Найти тему
Александр Дедушка

"Игры нравственного выбора" - какую любовь вы выбираете - любовь-счастье (эрос) или любовь-служение (агапе)?

Выбор
Выбор

Ценностный выбор

А теперь главные задания в области нравственного выбора.

Почему главные? Потому что главный выбор в сфере нравственности – это выбор ценностей. Ценностей, к которым привязана и стремится душа, и которые, в конечном счете, определяют ее нравственное состояние. В этой связи вспоминаются евангельские слова И.Христа:

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его». Лк. 6. 45.

Это ведь как раз о ценностях, хранящихся в «сокровищнице» сердца.

Мы и попытаемся с Вами, коллеги, присмотреться к этим «сокровищам», хранящимся в сердцах наших детей, каким из них они предпочтительнее всего готовы «отдать» свою душу.

Любовь-счастье (Эрос) или любовь-служение (Агапе)

Задание на такой нравственный выбор очень важно в плане понимания ориентации личности в важнейшей области нравственности и человеческого бытия – любви. Можно без преувеличения сказать, что человеческая судьба в своем основном бытийном корне зависит от этого самоопределения.

Но сначала ребятам нужно дать необходимую справку.

Достоинство это или «бедность» русского языка, что под понятием «любовь» может скрываться целый спектр отношений?

Наиболее распространенная, пришедшая к нам из греческого языка, классификация «типов» любви следующая:

Эросстрастная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Сторге спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагмарассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапебескорыстная жертвенная любовь-самоотдача.

Если попытаться свести это многообразие видов любви к двум наиболее резко очерченным и важным видам, то это любовь-эрос и любовь-агапе.

Любовь-эрос – это стремление обрести личное счастье в союзе с противоположным полом. Здесь очень важна сила этого чувства и его взаимность. Впрочем, об этом виде любви всем известно.

Любовь-агапе – это любовь-служение, любовь-самоотдача, любовь-жертвенность, когда не так важна взаимность чувства, не так важно любят ли тебя, важно, что любишь ты и не любить не можешь. Так мать любит своего ребенка, так воин любит свою Родину и гибнет, защищая ее, в бою.

Сознательно или бессознательно, но каждый из нас делает выбор в пользу одного из этих двух видов любви. Их, конечно, можно сочетать, но в любом случае, одна из них будет главной, а другая на вторых ролях. Сочетать их в равной силе просто невозможно.

После этого вступления ребятам и предлагается сделать свой выбор и мотивировать его.

Друзья и коллеги! Прежде чем мы с Вами начнем рассматривать выбор детей, я предлагаю сделать этот выбор и Вам. Это поможет лучше понять драматизм выбора наших подопечных. К тому же, Вы, скорее всего этот выбор уже сделали, и можете смотреть на ситуацию с высоты не гипотетической конструкции, а того или иного реализованного жизнью решения.

Ну, что? Сформулировали свой выбор?..

Тогда идем дальше.

Лишь несколько человек сделали свой выбор в пользу любви-служения. Давайте присмотримся к их мотивировке:

«Я выбираю Агапе, потому что я к ней больше подхожу. Я не представляю себя любимым со стороны женщины, но я готов все сделать даже без похвалы, награды в пользу любимого человека». Леша.

И хотя в 12-13 лет трудно себя представить «любимым со стороны женщины», главный мотив, думается, прописан дальше – мотив бескорыстия, который характерен именно для любви-агапе.

«Я выбираю любовь-агапе. Может, кому-то это покажется глупо, но я предан Родине, и я необъяснимо люблю человечество. Я мечтаю глобально помочь миру, потому что мне иногда жалко человечество из-за того, что оно стоит в самом начале прогресса эволюции». Мурат.

Вот так вот! Как вы думаете, коллеги, кто может вырасти из человека, который в 13 лет тревожится подобными мечтами? Будем надеяться, что это желание глобальности служения не рассеется с годами и не затянется ряской повседневных забот.

А на следующую работу обратите особое внимание. Потому, что это работа единственной девочки, без колебаний избравшей любовь-служение:

«Я выбираю любовь-служение. Потому что я буду отдавать все своим детям, а не мужу. Для меня важнее дети. Ну, а любовь-эрос для меня второстепенная». Лена.

А все-таки женский тип восприятия любви проявился и тут. Дети – это же «продукт» любви-эроса. Интересно было бы взглянуть на реакцию мужчины, которому бы его любимая женщина сказала, что она его любить не будет, но будет любить детей от него…. Да, необъяснимая женская логика!.. Хотя, если оставить шутки в сторону, то, зная Лену, могу сказать, что она не кривит душой, выбирая любовь-агапе. Живет в ней уже сейчас образ служения, но останется ли она верной ему, когда «эрос возьмет за горло» - это, конечно, вопрос.

И одна работа «колеблющейся»:

«Вообще, я бы выбрала, наверное, любовь-служение, но именно в данный момент для меня важнее любовь-эрос, сейчас она более близка и просто необходима. Это то, без чего я сейчас не могу прожить». Женя.

Да, Женю «эрос уже схватил за горло», удивительно, что она при этом еще помнит о служении.

Ну, а теперь переходим к тем, кто выбрал любовь-эрос и присмотримся к их мотивировке. Тут есть интересные нюансы.

«Я выбираю любовь-счастье-эрос, потому что я всегда стремилась к настоящей любви, я всегда хотела найти свою 2-ую половинку, а любовь-служение, она иногда бывает сама собой». Аня.

Итак, первый мотив: любовь-эрос надо искать, а любовь-служение может прийти сама собой. Аргумент, прямо скажем, ненадежный. Его с той же долей истинности можно повернуть и наоборот. И тогда получится, что любовь-эрос как раз приходит сама собой, а вот чтобы понять свое призвание в служении приходится иногда потрудиться и наломать много дров.

«Я выбираю любовь-счастье. Потому – что важнее счастья? Просто если нет счастья, нет и любви. Если я буду любить родину и т.д., то для моих родных не будет времени». Вика.

Здесь уже два аргумента. Без счастья нет любви и нехватка времени для близких. Мотивы понятные для тех, кто ставит личное счастье на первое место.

«Я выбираю любовь «Эрос», потому что если бы не любовь «Эрос», то не было бы никого из нас. Хотя, если бы не было любви «Агапе», то не было бы Мира, в котором мы живем. Все-таки я выбираю любовь «Эрос». Это невозможно объяснить». Света.

Почувствовали драматизм? Света сначала выдвинула важный аргумент в пользу Эроса, но тут же привела не менее важный в пользу Агапе, и…. И логика зашла в тупик. Но осталась внутренняя интуиция, бессознательное чувство, которое решительно избрало Эрос, помимо всяких логических рассуждений.

Вот еще одно свидетельство бессилия логического постижения Любви и выбора одного из ее видов:

«Я выбираю любовь-эрос. Потому, что добра я еще никому не приношу. И не важно, что мне не будут отвечать взаимно. Мне главное, чтобы я делала добро. Но, а полностью объяснить это невозможно». Галя.

Немного туманно, так как характеристика образа поведения взята скорее от любви-агапе. Но бессознательный выбор однозначно за Эрос.

«Для меня дороже мои близкие, а не родина. Если бы я была солдатом, то я бы выбрала любовь-служение, но для меня важней моя половинка и мои родственники, и мои друзья». Ксения.

Вот все откровенно и понятно в области ценностного выбора и без каких-либо нравственных терзаний.

А теперь перейдем к тем ребятам, которые все-таки сознают смутную «ущербность» выбора любви-эроса, и при этом испытывают определенные нравственные сомнения и пытаются их разрешить.

«Я выбираю любовь-эрос, счастье. Это для меня приятнее и лучше. Может, это не благородно и низко, но мне нужно счастье, свое, личное, нужен человек, который будет моим». Таня.

Тане спасибо за откровенность. Смотрите: любовь-эрос «приятнее и лучше», но это «не благородно и низко». «Приятнее и лучше» – это на уровне чувств и интуитивного выбора, а за благородство выступает сознание и смутное («может быть») впечатление, исходящее от совести. И смотрите, как Таня буквально подавляет эти импульсы тройным самоубеждением: счастье нужно «свое, личное, нужен человек…»

Да, Танюха, тебе бы разобраться, кто в тебе так властно пытается расправиться с импульсами совести. И все может стать ясным, как в следующей работе:

«Я выбираю любовь-счастье. Может, я эгоист, но сам себе я дороже, и счастье только для себя и любимого человека. Остальное мне по барабану». Сергей.

Грубовато, но предельно откровенно. И добавить нечего. Человек определился с главным жизненным выбором уже в шестом классе.

Однако несколько ребят так и не поддались моим настойчивым призывам к однозначному определению между любовью-счастьем и любовью-служением. Слишком драматичным оказался этот выбор:

«Я выбираю, наверно, любовь-счастье, хотя мне ужасно трудно сделать такой выбор. Я не буду исключать полностью любовь-служение. Я хочу служить Родине. Но я также хочу иметь мир в семье, счастье и любовь. Я патриот, я люблю Родину и все остальное. Я хочу иметь любовь-счастье и служить Родине. Любовь-счастье – 60%, любовь-служение – 40%. В будущем я, может быть, буду служить, но сейчас во мне преобладает любовь-счастье». Дима.

И еще один Дима, что называется, «не сдается» на однозначный выбор:

«Я выбираю любовь-счастье «Эрос» и любовь-служение «Агапе» - 50% на 50%. Я считаю, что эти две любви можно совмещать. Можно любить и Родину, и свою семью. В данное время очень много людей так и живут. Например, те же самые военные, президент и т.д.» Дима.

Да, можно, конечно, можно. И нужно любить и то, и другое. Но не плохо бы при этом понимать, что для тебя главное.

А из этих попыток синтеза двух видов любви напоследок приведу, на мой взгляд, самую удачную:

«Я выбираю любовь-эрос (счастье). Если будешь любить одного человека, а он будет любить тебя, то ты познаешь настоящую любовь, и значит, в твоем сердце зародится любовь-служение». Люда.

Если бы это происходило всегда и однозначно так, то, конечно, не стоило бы и огород городить…. Хотя эту формулу можно принять за красивую идеальную мечту и попробовать ее достичь.

Друзья, я позволил себе несколько «вольностей» в анализе этого задания не из чувства пренебрежения и цинизма, а потому что слишком большая серьезность, как это ни парадоксально, противопоказана при рассмотрении таких серьезных тем.

Это в полной мере касается и следующего ценностного нравственного выбора.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь