Пишет Сергей Николаéвич, литератор, журналист:
Спектакль Нового Рижского театра называется «KURLMĒMO ZEME». Дословно – «Земля глухонемых». Слово «страна» по-латышски можно перевести и как «valsts», и как «zeme». Что на самом деле, наверное, близко по смыслу. Но все-таки не совсем. Землю можно потрогать руками, к ней хочется припасть, услышать запах. А «страна» – это больше из области географии и паспортных данных. Режиссер Алвис Херманис хорошо чувствует эти оттенки и отличия. Все его спектакли при нарочитой скупости и скудости оформления очень вещные, предметные. Например, в «Земле глухонемых» даже в сценах секса главным элементом становится не человеческое тело, а… старые газеты. Их комкают, рвут, швыряют в воздух. Они противно шуршат, мешают, летят на пол, создавая ощущение какого-то грязного, нелепого хаоса.
У него на сцене почти отсутствует театральный реквизит. Херманис любит вещи с историей, с прошлым, с судьбой. Не удивлюсь, если старый диван-книжка был куплен для «Земли глухонемых» в комиссионном магазине, а костюмы для главных героинь найдены где-нибудь на складе секонд хэнд.
Собственно, и сам фильм «Страна глухих» Валерия Тодоровского - тоже в некотором смысле секонд-хэнд. Ещё не классика, не музейная старина, просто хорошее кино, принадлежащее своему времени. Криминальная романтика 90-х, мафиозные разборки, голоногие девушки, разгуливающие по Новому Арбату в шортах, пластмассовые телефоны с крутящимися дисками, казино, сияющее своими бессонным неоном на Краснопресненской набережной… Бывшая жизнь! И знакомые лица на экране. Еще совсем молодые - Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, Никита Тюнин… Жизнь всех разбросала и развела. В самом начале спектакля сообщается, что Чулпан и Дина Корзун, партнерши по фильму «Страна глухих», бывшие подруги и соосновательницы фонда «Подари жизнь», уже около двух лет не общаются.
Дина с семьей вернулась из Лондона в Москву, а Чулпан наоборот, сразу после начала событий в Украине переехала с дочерьми в Латвию.
Сегодня Чулпан – первая и единственная, кто сумел не просто заговорить на чужом языке, но и играть на нем в театре. Это ее выбор - не быть немой, выучить латышский, оставаться свободной в профессии. На самом деле спектакль Алвиса Херманиса как раз об этом - об одинокой победе над вынужденной немотой и враждебными обстоятельствами. Это не фигурально, а буквально так. А еще, «Земля глухонемых» про попытку поменять себе судьбу. В финале героиня Чулпан наглядно нам это демонстрирует. Надевает рыжий парик, сразу делающий ее похожей на девочку из фильма «Страна глухих». Достаёт из сумочки лезвие для бритвы. Все очень просто - один тонкий порез, немного крови, и будет вам другая, долгая и счастливая жизнь… Маленькое лезвие, тускло посверкивающее у нее в руке – еще один из возможных вариантов, который всегда имеется наготове. Тайный месседж, который Алвис Херманис вычитал у Ренаты Литвиновой в ее сборнике «Обладать и принадлежать» - прекрасной и горькой прозе, послужившей в свое время импульсом для фильма Тодоровского, заключается в том, что шанс есть всегда. И за игорным столом в казино, и в обычной жизни.
Только не надо бояться им воспользоваться. Звук моря, который постоянно слышит другая героиня «Земли глухонемых» Яя, не может заглушить реальных голосов. Отгородиться никому не удастся. Ни глухотой, ни деньгами, ни даже большой любовью.
Дуэт Чулпан и Кристины Крузе одновременно похож и не похож на тот, что был в фильме. Вначале может показаться, что Крузе повторяет пластический рисунок и интонации Дины Корзун.
Но, конечно, у нее получилась совсем другая Яя. По-западному жесткая, цельная, волевая, внутренне неподатливая и непреклонная в стремлении единолично обладать и принадлежать. И только одна у неё помеха - мужчины, каждый из которых тоже претендует на Риту.
В спектакле их двое: красавец с рельефными бицепсами Томс Харьо в роли Леши ⤵️
и солидный, весь чёрном, похожий на пастора, Гунтарс Аболиньш в роли Свиньи⤵️
Два представителя мужского мира, от которого одни неприятности и несчастья. Лучше бы этих мужчин вообще не было. Но они есть. И без них никуда! Это они платят, покупают, имеют, разводят, уходят … Всегда угроза. И всегда только боль.
На все их манипуляции героиня Чулпан смотрит сегодня будто с другого берега. В отличие от Яи, она все это уже однажды прожила. И может быть, ее саму и не очень-то тянет возвращаться в ту страну, где она была юной девочкой с испуганными глазами. Сегодня перед нами грустная женщина с короткой блондинистой стрижкой под мальчика. Она знает, что ничего хорошего впереди не ждет. Но если надо, готова пройти знакомыми маршрутами, чтобы в конце концов оказаться все с той же пачкой денег, которые ни от чего, как известно, не спасли.
Время от времени она будет подходить к старенькому пианино и брать несколько тихих аккордов, чтобы настроить душу на печаль и неизбежность потери. А может, наоборот, - заглушить их предчувствие? Чулпан играет невероятно тонко, на каких-то полутонах. Нигде ничего не форсируя, ни разу за весь спектакль не повысив голоса. На «Земле глухонемых» не принято кричать. Даже от боли.
Она здесь и рассказчица, и главная героиня, пытающаяся приспособиться к чужому, странному миру, и жертва абьюзных отношений, и объект желания… На самом деле Рита - может быть, одна из сложнейших ролей, которая когда-либо доставалась актрисе. Да еще на латышском языке! Профессионалы недоуменно разводят руками: неужели такое возможно? Сами латыши, от природы люди сдержанные и совсем не склонные к чрезмерным восторгам, выходят из зала в ошеломлении. Такой кристально правильный и красивый латышский язык, как у Чулпан… И тем не менее у нее это получилось.
Алвис Херманис поставил очень нежный и грустный спектакль. Без криков и проклятий, без надрыва и широковещательных манифестов. На стене, заклеенной старыми обоями, где по ходу действия идут кадры из «Страны глухих», иногда вдруг возникает красивое цветное видео с женскими руками. Одни только руки. Легкие касания, нежные рукопожатия, невесомые сплетения пальцев. Нежная кожа, податливые ладони… Женские руки над бездной – это и есть его «Земля глухонемых». Они спасают, они утешают, не дают пасть духом. Только на них и надежда.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай: