Доброго Вам времени суток, друзья мои! Сегодня я Вам расскажу об очередном отрезке нашей прогулки по Петровке, но в этот раз большая часть моего рассказа будет посвящена скульптурам, позже Вы поймете – почему. Итак, в прошлый раз мы остановились перед Бульварным кольцом, осмотрев здания Высоко-Петровского мужского монастыря, те, что были видны глазу с улицы Петровки, если не читали – можете прочитать здесь. Но Бульварное кольцо мы пока не пересекаем, так как напротив монастыря имеется еще одно интересное место – это особняк Губина.
Особняк Губина.
Этот особняк является памятником архитектуры, построенным в конце XVIII века в классическом стиле знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. К сожалению, сначала отвлекшись на древние здания монастыря, а затем на множество скульптур во дворе этого особняка, само здание особняка я так толком и не заснял, лишь фотографию улицы сделал, где слева едва видны колонны портика, да еще один вид этого здания со двора. Жаль, но ничего не поделаешь! Поэтому я не буду долго рассказывать Вам про этот особняк, а сразу зайдем в его двор со множеством скульптур.
Скульптуры во дворе.
Ну а теперь к скульптурам! Как Вы относитесь к творчеству Зураба Константиновича Церетели? Для тех, кто подзабыл – о ком речь, вспомните огромный памятник Петру Первому, выросший из Москвы-реки – это, наверное, самая известная его работа. Когда я задаю себе этот вопрос – у меня нет однозначного ответа, что-то мне нравится, а что-то не очень, ну и наверное, чтобы всерьез рассуждать о художественных нюансах его произведений, нужно быть, как минимум, искусствоведом. А я в этом деле дилетант и простой обыватель, поэтому никаких оценок его творчеству я постараюсь не давать. Тем не менее, и на мой обывательский взгляд, в этом дворе есть на что посмотреть.
Но для начала, нужно рассказать, что это не просто двор, а двор Московского музея современного искусства, который и был основан в 1999 году Зурабом Константиновичем в этом бывшем особняке Губина. Шедевры современного искусства внутри здания мы смотреть не стали, а вот по двору прошлись с большим интересом. Я не считал, сколько там собрано скульптур, на вскидку – более двух десятков, и большинство из них – это работы самого Церетели. Итак, начнем со входа в музей, расположенный с торца особняка, который украшает вот такая интересная арка в античном стиле.
Затем, справа, нас встречают скульптуры двух художников в полный рост. Казимира Малевича я узнал сразу по его знаменитому «Черному квадрату», а вот со вторым пришлось поднапрячься, но я все-таки выяснил – это Василий Кандинский.
Но мое внимание тут же отвлекла от этой парочки самая высокая статуя в этом дворе, если я правильно понял – это «Святая равноапостольная Нина». Однако, перед ней мой взгляд остановился на очень своеобразной композиции, изображающей Дон Кихота со своим верным оруженосцем, ну и с четвероногими друзьями, конечно, только выполнены они из какого-то старого металлолома, а под ногами у них старые чугунные батареи. И пока все эти скульптуры работы Зураба Церетели, кроме блестящего диска с ребристыми внутренностями, который частично попал в кадр вместе с «Ниной» в правом нижнем углу. Это произведение итальянского скульптора Арнальдо Помодоро, а называется оно «Солнце Мира».
Я тут узнал на досуге, что памятник Дмитрию Шостаковичу, работы Зураба Константиновича, который мы видели в Самаре, до того, как его там установили, тоже находился в этом дворе. Значит и другие скульптуры, возможно, мы в будущем увидим на улицах и площадях российских городов.
Но вернемся к тому, что есть в этом дворе на данный момент. Отвернувшись от «Нины», первое, на что падает взгляд, это памятник Владимиру Высоцкому под названием «Струна лопнула». Очень интересная скульптурная композиция, полная экспрессии, несмотря на огромные дыры в ногах. Ну и церковные купола за спиной Владимира Семеновича и лошадиная морда внизу добавляют колорита.
К Высоцкому мы еще вернемся, здесь будет еще его уменьшенная копия в компании с другими достойными людьми. А дальше мы видим еще одну статую в полный рост, одетую в телогрейку и кирзовые сапоги, но правая часть фигуры укрыта мантией нобелевского лауреата. Это поэт Иосиф Бродский, уехавший из страны и ставший лауреатом Нобелевской премии.
А дальше вся центральная часть двора заполнена множеством бронзовых людей, насколько я понимаю, все они из грузинского детства Зураба Константиновича. Здесь и фотограф со старинным фотоаппаратом, и пастух с барашком, и мужчина, видимо, рыночный торговец с павлином и другими птицами, и группа музыкантов с интересными музыкальными инструментами, а еще есть маленькая собачка, чья-то из них или сама по себе – не знаю.
А за ними еще больше народу собралось. Эта масштабная скульптурная композиция называется «Народные грузинские игры», хотя, некоторые говорят, что эта группа людей собралась у столба в таких нелепых позах, чтобы послушать радиорепродуктор, установленный на этом столбе. Но я все-таки думаю, что они играют в игру, в детстве мы тоже в нее играли, и называлась она у нас «чехарда», хоть и детство мое прошло далеко не в Грузии. Спасибо Зурабу Константиновичу за то, что он мне живо напомнил мое детство, когда мы целыми днями напролет пропадали во дворе и во что только не играли, ну и хулиганили, конечно, как без этого!
А может их застала в таких позах та самая ужасная новость 22 июня 1941 года? Лица то у них совсем не веселые!
Но это еще не все игры. Рядом группа ногастых мужчин, кстати, и в первой группе тоже почти все отличаются непропорционально толстыми ногами, так вот, эти мужчины, по-моему, играют в футбол. А что – народная грузинская игра. Правда, мальчик с футбольным мячом, почему-то стоит и наблюдает за другой компанией. Наверное слушает репродуктор.
Кроме подвижных игр, музыкантов и других персонажей, здесь еще есть пара солидных мужчин с кистями в руках и героями их картин вокруг них. Это композиция из цикла «Любимые художники». Здесь Церетели изобразил грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани и французского Анри Руссо. Насколько я знаю, Зураб Константинович считает их своими учителями.
А рядом с художниками, под огромным стеклянным колпаком, установлен фрагмент винтовой лестницы Эйфелевой башни, говорят, оригинальный. И тут же уменьшенная копия той самой башни.
А за ней, рядом с Дон Кихотом, расположилась, как будто, театральная тумба, только вместо афиш на ней с четырех сторон изображены четыре знаменитых человека в виде горельефов. Двоих мы уже видели, здесь это уменьшенные копии тех же памятников Бродскому и Высоцкому. Но есть еще две незаурядные личности: Булат Окуджава и Василий Шукшин.
Булат Шалвович изображен, конечно, с гитарой на фоне своих любимых московских двориков. А Василий Макарович изображен здесь в образе Егора Прокудина, которого он сыграл в своем же фильме «Калина красная». Вот Шукшин, из всех вышеперечисленных, мне понравился больше всего, как живой получился!
Я, конечно, обещал не давать оценок творчеству Зураба Церетели, да я и не оценивал вовсе, просто немного выразил свои ощущения от увиденного!
А дальше мы пойдем посмотрим еще один памятник Высоцкому на Страстном бульваре, затем я Вам немного расскажу о Екатерининской больнице – бывшей городской усадьбе Гагариных, еще о Петровке, 38, ну и затем зайдем в сад Эрмитаж. Все это я планировал рассказать Вам сегодня, но уж слишком длинная статья получится, поэтому пока остановимся, а расскажу Вам об этом я в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!