Найти тему
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Почему мы ушли из школы (в Армении) на семейное обучение

Про программу вы уже знаете, я писала. Теперь про то, как эта программа реализуется.

В расписании у нашего 1 класса семь предметов: русский язык, математика, армянский язык (которым заменили окружающий мир), технология, ИЗО, музыка и физкультура.

Всего дети занимаются 20 часов (уроков) в неделю. Русский и математика - по 4 часа в неделю. Итого 8 часов.

Упор делается на русский, причем на его письменную часть - прописи, прописи и еще раз прописи. Программа слабая, класс небольшой - но при этом объемы задаваемой домашней работы растут с каждым днем. Такое впечатление, что сейчас на домашнюю часть приходится чуть ли не больше, чем на школьную.

При этом читать дети не учатся. Вообще. Потому что "они еще не весь алфавит знают". Они постепенно учат буквы и пишут, пишут, пишут...

Для большинства детей сейчас вообще непонятно, зачем учиться писать прописными буквами. Да и для многих родителей, кстати, тоже. Раньше в этом был четкий практический смысл - безотрывное курсивное письмо было очень удобным, даже необходимым инструментом для дальнейшего обучения. А сейчас?..

Специалисты, между прочим, солидарны:

"А вообще письмо и вот эти буковки — это не самоцель, весь мир давным-давно пишет полускриптом (упрощенное, «разрывное» письмо, полупечатными буквами, без сложных соединений), зачем это сумасшествие с каллиграфическим почерком".

И ещё:

"Жду не дождусь, когда уже наконец дадут отмашку и скажут: «Ребята, пишите полускриптом, полупечатными буквами». Во-первых, так более четко и читаемо, что самое главное — ребенок должен уметь прочитать то, что написал, не думать, как он буковку выводит, а о том, какую мысль хочет изложить на бумаге. Это не имеет никакого отношения к формированию письма". 

Автор обеих цитат - Марьяна Безруких, директор Института возрастной психологии, автор свыше 350 научных работ, пособий для детей, человек, полвека изучающий детский мозг.

Детский мозг поглощает углеводы
Детский мозг поглощает углеводы

Она же утверждает, что за последние двадцать лет время обучения письму в российской школе сократилось минимум в 5 раз. Это медленный навык, при формировании которого задействованы сложнейшие мозговые функции, поэтому все должно быть очень постепенно, но дети, подгоняемые учителями, перескакивают через важные этапы - и в итоге мы получаем ужасны почерк и полное отвращение к письму.

"Жду не дождусь, когда уже наконец дадут отмашку и скажут: «Ребята, пишите полускриптом, полупечатными буквами». Во-первых, так более четко и читаемо, что самое главное — ребенок должен уметь прочитать то, что написал, не думать, как он буковку выводит, а о том, какую мысль хочет изложить на бумаге. Это не имеет никакого отношения к формированию письма". 

Это тоже Марьяна Безруких. Содержание - важнее формы. Дух - важнее буквы. Но только не в школе, увы.

Наши мальчишки могут целую простыню печатными буквами накатать, они с 5 лет все буквы знают и пишут. А тут им приходится фактически переучиваться писать.
Наши мальчишки могут целую простыню печатными буквами накатать, они с 5 лет все буквы знают и пишут. А тут им приходится фактически переучиваться писать.

В общем, на письмо уходит чуть ли не 70% учебного времени. Зато по математике дети 3 месяца (!) считают в пределах 10. Без конца переписывают одни и те же примеры. На дом задают по 15-20 примеров или примеры и задачи. Времени уходит много (в основном, из-за усталости от писанины и необходимости соблюдать требования к оформлению), а толку - чуть.

Итак, русский и математика - это 8 часов. Остальные 12 часов приходятся на прочие предметы. И там все сложно. Не хочу выносить все, что я думаю, в публичное пространство, в подробностях написала в привате. Если коротко и обтекаемо - качество обучения по другим предметам вызывает у меня ряд серьезных вопросов. И не только у меня, если что. Это, так сказать, коллективное мнение.

Для примера - на музыке им включают песни на телефоне (хит - это "Арамзамзам") и предлагают плясать, на ИЗО они вроде бы рисуют, но рисунков домой при этом не приносят, на физкультуре выводят побегать во двор, иногда какие-то игры устраивают.

При этом дети проводят в школе полдня. Домой приезжают только к обеду. Плюс домашка.

Жить - некогда. Временные затраты - огромные. Выхлоп - минимальный.

Читать не учимся, "изучаем" алфавит, без конца пишем (у детей руки и плечи от писанины болят сильнее, чем от гимнастики). От математики скоро взвоем - скучно, одно и то же, переливание из пустого в порожнее. На армянском тоже пишем прописи с буквами (а хотели бы учить слова и осваивать разговорную речь). Лепить, рисовать, играть и плясать и дома можем - чем с успехом и занимаемся. Зачем тогда в школу ездим?..

За счет каникул и болезней мы почти полтора месяца пробыли дома, занимались сами. И оказалось, что эффективность выше в разы - дети тратят меньше времени, меньше устают и при этом узнают и запоминают больше. 
По крайней мере, на данном этапе так.
За счет каникул и болезней мы почти полтора месяца пробыли дома, занимались сами. И оказалось, что эффективность выше в разы - дети тратят меньше времени, меньше устают и при этом узнают и запоминают больше. По крайней мере, на данном этапе так.

Свою задачу как родителя я вижу в том, чтобы не убить в них любопытство и жажду познания, сохранить мотивацию. Но в школе все это стало утекать, как вода сквозь пальцы.

Постсоветская школа вообще находится в глубоком... системном кризисе. Мир стремительно меняется, а неповоротливая образовательная машина катастрофически за ним не успевает. В цифровом обществе учитель перестал быть источником уникальных, сакральных знаний - а как еще "внушить" детям его авторитет, похоже, никто толком не понимает... Но об этом завтра.

Еще:

____________________________________

Напоминаю, что посты в режиме реального времени выходят в приватном Телеграм-канале. Там можно высказать автору все, что вы о нем думаете, комментировать, задавать вопросы про Армению, делиться мнениями, обсуждать погоду, настроение, рецепты, поведение детей и мужей, патриотизм, эмиграцию и прочее важное и интересное.

Доступ платный - 333 рубля в месяц. Если нет денег, но очень хочется присоединиться - стучите в личку, что-нибудь придумаем.

Только учтите, что мы там 1) ругаемся матом 2) уважаем чужое мнение и личные границы 3) топим за мир во всем мире.

Если вы тоже - сильвупле, дорогие гости, сильвупле.