач, требуется твердое ощущение психологической безопасности.
А оно есть?
Забегая вперед, скажу, что нет, но обо всем по порядку.
Дело в том, что старшеклассники, которые и без того подвержены страхам, переживаниям и экзистенциальной тревоге, - это одна из самых уязвимых категорий в смысле влияния агрессивной среды.
И у психологов давно зрела идея поговорить с современными выпускниками об их убеждениях (о мире, о себе и о возможностях контролировать события своей жизни).
И вот в прошлом году среди учащихся 11 классов было проведено большое интересное анкетирование.
Вообще, чувство безопасности основано на трех убеждениях:
•Вера в то, что в мире больше добра, чем зла
•Вера в то, что события подчиняются законам справедливости
•Вера в ценность собственного «Я» и свою удачливость.
Эти основы складываются в детстве, однако потом общество бывает способно покорёжить их до неузнаваемости.
И - да, после обработки опросников психологи получили сюрприз, который приятным ну никак не назовешь.
Выпускники продемонстрировали низкие значения по шкалам «Убеждение в благосклонности мира», «Убеждение в ценности собственного Я» и «Убеждение в своей удачливости».
И высокие значения по шкале «Убеждение в случайности происходящих событий».
Если коротко, то желанный индекс безопасности оказался сильно ниже ожидаемого.
То есть 11-классники считают, что мир по отношению к ним неблагожелателен (враждебен), что лично они не имеют никакой особой ценности и что им в жизни не везет.
Другими словами, имеется тенденция к формированию негативной картины мира и негативной картины Я.
А чем опасна такая тенденция? Тем, что, ощущая враждебность окружающего мира и будучи убежденными в том, что они ничего собой не представляют, подростки не склонны чувствовать себя в безопасности.
А без этого невозможно нормально учиться и развиваться.
И обнаружился еще один феномен.
Оказалось, что школьники демонстрировали «убеждение в контролируемости мира» и «убеждение в случайности всего происходящего» одновременно.
То есть вроде бы и можно управлять событиями своей жизни, а вроде бы и смысла трепыхаться нет.
Психологи задумались о том, чем могла быть вызвана такая деформация базисных убеждений. Пришли к выводу, что это следствие психоэмоционального давления со стороны учителей и родителей в процессе подготовки к экзамену.
Человек, даже если это маленький школьник, будет смелее ставить цели и направлять свои усилия на их достижение, если есть ощущение, что при его начинаниях окружающий мир будет к нему благосклонен.
А сегодняшняя жизнь, как бы это выразиться помягче, не оставляет шансов для такой немыслимой роскоши.
В идеале школа и семья должны удовлетворять потребности ребенка в безопасности. Именно это чувство является условием для личностного развития.
В идеале..
И еще немного: