Найти тему
LANASKINO

Трилогия "Перед...": хорошее кино Линклейтера о тридцати годах отношений

Оглавление

Режиссер Ричард Линклейтер любит показывать истории в длинной перспективе. На его счету "Отрочество", лента о взрослении, которая снималась с одними и теми же актерами на протяжении почти 30 лет, и трилогия "Перед...", о ней и поговорим.

"Перед.." - это три фильма, в которых история любви распределена на 30 лет, как в реальном времени, так и во временной шкале кинореальности. В центре всех картин американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи).

Фильм Первый: Перед рассветом (1995 год)

Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск

Молодые люди едут в поезде через всю Европу.

Он спешит, чтобы "поймать" нужный рейс домой в США, а она возвращается от своей бабушки. Они знакомятся.

Джесси предлагает Селин авантюру - выйти с ним вместе в Вене и отправиться гулять. Она соглашается. Они осматривают Вену, разговаривают и влюбляются друг в друга. А далее... Они договариваются встретиться снова через полгода, но решают не обмениваться контактами.

Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск

Это фильм-предчувствие, ожидание отношений.

Та стадия, когда у людей так мало совместно пережитой реальности, что у них остается много пространства для фантазий и грез.

В основе саги лежит личный опыт самого Линклейтера и его прогулки по ночной Филадельфии в далеком в 1989 с женщиной по имени Эми. Сначала они созванивались, но потом связь оборвалась.

-----

В 1994 Линклейтер, начав снимать первую часть, надеялся, что Эми посетит премьеру, но этого не произошло

-----

Фильм Второй: Перед закатом (2004 год)

Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск

Прошло почти 10 лет.

Джесси стал писателем и прославился своим романом по мотивам их встречи с Селин. Он приезжает в Париж в рамках пресс-тура. Афишу с ним в одном из книжных магазинов видит Селин, и они наконец встречаются и выясняют, почему это их встреча стала первой спустя много лет.

Они проводят вместе остаток дня, потому что у Джесси вечером самолет.

Финал снова открытый. Непонятно, остались они вместе или нет.

Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск

Это фильм-начало, решение об отношениях.

Люди взвешивают и принимают решение, быть им вместе или нет.

-----

На премьеру и этого фильма Эми не пришла

-----

Фильм Третий: Перед полуночью (2013 год)

Снова прошло девять лет - и зрителя переносят в Грецию, где даются ответы на открытый финал прошлого фильма.

Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск

Герои уже пара, у них двое детей. На каникулы к ним приезжает сын Джесси от первого брака. Джесси и Селин вновь много разговаривают, гуляют и ругаются. За это время у них накопилось достаточно противоречий, да и их отношения привели к разводу Джесси. Все это на фоне греческих пейзажей.

Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск

А эта картина-после.

У пары уже так много вместе пережитой реальности, что она, переливаясь через край, приводит к взрывам и "сбросу давления", чтобы отношения могли дальше существовать.

-----

На съемках этой части Линклейтер уже узнал судьбу Эми. Она разбилась на мотоцикле в мае 1994 года, ей было 24 года. Линклейтеру тогда было 33 года и ему оставалось несколько недель до начала съемок "Перед рассветом"

-----

Чем хороши эти фильмы?

If you want love, then this is it. This is real life. It's not perfect but it's real.
Если ты хочешь любви, тогда вот она. Это настоящая жизнь. Она не идеальная, но настоящая

Перевод Lanaskino

(1) Красивые локации

Вена, Париж, окрестности деревни Кардамили и побережья Ионического моря в Греции - сняты не приторно, а натурально, сохраняя красоту.

(2) Выразительные Хоук и Дельпи

Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск

Они играют несовершенных, а потому правдоподобных, героев, которые общаются, любят друг друга и выясняют отношения в заданных временных рамках

(3) Каждый фильм можно смотреть как "вещь в себе"

Нужные для понимания детали объясняются, а сняты все картины одинаково хорошо.

О чем это кино?

Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск

Это хорошие разговорные фильмы об отношениях

Отношениях не простых, но реальных.

Когда пара способна много общаться и шутить, потом любоваться друг другом, а в следующую секунду уже поругаться из-за нерешенных проблем и обид.

Они не супергерои. Они не проживают какой-то суперувлекательный сюжет. Зато они живут, иногда воя от тоски, иногда замолкая, иногда радуясь, иногда ошибаясь.

Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед полуночью" // Кинопоиск

Это история...

... о том, что в долгой перспективе после ярких эмоций в начале отношений наступают другие этапы, что после финального поцелуя в мелодраматическом кино начинается жизнь.

... о том, что поцелуй этот не счастливый конец-панацея "вот мы вместе и теперь все будет хорошо", а только начало долгого пути, где сами партнеры могут портить жить себе и друг другу, где бывает сложно, где главные герои не обращают внимания на то, что у них хорошо работает: например, что им интересно разговаривать друг с другом спустя много лет, что у них здоровые красивые дети, что им до сих пор нравится близость друг с другом, в конце концов что они могут позволить себе находиться в красивых местах и есть вкусную еду.

Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск

... И о том, как минута обострения противоречий и ссоры заставляет сотрясаться все хорошее, причиняет боль и заставляет усомниться в отношениях: подумать, как Селин, что такие неприятные ощущения настолько неприятны, что означают конец всему.

Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед закатом" // Кинопоиск

Для меня эта трилогия о том, что как сложно ценить настоящие и долгие отношения и о том, что их на самом деле стоит ценить, поэтому эти фильмы оптимистичны по своей сути, хотя и далеки от покрытых сахарной оболочкой голливудских стандартов романтического кино с непременным счастливым концом.

И искусство в том, чтобы прожить жизнь и отношения, перелезая через траншеи, залитые обидами, усталостью и грязью, позволяя себе подышать под мирным небом, ощутить легкий переход от ссоры к примирению и наконец погреться в лучах радости вместе со своим партнером, помня, что когда-то было свое "перед рассветом" и "перед закатом".

Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Перед рассветом" // Кинопоиск

Постскриптум

Эта трилогия принесла мне два опыта просмотра, между которыми были несколько лет перерыва: один раз в правильном порядке, а в другой - с конца к началу. Было любопытно - просмотр в обратном порядке подарил мне впечатление не менее сильное, чем в правильном.