https://yt3.ggpht.com/ytc/AMLnZu9R2a0GpddOL1_X7ePTbROk1he2I6OAXR2YASrT=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj
Прочитал книгу, «Школа должна учить мыслить!», оставила неизгладимое впечатление. Речь в книге идет о том, как важно научиться мыслить. Человек, знающий многое, не означает что он умный, вот об этом – «Много знание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова принадлежат Гераклиту Эфесскому. В большинстве случаев каждому ребенку предоставлены равные возможности для развития ума. Но, к сожалению не все это могу полноценно в них развить. В школе эта обязанность, в некотором роде лежит на учителе. Но только малая толика педагогов могут эту способность у обучающегося развить. И дело даже не в том, что они такие, просто система образования у нас построена иначе. В школе многие предметы построены на «зубрежке», подкрепляемых бесконечным повторением материала. Автор утверждает, что подобные занятия калечат мозг, и что самое парадоксальное, даже если усвояемый, заучиваемый материал является истинным, и интеллектуально важным, он дает обратный эффект. Школа старается, как бы вдолбить в мозг ребенка уже добытые чужим пониманием знания. А нужно, чтобы ученик сам имел способность правильно пользоваться ими – добывать их, и это является по его словам естественный дар.
«Недостаток способности суждения есть собственно то, что называют глупостью; против этого недостатка нет лекарства» / Критика чистого разума – Кант. Таким образом, самый верный способ уродования мозга и интеллекта – это ФОРМАЛЬНОЕ заучивание знаний.
Ум, способность самостоятельно мыслить, формируется и совершенствуется только в ходе индивидуального освоения материала. Что самое интересное, вдалбливается, как правило, то, что ребенку не интересно и не нужно. А вот если информация к заучиванию имеет обратное значение для ребенка, то он ее непременно легко усвоит. Взять хотя бы на примере моего сына. Он знает о динозаврах то, чего я уже сам не знаю. А он спокойно указывает названия, причем трудно запоминающиеся, среду обитания, и даже может указать период обитания того или иного животного. К тому же, процесс забывания это защитная реакция мозга, чтобы он не переполнился информацией и от ее избытка перестал нормально функционировать, отбирать, сопоставлять, умозаключать. Получается, что заучивание ненужной информации переполняет мозг и ухудшает его функционал. Все ненужное, не используемое в повседневной деятельности мозг отводит на уровень подсознания. Вот это и влияет отрицательно на способность мыслить. Автор указал на то, что здесь важную роль несет родитель, который гораздо наблюдательней и серьезней любого учителя может отнестись к развитию способности мыслить.
По его мнению – «научить ребенка (да и только ребенка ли?) чему-либо, в том числе и способности (умению) самостоятельно мыслить, можно только при внимательнейшем отношении к его индивидуальности».
Надо организовать процесс развития умственной деятельности так, что ребенок, да и не только он, больше уделял времени умствованию, и меньше времени заучиванию, тем более «зазубриванию». А это прививается посредством решения задач, а также умению задавать самому себе вопросы – а это целая наука. В одной из моих статей, про кайдзен, об этом также упомянуто.
Вот что пишет по этому поводу автор: - «Так что «учить мыслить» нужно, прежде всего, с развития способности правильно ставить (задавать) вопросы. С этого начинала и начинает каждый раз сама наука – с постановки вопроса природе, с формулировки проблемы – то есть задачи, неразрешимой с помощью уже известных способов действий, известных – проторенных и затоптанных – путей решения. С этого же должен начинать свое движение в науке и каждый вновь вступающий на ее поприще индивид. В том числе – ребенок. С острой формулировки трудности, неразрешимой при помощи донаучных средств, с точного и острого выражения проблемной ситуации».
В изучаемой литературе непременно нужно искать противоречия, и уже с помощью них, находить иные пути решения задачи. В школе же, нам преподают дисциплины проторенными путями, формулы, аксиомы, дефиниции, и таким образом, дети начинают изучать предмет с конца. Противоречие – заставляет изучить предмет вдоль и поперек, освоив и поняв его глубже. А ум, который не любит усложнений, ум не творческий не сможет развиваться до состояния, когда он сможет находить иные пути самостоятельно. Автор приводит мудрые слова одного из математиков, который рассуждал о причинах недостаточности культуры математического (и не только математического) мышления у выпускников средних школ в последние годы, он чрезвычайно точно охарактеризовал их так:
«в программах «слишком много окончательно установленного», слишком много «абсолютных истин»... Именно поэтому ученики, привыкающие «глотать жареных рябчиков абсолютной науки», и не находят потом путей к объективной истине – к самой «вещи».
В общем и целом, ответ таков. Надо организовать процесс усвоения знаний, умственной культуры. Чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не только (и даже не столько) «память», сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном и точном смысле слова – «силы суждения».
Исходя из этого, считаю, эту книгу стоит прочитать всем тем, кому не безразлично отношению к умственному развитию ребенка. А потому, её нужно прочесть в первую очередь взрослому человеку, родителю.
Подписывайтесь на мой канал.