С новостями выходим не регулярно, начали собирать интересные материалы еще в ноябре и немного затянули, поэтому кое-какие пункты дайджеста выглядят протухшими. Принцип подбора новостей простой - все, что прокачивает скилл продвинутости или может пригодиться "потребителю на максималках".
1. Тинькофф банк тайком собирает согласие на биометрию. В принципе, кто бы сомневался. Оригинал статьи здесь:
2. Недорогие и качественные щелочные батарейки. Выбираем долгожителей по 15 рублей:
3. Законопроект о том, что цена на ценнике должна отражать стоимость за килограмм или литр отклонен. Депутаты просто не стали голосовать ни за, ни против.
4. В начале ноября СМИ вспомнили про один из самых интересных сюжетов судебной практики. Маркетплейсы не имеют права отменять заказы. Вы удивлены? Тогда читайте подробнее. Всем нам подобная судебная практика тоже пригодится, поскольку рано или поздно маркетплейсы изменят в лучшую сторону свои бизнес-процессы.
5. В ту же сторону развиваются события об аннулировании Аэрофлотом 3 тыс дешёвых билетов на Пхукет. В октябре клиенты успели заказать билеты по цене около 6 тыс рублей, а оказалось, что это сбой. Поскольку а условиях моратория на проверки бизнеса авиакомпании вообще плевать на последствия, дело развивалось по нестандартной траектории. Сначала Роспотребнадзор заявил, что готов идти в суд с групповым иском, а спустя месяц в СМИ появилась Генеральная прокуратура с сообщением о внесении представления главе Аэрофлота. Содержание представления пока никто не видел. По сути, в нем должно содержаться описание действий, которые необходимо совершить Авиакомпании, чтобы устранить нарушение. То есть восстановить билеты и увезти граждан отдыхать.
6. После сильного снегопада опять выросли в два раза в приложении Яндекс-такси. ФАС лениво сообщает, что у него лапки и мораторий. Защищать потребителей сейчас не время. Как Яндекс стал почти монополистом в небольшой статье
7. МТС возглавил список лидеров среди операторов связи по жалобам клиентов на навязывание услуг. Со скрытыми подписками и навязанными услугами сталкивалось 9% абонентов Yota, 28% абонентов Tele2, 24% пользователей «Мегафона» и 19% клиентов «Билайна».
8. Наноплатик в бутылках с водой. Американские ученые обнаружили угрозу здоровью в воде в пластиковых бутылках. Bloomberg отмечает, что опасность нанопластика заключается в его способности из-за крошечных размеров попадать в клетки и кровь человека, в том числе через плаценту — и в тело новорожденных. Российские ученые заявили о безопасности наночастиц в воде из пластиковых бутылок. "Частицы пластика не токсичны, потому их попадание в организм «не более опасно, чем попадание частиц какой-нибудь пыли или песка». Исследование американцев проходное и вообще никакой сенсации нет.
9. В системе наказаний появились новые штрафы за то, что потребителей обдирают. Так, за навязывание дополнительных товаров или услуг можно заплатить до 40 000 рублей, а если игнорировать претензии, то до 300 000 рублей. Второй сюжет вообще бомбический, он помог бы сильно повысить клиентоцентричность многих забывчивых компаний. Проблема пока только в том, что штрафы уже есть, а применять их не получится. На сегодняшний день нет никаких легальных способов защитить потребителя через штраф. Кроме нескольких, мы про них скоро выпустим отдельную статью (она уже в работе).
10. Банки в 2024 году начнут возвращать украденные деньги по новым правилам. Подробнее на РБК:
На самом деле, ничего особо не изменится, нововведения (в виде единого реестра телефонных номеров и карт мошенников), конечно, понизят количество пострадавших, но в ответ мошенники просто повысят "средний чек" хищений, придумают как не "светить" лишний раз рабочие инструменты (номер обнальной карты и привязанный к ней телефон). Сам принцип: банк не возвращает деньги, если клиент не соблюдает "финансовую гигиену" - остался без изменений. Ровно как и банки никто не попросил лучше работать с таким инструментом, как профилирование клиентов по уровню грамотности и подверженности рискам социальной инженерии. Тотально включить всем пенсионерам мобильный банк - до сих пор рабочая схема многих эффективных продажников. "Поставьте галочку, что ознакомлены с правилами безопасности" - все также основная коммуникация банка с клиентом. ЦБ РФ просто не в состоянии перенести реальные риски обнуления счетов россиян на тех, кто в этом "лучше разбирается" (на банки).
11. Производителям товаров первой необходимости больше нельзя менять размер упаковки (мы взяли этот этот заголовок не просто из СМИ, а из новостной ленты юридического портала, заголовок, который буквально сам вводит всех в заблуждение). Дело в том, что Генпрокуратура России теперь не просто осуществляет надзор за надзирающими - она в принципе нацелилась решать все вопросы потребителей самостоятельно (на самом деле - только пиар-значимые).
По инициативе Генпрокуратуры России 24 октября 2023 года внесены необходимые корректировки в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте». Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 грамм, молоко – 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров.
На сайте ведомства забыли упомянуть, что все ГОСТы носят рекомендательный характер, а обязательные требования к упаковке продукции (маркировке) - содержатся в наднациональном документе (ТР ТС 022/2011).
Требования ГОСТ становятся обязательными только в случае, если в маркировке продукции упоминается соблюдение конкретного ГОСТ. Думаете производители яиц и соли указывают ГОСТ 8.579-2019 на упаковке? Кончено, нет. Хотя бизнес отреагировал на эту новость настороженно (никто не хочет на пустом месте злить прокуратуру), юридические основания для изменения фасовки продукции под большим вопросом. К тому же на месте производителей из России они могут обратиться в суд ЕАЭС для защиты своих интересов, т.к. заводы в Белоруссии или Казахстане не обязаны исполнять требования российского стандарта.
12. Новосибирский Россельхознадзор рассказал, про самые подделываемые продукты.
На первом месте долгое время находится молочная продукция. Особенно это касается товаров с высоким содержанием молочного жира — сливочное масло, сыры, сливки, сметанные продукты. На втором месте — колбасные и мясные изделия.
Как подделывают? Обычно, подмешивают более дешевые компоненты. Например, написано колбаса из мяса говядины, но для удешевления продукта вводят в состав мясо птицы, которое безвредно, но стоит дешевле.
Но Россельхознадзор также фиксирует основную проблему - проверки и лабораторные исследования проводить практически невозможно. Та же прокуратура не согласовывает почти ничего - все жалобы людей и добросовестного бизнеса, что кто-то химичит с составом продуктов идут в корзину. Таков он - мораторий на проверки бизнеса. Мы подробно об этом писали в материале:
Если дайджест будет набирать лайки и просмотры - мы продолжим выпускать подборки интересных новостей.