Найти тему

Солнце вращается вокруг Земли, а апологеты - это орешки. О школьниках и их ресурсах.

 Каждый год после ЕГЭ в новостных полях то и дело появляются разные истории с трагическими концами.

При этом взрослые искренне недоумевают и задают себе вопрос: как такое возможно, чтоб из-за какого-то экзамена…..

 Так-то оно так, но психологи объясняют: чтобы не сойти с ума от того уровня самоорганизации и ответственности, которые нужны 16-летнему человеку для выполнения текущих задач, требуется твердое ощущение психологической безопасности.

А оно есть?

Забегая вперед, скажу, что нет, но обо всем по порядку.

  Дело в том, что старшеклассники, которые и без того подвержены страхам, переживаниям и экзистенциальной тревоге, - это одна из самых уязвимых категорий в смысле влияния агрессивной среды. 

  И у психологов давно зрела идея поговорить с современными выпускниками об их убеждениях (о мире, о себе и о возможностях контролировать события своей жизни). 

  И вот в прошлом году среди учащихся 11 классов было проведено большое интересное анкетирование. 

  Вообще, чувство безопасности основано на трех убеждениях:

•Вера в то, что в мире больше добра, чем зла

•Вера в то, что события подчиняются законам справедливости

•Вера в ценность собственного «Я» и свою удачливость.

Эти основы складываются в детстве, однако потом общество бывает способно покорёжить их до неузнаваемости. 

И - да, после обработки опросников психологи получили сюрприз, который приятным ну никак не назовешь.

  Выпускники продемонстрировали низкие значения по шкалам «Убеждение в благосклонности мира», «Убеждение в ценности собственного Я» и «Убеждение в своей удачливости». 

И высокие значения по шкале «Убеждение в случайности происходящих событий».

  Если коротко, то желанный индекс безопасности оказался сильно ниже ожидаемого.

  То есть 11-классники считают, что мир по отношению к ним неблагожелателен (враждебен), что лично они не имеют никакой особой ценности и что им в жизни не везет. 

  Другими словами, имеется тенденция к формированию негативной картины мира и негативной картины Я. 

 А чем опасна такая тенденция? Тем, что, ощущая враждебность окружающего мира и будучи убежденными в том, что они ничего собой не представляют, подростки не склонны чувствовать себя в безопасности. 

 А без этого невозможно нормально учиться и развиваться.

 И обнаружился еще один феномен.

Оказалось, что школьники демонстрировали  «убеждение в контролируемости мира» и «убеждение в случайности всего происходящего» одновременно. 

 То есть вроде бы и можно управлять событиями своей жизни, а вроде бы и смысла трепыхаться нет.

  Психологи задумались о том, чем могла быть вызвана такая деформация базисных убеждений. Пришли к выводу, что это следствие психоэмоционального давления со стороны учителей и родителей в процессе подготовки к экзамену.

  Человек, даже если это маленький школьник, будет смелее ставить цели и направлять свои усилия на их достижение, если есть ощущение, что при его начинаниях окружающий мир будет к нему благосклонен.

А сегодняшняя жизнь, как бы это выразиться помягче, не оставляет шансов для такой немыслимой роскоши. 

  В идеале школа и семья должны удовлетворять потребности ребенка в безопасности. Именно это чувство является условием для личностного развития.

В идеале..

-2

И еще немного:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц